В Перми почтили память основателя Белогорского монастыря

Прошли мероприятия, посвященные 120-летию кончины Стефана Луканина

24 и 25 марта в Перми прошли мероприятия, посвященные 120-летию со дня кончины епархиального миссионера, основателя Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря протоиерея Стефана Луканина.

Прошли мероприятия, посвященные 120-летию кончины Стефана Луканина
Вид на Иоанно-Златоустовскую церковь подворья Белогорского монастыря, 1930-е годы

24 марта в приемном зале Музея Архиерейского квартала состоялся вечер памяти подвижника Пермской епархии «Внимая горячему желанию прихожан...» В понедельник, 25 марта, на месте упокоения протоиерея Стефана Луканина на городской эспланаде по благословению митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия отслужили заупокойную литию.

Протоиерей Стефан Луканин родился 20 декабря 1841 года на территории Кунгурского уезда Пермской губернии, в селе Усть-Кишертском, где его отец служил дьяком. В 1862 году после окончания Пермской духовной семинарии будущий протоиерей был рукоположен во священники Рождество-Богородицкой церкви Бикбардинского завода Осинского уезда.

Молодой священник тотчас же начинает хлопотать об открытии в селе народного училища с интернатом, которое вскоре и открывает в доме местного помещика Дягилева. В училище обучались не только дети, но и взрослые. Единственным сотрудником в училище была супруга священника. В течение семи лет супруги Луканины работали там безо всякого вознаграждения.

За введение в бикбардинском училище нового способа обучения грамоте по звуковому методу при помощи изобретенной отцом Стефаном машинки для передвижения букв он был награжден набедренником. По примеру этого училища Осинское земство открыло еще ряд школ в уезде.

В 1873 году отца Стефана избирают депутатом первого епархиального съезда, тогда же он по собственному желанию был переведен в Свято-Троицкую церковь Асовского села Кунгурского уезда. Там с помощью бесед и убеждений он смог прекратить крестьянский бунт, ставший последствием отмены крепостного права.

В том же 1873 году Стефан Луканин был избран гласным Кунгурского уездного земского собрания и решением Святейшего Синода был назначен миссионером Кунгурского уезда.

Священническое служение Стефан Луканин сочетал с издательской деятельностью. Из-под его пера вышел ряд обширных и подробных статей, посвященных истории и современной жизни старообрядцев, которые публиковались в газетах «Пермские епархиальные ведомости» и «Урал».

В 1885 году отец Стефан Луканин назначается главным миссионером Пермской епархии.

Мысль создать в Прикамье миссионерский монастырь возникает у отца Стефана после посещения Московского Никольского единоверческого монастыря. Он угадывает в бывшем начетчике Василии Коноплеве будущего игумена Белогорской обители и убеждает его перейти в православие, а затем добивается его пострига с именем Варлаам и назначения на Белую гору.

За устройство Белогорского монастыря и строительство там первого храма в честь Святителя Николая отец Стефан был награжден наперсным крестом и возведен в сан протоиерея. Спустя три года за устройство второго на Белой горе храма в честь Иверской иконы Божией Матери он был награжден орденом Святой Анны 3 степени.

После назначения на пермскую кафедру епископа Петра (Лосева) подход к миссионерской деятельности поменялся не в лучшую сторону: «Пока хватит сил, буду работать пером, – не раз говорил о. Стефан. – Переменится состав нашей епархии, и дело миссии снова станет на ноги».

13 марта 1900 года решением преосвященного Петра Стефан Луканин был уволен с должности епархиального миссионера «ввиду бездеятельности, противления епархиальному начальству». Начались преследования, отцу Стефану часто отказывали в самом необходимом.

После смерти епископа Петра и назначения на пермскую кафедру епископа Иоанна (Алексеева) Стефан Луканин был назначен духовником Пермской семинарии и продолжил миссионерскую работу. В марте 1904 года из очередной миссионерской поездки протоиерей вернулся простуженным и быстро стал угасать.

Протоиерей Стефан Луканин был похоронен у левой стены Иоанно-Златоустовской церкви подворья Белогорского монастыря. Затем, после строительства двух приделов, его могила оказалась под алтарем левого придела, освященного в честь первомученика дьякона Стефана. К десятой годовщине его смерти в 1914 году над его могилой было установлено надгробье из черного гранита, которое было закрыто стеклянным куполом.

В середине 20-х годов прошлого столетия храм Белогорского подворья был захвачен обновленцами. В решении обновленческой епархии сказано: «Престол над могилой не освящать, почитание забыть».

Храм Белогорского подворья находился на пересечении улиц Попова (бывшая Долматовская) и Петропавловской. Здание после его закрытия еще очень долго служило людям. В 2017 году на месте, где когда-то находился храм и могила протоиерея Стефана Луканина, проходили земляные работы, в которых принимал участие и автор этого материала.

Что удалось обнаружить? Во-первых, нашли церковную апсиду. Во-вторых, свидетелей, которые жили в этом здании до его сноса в 1978 году. Они рассказали, что могильная плита из черного гранита долгое время находилась рядом с домом, ее прислонили к стене бывшей церкви. Внутри здания правый и левый приделы переделали под квартиры, центральный придел превратился в большой коридор, там хранили старые шкафы и прочие вещи, а дети катались на велосипедах.

В процессе земельных работ нам удалось обнаружить и части некогда величественного канделябра, и множество стреляных гильз от винтовки Мосина, все 1917 года выпуска. Напомню, в феврале 1918 года здесь произошел первый массовый расстрел, и отсюда фактически началась история красного террора в Прикамье.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру