Роман, помимо всего прочего, занимается журналистской деятельностью. В его обязанности в пермском правозащитном центре входит выпуск газеты «За человека». Как правило, тексты этой газеты посвящены острым социальным проблемам региона. Один из таких материалов был опубликован в сентябрьском номере 2010 года и назывался «Коми-Пермяцкий округ – начало партизанской войны?..». Речь в нем шла о сложных взаимоотношениях многочисленной азербайджанской диаспоры и местного населения. В частности, Роман писал о нечестных приемах ведения бизнеса приезжих предпринимателей, игнорировании ими закона, хамском отношении к русским и коми-пермякам.
Прокуратура посчитала, что статья Юшкова может способствовать разжиганию межнациональной розни, а также убеждать читателей в превосходстве русских над азербайджанцами.
Чтобы получить объективную оценку публикации, был созван консультационный совет. Эксперты совета с доводами прокуратуры не согласились и заявили, что признаков экстремизма в изученном ими тексте нет. Между тем ведомство до сих пор официально не закрыло дело. Получить комментарии в прокуратуре по этому вопросу нам не удалось: ведущий дело заместитель прокурора Виктор Бевх до восьмого июня находится в отпуске. Замещающий его старший помощник прокурора края по обеспечению собственной безопасности Олег Черемных нужной нам информацией, к сожалению, не располагает.
– Делами Юшкова и Хозеева занимался Бевх. Передавая мне свои обязанности, никаких сведений по этим делам он мне не предоставил. Кроме него вам никто не сможет дать комментарий, – сообщил в телефонной беседе Олег Алевтинович.
Между тем нам удалось ознакомиться с текстом статьи «Коми-Пермяцкий округ – начало партизанской войны?..». За какой из формулировок Юшкова скрывается экстремистский умысел, для нас до сих пор загадка. Публикация сотрудника правозащитного центра по большей части носит описательный характер: автор излагает информацию, полученную от жителей округа, рассказывает о результатах своего общения с участниками и свидетелями конфликтов. Единственная оценка, дающаяся событиям, – правовая. Роман критически относится лишь к противозаконным поступкам азербайджанцев, проживающих на территории Коми-Пермяцкого округа. Их обычаи, внешность, особенности характера толкованию не подлежат.
Якобы экстремистское дело Юшкова уже вызвало резонанс в сети Интернет.
– Имею честь представить того, кто пригласил меня в Пермь. Романа Юшкова, национал-большевика, организатора газеты «За человека» и правозащитника русских. Борца с засильем азербайджанской, чеченской и других этнокриминальных мафий, которые колонизируют лесные районы Пермского края, ведут хищническую вырубку леса. Они выжимают из края бешеные деньги. Сейчас под Романа копает местная прокуратура: за его деятельность, за статьи о распоясавшихся кавказских пришельцах. Она не с этими мафиями борется, а с Романом, который им пытается противостоять. Отгадайте, почему так происходит? Русские чиновные морды за нечто готовы сдавать собственный народ, – пишет в своем блоге первый участник проекта «Русские встречи», недавно стартовавшего в Перми, писатель-футуролог, общественный деятель Максим Калашников.
Необоснованным интерес прокуратуры к своей персоне считает и сам Роман.
– По-моему, прокуратура не знает, за что прицепиться. Уж очень активную деятельность по поиску экстремистов она ведет, – рассуждает Роман Юшков. – Сначала оштрафовали Юрия Городилова, инициировавшего расклейку стикеров с цитатами известных людей в общественном транспорте, потом взялись за Романа Хозеева. Теперь под руку попался я. Кстати, меня подозревают в экстремизме не впервые. В одном из правозащитных пикетов, к организации которого я имел отношение, участники использовали плакат, где логотип пикетируемого предприятия был стилизован под свастику. И что вы думаете? Меня забрали в милицию и составили протокол за пропаганду нацистской символики. К счастью, судья оказался здравомыслящим человеком и в итоге меня оправдали. Но все то, что у нас делается под предлогом противодействия экстремизму, я не могу назвать иначе как чередой маразматических событий.
Что интересно, основным инициатором этих самых событий является одно и то же лицо – зампрокурора края Виктор Бевх. Он лично представлял сторону обвинения при рассмотрении дела Романа Хозеева, пять лет назад процитировавшего Гитлера, в Орджоникидзевском районном суде, он же занимается разработкой дела Юшкова. Кроме него сведений по экстремистским делам в прокуратуре никто не имеет. Похоже, что вся антиэкстремистская политика региона находится в руках Виктора Петровича. О причинах такого интереса к проявлениям национализма мы можем лишь догадываться – отсутствие Бевха в зоне информационной доступности мешает нам составить полную картину происходящего. Однако то, что гипертрофированный интерес ко всему, что может быть связано с экстремизмом, имеет место, лежит в области фактов, а не толкований, и у этого интереса определенно должны быть причины.