Пермяков приглашают на моновыставку «Аллегория науки. Игра в прятки с сюжетом»

Пермяков приглашают на моновыставку «Аллегория науки. Игра в прятки с сюжетом»
Неизвестный художник. «Аллегория науки». Пермская художественная галерея

С 21 марта по 11 мая в Пермской художественной галерее пройдет третья моновыставка проекта «От реставрации к интерпретации». Она посвящена картине неизвестного фламандского художника «Аллегория науки». Это полотно – выразительный пример аллегорической темы в европейском искусстве, получившей распространение в XVII веке.

Документированная история картины начинается с её передачи в коллекцию художественной галереи из Пермского научно-промышленного музея в первой половине 1920-х годов. В инвентарную книгу она была вписана под названием «Аллегория» и была отнесена к школе Рубенса (XVII век).

Картина отличалась как своими размерами (139х185,5 см), так и загадочностью изображённого персонажа, окружённого многочисленными деталями. Полуобнажённую женскую фигуру с раскрытой книгой и циркулем обрамляют различные животные, птицы и пресмыкающиеся. Этот зооморфный натюрморт дополнен изображениями антропоморфных статуэток, глобуса, масок и жертвенника.

Картина была похожа на символический ребус, требующий расшифровки. В каталог Молотовской художественной галереи 1944 года она вошла уже под названием «Аллегория науки». Композиционно выделенная раскрытая книга с изображением небесных сфер поддерживала такую атрибуцию. Особенности живописи имели параллели со стилем барокко, и полотно было причислено к итальянской школе XVII века.

Исследование картины в процессе её реставрации в мастерских ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря (2022 год) внесло существенные поправки в имевшуюся атрибуцию. При анализе грунта и красочного слоя обнаружилась берлинская лазурь, впервые полученная в 1704 году. Широкое использование этого пигмента художниками начинается на два десятилетия позднее. Поэтому временем создания картины, вероятно, следует считать XVIII век.

Изменившаяся датировка картины (XVIII век) направила исследовательские поиски в новое русло. Появились иконографические параллели с творчеством братьев Бартоломео (1654–1709) и Доменико Гвидобоно (1668–1748), чьи многочисленные барочные плафоны и картины украшают дворцы аристократии в Генуе. Несмотря на заметные черты итальянского барокко (активная, контрастная светотень, плотное заполнение формата картины различными деталями, находящимися в динамических связях), современные исследователи относят картину к поздней фламандской школе.

Новый историко-культурный и персональный контекст выявил иные варианты рассмотрения состава аллегорического натюрморта. Теперь его слагаемые могут рассматриваться в магическом или колдовском ключе, а сама фигура демонстрировать связь не столь с наукой, сколько с образами колдовства или, например, метафорой бренности всего сущего.

«Аллегория науки» принадлежит коллекции художественной галереи сто лет. Однако полотно не торопится расставаться со своими тайнами, соблазняя исследователя новыми загадками.

На выставке зрители могут увидеть, как выглядела картина до и после реставрации; узнать, о чем может рассказать произведение в контексте эпохи; понять, когда и почему возник жанр аллегории и какие символы иносказаний использовал художник; подробно познакомиться с реставрационными методами, материалами и результатами научного исследования полотна.

Кроме того, экспозиция демонстрирует материалы (старинные книги, гравюры, монеты), помогающие понять особенности той исторической эпохи.

Моновыставка «Аллегория науки. Игра в прятки с сюжетом» (6+) будет доступна для зрителей с 21 марта по 11 мая в Пермской художественной галерее (Телта, ул. Окулова, 75, к. 3).

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру