Долг платежом красен

Вот только кто будет платить?

История эта началась три года назад, когда поссорились два компаньона ООО «Центр Строй»: генеральный директор общества Ринат Кашипов и его заместитель Константин Редькин. Строительная организация с 2017 года занялась строительством в пригородном селе Перми Култаево жилых домов малой этажности, и для этой цели был создан одноимённый жилищно-строительный кооператив, который возглавил заместитель генерального директора Константин Редькин. Однако стройная схема строительства и ввода в эксплуатацию жилья очень скоро дала сбой.

Вот только кто будет платить?
Фото автора

Началось всё с того, что ЖСК в лице председателя его правления Редькина стал задерживать, а потом и вовсе прекратил финансирование строительства, несмотря на то, что квартиры в кооперативе все эти годы довольно активно продавались. Кроме того, появилась информация, что председатель продаёт квартиры в ЖСК не по договорам долевого участия, как требует того закон Российской Федерации и Устав ЖСК, а за наличные, которые не перечисляет ни на счёт ЖСК, ни застройщику на строительство. В конце концов, Кашипов уволил Редькина с поста своего заместителя, а к самому ЖСК был предъявлен счёт по долгам за строительство.

Тогда, не без участия председателя правления ЖСК, управляющая компания направила в отдел МВД России по Пермскому району заявление о якобы существенных недостатках строительства, допущенных со стороны ООО «Центр Строй» и генерального подрядчика – ООО «Строительное управление №8». На основании этого 29 сентября 2021 года сотрудники полиции возбудили уголовное дело по факту… мошенничества в результате якобы хищения вентиляционной трубы!!! Самих руководителей ООО «Центр Строй» и генерального подрядчика ООО «СУ-8», т.е. Кашипова Рината Анваровича и его дочь Кашипову Алсу Ринатовну, подвергли принудительному приводу и поместили в ИВС. В их офисах и по месту их жительства провели обыски, в ходе которых изъяли практически все документы, которые сочли вещественными доказательствами, и приобщили к материалам уголовного дела. В принципе, ничего особенного. Таких случаев в следственной практике хоть отбавляй.

Вот только вскоре выяснилось, что дело шито белыми нитками. Что никакой трубы в помине не было. Что изъятые в ходе следствия документы ООО «Центр Строй» и ООО «СУ-8» не осматривались, судебно-бухгалтерская экспертиза по обстоятельствам хищения не назначалась. Выясняемые на допросах обстоятельства, как и сами документы, не имели отношения к расследуемому делу. А принудительный привод Кашиповых в отдел полиции и помещение в ИВС были незаконными. Прокуратура Пермского района внесла представление об устранении допущенных нарушений и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Однако сотрудники райотдела полиции не спешили реагировать на прокурорское представление, которое состоялось в начале 2022 года. Раз за разом сроки расследования уголовного дела против Кашиповых продлевались. Даже тогда, когда все процессуальные сроки давно истекли. И всё это время изъятые документы находились в отделе МВД по Пермскому району, имущество подследственных было арестовано. Всё это негативно сказывалось на сроках строительства возводимых объектов. Наконец, когда все возможные и невозможные основания для привлечения Кашиповых к уголовной ответственности были исчерпаны, в конце декабря 2023 года следователь прекратил уголовное дело за отсутствием состава преступления. Реабилитантам возвратили изъятые документы, среди которых, тем не менее, не оказалось основных: актов приёма-передачи законченного строительства (справок КС-11) и более сорока векселей, эмитентами которых являлись ООО «СУ-8» и ООО ЖБК «Стройкомплекс», на общую сумму свыше 64 миллионов рублей.  Эти векселя с погашенными суммами за приобретённые квартиры свидетельствовали о произведённых денежных расчётах между держателями ценных бумаг, заказчиком строительства ООО «Центр Строй» и подрядчиками – строительными предприятиями.  

На этом факте, может, и не стоило заострять внимание читателей, если бы один из векселей за номером 049 не всплыл вдруг в гражданском процессе по иску к ООО «Центр Строй». Погашенный ещё до 2022 года вексель предъявила к повторной оплате в 2024 году представитель ЖСК «Култаево» К.Л. Бурматова. Как она пояснила в судебном заседании, этот вексель ей передал председатель правления ЖСК Константин Редькин, чаяниями которого, повторюсь, так долго тянулось расследование уголовного дела о пропавшей со стройки трубе.

Ситуация вскоре прояснилась. В ЖСК обратился пайщик кооператива Чазов (фамилия изменена), потребовавший предоставить ему квартиру на оплаченный пай. Но в ней уже обосновался двойник, тоже в своё время  купивший жильё непосредственно у председателя правления Редькина за наличные, что запрещено законом. И тогда, чтобы отвести от себя гнев пайщика, Константин Аркадьевич, как и прежде, в 2021 году, решил перевести стрелки на технического заказчика и генерального подрядчика строительства. И суд не только принял документ, но и вынес по нему решение, подтвердив требования истца.

