Массовые скопления людей в связи с выходом на учебу и работу в сентябре всегда способствуют более интенсивному обмену возбудителями острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ). Ее вызывают многочисленные вирусы (патогены, их известно свыше 200 видов), которые поражают слизистые оболочки носа, глотки, гортани и бронхов.
То, что мы часто называем «гриппом», на самом деле – ОРВИ. Настоящее же заболевание провоцируется только вирусами A (включая «птичий» и «свиной» штаммы), B и C. Хотя оно и относится к инфекциям, атакующим органы дыхания, но характеризуется особо тяжелым течением.
По словам специалиста, одна из ключевых причин, почему россияне начали болеть в конце лета, кроется в последствиях вспышки коронавируса.
— Естественные циклы респираторных патогенов деформировались. Раннее начало сезона простуд, которое мы наблюдаем, — результат влияния COVID-19 (ковид). Во время глобальной эпидемии он практически вытеснил других возбудителей ОРВИ, а сейчас, на фоне спада, они начали возвращаться в свои прежние ниши, — рассказывает Валерий Литвинов, старший научный сотрудник кафедры «Химия и биотехнология» ПНИПУ, кандидат медицинских наук.
Почему такой сдвиг проявился только спустя три года после завершения пандемии ковида? Это не началось раньше по нескольким ключевым причинам.
— Изначально циркуляцию вирусов сдерживали хотя уже и отмененные, но привычные для некоторых граждан противоэпидемические меры (масочный режим, соблюдение дистанции), выполнявшие роль внешнего барьера. Кроме того, SARS-CoV-2 (вирус, вызывающий ковид) продолжал доминировать в первые годы после пика мировой вспышки коронавируса, активно мутируя и вызывая новые волны, что не оставляло пространства для полноценного возвращения конкурентов. И лишь когда сформировался коллективный иммунитет к COVID-19, появилась возможность для возобновления активности традиционных патогенов. Одновременно за этот период у населения значительно снизились защитные силы организма к «допандемийным» инфекциям, что и привело к заметному смещению сезонности, — объясняет эксперт.
На сегодня ситуация не стабилизировалась, и рост заболеваемости увеличивается с каждым днем. По мнению эксперта, причиной являются не только социальный и климатический факторы. Вирусы постоянно мутируют — меняются, что приводит к новым вспышкам болезней, иногда в более сильной форме. Это часть их естественной эволюции.
— Большинство таких «перемен» незначительны, но некоторые могут быть «ошибочными» и затронуть гены, ответственные за формирование вирусных белков (антигенов). Это ведет к трансформации их структуры — возникает антигенная изменчивость, то есть патоген меняет свою «внешность». Благодаря этому свойству он становится менее заметным и более «заразным» для иммунитета, который запомнил «предыдущую версию», – комментирует Валерий Литвинов.
Этот процесс постоянного «обновления» называется антигенным дрейфом. Он может идти быстрее или медленнее, но именно из-за него регулярно появляются новые версии вирусов (штаммы).
В связи с ростом числа заболевших многие задаются вопросом: возможно ли повторение сценария пандемийных лет с переводом на дистанционный режим работы и учебы? Эксперт поясняет, что такие меры, как «удаленка», являются строго регламентированными карантинными мероприятиями. Они применяются только при преобладании болезней, отнесенных к первой и второй группам патогенности — то есть к особо опасным инфекциям. Первая включает в себя такие, как лихорадка Марбург, Эбола, Ласса, а также чуму. Коронавирус был отнесен ко второй.
— Основную долю текущей заболеваемости составляют риновирусы, вызывающие насморк, аденовирусы, которые приводят к тонзиллиту и конъюнктивиту, а также вирусы парагриппа, поражающие гортань и голосовые связки. Все они не относятся к столь угрожающим жизни категориям. COVID-19 продолжает циркулировать, но пока его новые штаммы не демонстрируют прежней агрессивности. Это говорит о том, что пока, оснований для введения столь жестких режимов нет, — делится ученый ПНИПУ.
Образовательные организации принимают решение самостоятельно, исходя из текущей эпидемиологической ситуации среди учащихся и студентов.