– Если говорить об общем образовании, то мы чем занимались, тем и продолжаем заниматься, – считает Лев Любимов. – Нет разницы между общим образованием в Канаде, в Австралии, во Вьетнаме. Разница только в ресурсах, которые в это вкладываются.
Принципы организации и контент – понятны для всех. Около 40 лет назад, в отличие от нас, запад пошел на радикальную реформу. Несколько лет назад и восток начал меняться. Какое-то время по части общего образования лидировала Финляндия, но сейчас пальма первенства перешла к Китаю.
Смысл общего образования в следующем. Лет 40-45 назад знание стало развиваться гораздо быстрее, к концу ХХ века это был уже информационный взрыв. Через 4-5 лет профессиональные знания заменялись одно другим. Но классические знания – а это и есть школьное образование – оставались более-менее неизменными, хотя объем необходимых знаний нарастал со страшной скоростью.
Было всем понятно, что все необходимое школьнику запомнить невозможно, и нужно искать решение проблемы. В СССР ответа так и не нашли. Хотя фамилии тех людей, которые были к этому максимально близки, известны. Это Лев Выготский, Алексей Леонтьев, Александр Лурия – деятельностные психологи и педагоги. Смысл их идей был в том, что нужно учить не столько знаниям, сколько знаниевым компетенциям. Необходим был быстрый переход в начальных классах от инструкционизма к конструкционизму. Инструкционизм – это когда тебе пошагово выдают маршрут следования. Констукционизм – это модель, при которой ты сам знаешь навигацию по предметному полю и сам набираешь из предложенных источников единицы знания.
Задача, на которую есть ответ в конце учебника, – это не задача. Зачем ребенку в 1 классе задавать домашнее задание по математике в виде решения задач из учебника со страницы 22 по страницу 25 на тему «Сложение»? Правильней давать ребенку несколько дней, чтобы он сам придумал и решил свои же задачи на заданную тему. Тогда ему будет важно, как он справился с этим заданием. Ведь он сам все это сделал! Когда вас учат по чужой инструкции, вас это не злит? Я вас уверяю, детей это тоже злит.
По такой системе учатся запад и восток, а мы до сих пор спим.
Если взглянуть на график развития потенциала человека, в первые 10 лет жизни он идет по экспоненте (то есть стремительно нарастает – Ред.). А потом он начинает «выполаживаться». И в возрасте 30 лет достигает стационарного состояния. А в России детям в возрасте до 10 лет не удается развить свой человеческий потенциал, поэтому к 30 годам мы имеем полудурка. На сегодняшний день мы не имеем профессионалов в той или иной области. Их просто нет, и негде взять.
А что такое современное ЕГЭ? Я вам расскажу. В июне этого года сплошь и рядом говорили о том, что прошедший госэкзамен – это первое честное ЕГЭ. Хотя на самом деле эти экзамены только немножко честные.
Возьмем систему оценки результатов. Если минимальный результат по ЕГЭ по математике установлен на уровне 24 баллов, то примерно 20% выпускников у нас остаются без аттестата зрелости. Чтобы избежать этого, уровень «тройки» понизили до 21 балла. Потом его понизят до 15, до 10 баллов… Вы понимаете, куда мы идем?
А что такое 24 балла? Это задачи уровня 3 класса. 40 баллов на ЕГЭ – это усвоение ребенком знаний за 6 классов. Получается, что больше 50% выпускников своих аттестатов не заслуживают.
И основной провал – это провал в образовании в возрасте до 10 лет. Во-первых, это детский сад и развитие устной речи. 20 лет назад ребенок имел в своем словарном запасе около 6000 слов, сейчас – 3000. Устная речь складывается у ребенка сама – из эфира, из разговоров взрослых. Представьте, что он сегодня слышит. Папа сидит со своим телевизором, мама со своим. А в это время дитя смотрит «Том и Джерри». А там есть текст? Нет. Или пусть даже он смотрит «Ну, погоди!» Там за 17 серий два слова – «ну» и «погоди». Откуда ребенку пополнять свой словарный запас?
Второй провал – это социализация. По общему мнению, социализация обеспечивает ребенку знания о том, как вести себя в обществе. А значит, у него должны быть устойчивые навыки поведения: он обязан первым здороваться со взрослыми и уступать им дорогу.
Зайдите в современную школу. Никто из детей первым с вами не поздоровается. И таких примеров можно привести огромное количество.
Третий провал – дополнительное образование. Вы действительно думаете, что в детском саду всех учат рисовать, петь? Детский сад – это кормление и прогулки по расписанию, и все. Между тем за наши ощущения отвечают 5 анализаторов, и сенсорные системы развиваются до 7-8 лет. Потом – все. В зависимости от того, насколько в детстве были развиты ощущения, у вас сознание и будет создавать образы. А если этого нет? Каково будет ваше восприятие окружающего мира?
Четвертый провал – это английский язык. Им нужно занимать с трех лет.
В начальной школе тоже свои недоработки. Во-первых, это чтение. Чтение – это не умение ребенка складывать из букв слова, а коммуникативное поведение по извлечению смысла из текста. Задача начальной школы – чтобы ребенок уснуть не мог, пока не прочитает главу из книги. Во-вторых, это письмо. Письмо – это коммуникативное предъявление себя, своих впечатлений, чувств, ощущений. При выпуске из младшего звена школы у ребенка должно быть около 1500-2000 собственных сочинений. Предложения взрослых очень коротки, но многозначны, например: «Е-мое!» Это мы понимаем, о чем идет речь. А чтобы понял ребенок, нужно гораздо больше слов. Для этого и нужно развивать образность мышления.
Умение излагать свои мысли в письменном виде – это очень ценно. Что такое мысль? Мысль – это культурный акт, смысл которого состоит в означивании. Мысль нужно означить. А для того чтобы ее означить, нужно найти слова.
На Западе сейчас очень популярно слово «learning». Оно означает сознательное, ежедневное изменение самого себя как следствие переживаемого личного опыта. Современное российское образование пока еще на другом пути.