Разумеется, сразу же возник вопрос, каким образом документ строгой бухгалтерской отчётности, изъятый из сейфа ООО «СУ №8» работниками ОЭБ и ПК ОМВД России по Пермскому району, обозначенный в протоколе, вдруг оказался у совершенно постороннего лица? Получил Редькин его из рук следователя или выкрал – предстояло разобраться. Поэтому директор «СУ №8» написала заявление в Следственную часть Главного управления МВД России по Пермскому краю подполковнику юстиции И.В. Жукову. В нём были изложены подозрения о возможном совершении хищения ценных бумаг Константином Редькиным или иными лицами. В заявлении также сообщалось об угрозе уничтожения или использовании в преступных целях оставшихся векселей и справок КС-11. «Прошу незамедлительно провести проверку изложенных обстоятельств, - писала Алсу Кашипова, - и принять меры для возвращения ценных бумаг».

Заявление было отправлено 22 марта 2024 года. Его пришлось повторить дважды, прежде чем ровно два месяца спустя врио заместителя начальника Главного следственного управления Ю.Н.Карпова сообщила заявительнице: «Доводы ваших обращений частично нашли своё подтверждение». Далее Юлия Карпова засвидетельствовала, что часть из перечисленных Кашиповой векселей, в числе которых и пресловутый с №049, действительно была изъята из офиса ООО «СУ №8» - на общую сумму почти 10,7 миллиона рублей. И проинформировала, что о результатах проверки её уведомят в установленный законом срок. Не в срок трое суток, который установлен статьёй 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ либо - в отдельных случаях - 10 или 30 суток (предельный срок), а просто «в установленный законом». Но прошло два месяца, три, и Кашипова, так и не дождавшись ответа, 24 июня повторила свой запрос уже в Следственное управление Следственного комитета России по Пермскому краю. Оттуда её письмо перенаправили в Пермский межрайонный следственный отдел, который 7 июля проинформировал её: «О результатах проверки вы будете уведомлены по её окончании». «Окончания» не последовало, и директор ООО «СУ-8» в адрес прокуратуры Пермского края отправила уже жалобу на бездействие сотрудников следственных подразделений СЧ ГСУ ГУ МВД России по Пермскому краю, в котором указала, что решение по гражданскому делу в Пермском районном суде уже состоялось на основе похищенной у неё ценной бумаги.

Прокуратура отписалась 23 июля: «Служебной проверкой установлен факт утраты восьми векселей, признанных в качестве вещественных доказательств по уголовному делу. Кроме того, выявлено отсутствие контроля за наличием вещественных доказательств, в связи с чем следователь СЧ ГСУ МВД РФ (фамилия не указана, как проверить?) привлечён к дисциплинарной ответственности (какой - не указано)». «23 мая 2024 года в дежурной части ГУ МВД России по Пермскому краю зарегистрировано сообщение о возможном хищении ценных бумаг (векселей) должностными лицами ОМВД России по Пермскому району. По результатам проверки начальником ГУ МВД России по Пермскому краю материалы направлены по подследственности руководителю СУ СК России по Пермскому краю для организации проверки сообщения. В настоящее время проверка не окончена, процессуальное решение не принято».

Оно не принято до сих пор. Возникает вопрос: а проводилась ли проверка? Изучался ли протокол обыска от 9 ноября 2021 года, где на странице №12 в замечаниях к нему адвокат Соснин перечислил допущенные сотрудниками полиции многочисленные нарушения. В частности, он указал, что в протоколе отсутствует опись, характеристики и индивидуальные особенности изъятых документов, что документы изымались папками, без осмотра их содержимого и соответствия содержимого надписям на папках. Часть изъятых документов являлась черновиками, без подписей и печатей…

- Данных о том, сколько государственная казна ежегодно возмещает потерпевшим за вред от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц, согласно статье 1069 Гражданского кодекса России, - свидетельствует адвокат Андрей Сачихин, руководитель адвокатского бюро «Сачихин и партнёры», - в открытом доступе нет. Но однозначно, что это десятки, может, даже сотни миллионов рублей. Вот и Кашипову, в результате затягивания с рассмотрением дела о «похищенной вентиляционной трубе», в том числе и за адвокатские услуги была выплачена сумма с тремя нулями. Сейчас заявлен и назначен к рассмотрению иск о возмещении пострадавшей стороне морального ущерба. Так или иначе, но государству придётся платить и за утраченные в органах министерства внутренних дел векселя на уже подтверждённую прокуратурой и следствием сумму 10,7 миллиона рублей. И чем дольше протянется проверка, тем больше будет сумма возмещения. Государству это выгодно?

Что тут сказать? Ведь кроме ущерба по векселям, ООО «СУ №8» в связи с утерей (или хищением?) работниками отдела полиции актов приёма-передачи законченных строительством объектов (справок К-11) понесло убытки в размере 20,6 миллиона рублей. Заявление о преступлении в порядке статьи 141 Уголовно-процессуального кодекса РФ направлено в Следственное управление Следственного комитета РФ по Пермскому краю в августе 2024 года. Действительно, долг платёжом красен. Только неужели так сложно найти действительных виновников всего случившегося? Или лучше ждать, когда в гражданских или арбитражных судах снова всплывут исчезнувшие в ходе следствия документы?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру