Глава Прикамья подчеркнул, что в 2023 году по линии образования региону удалось достичь значительных результатов, и отметил слаженную работу профильных министерств в части строительства рекордного количества школ, ремонта и обновления учебных учреждений, развития среднего образования. Участие в программах «Профессионалитет» многое дает Пермскому краю для развития системы образования, сказал Дмитрий Махонин: «С точки зрения дополнительного образования перед нами стоит ответственная задача – увеличить количество профильных классов в школах. Другое важное направление работы – помощь нашему подшефному городу Северодонецку в сфере образования. Активно помогаем образовательным учреждениям, чтобы ребята учились по лучшим стандартам пермского образования».
Раиса Кассина рассказала об основных результатах работы отрасли в 2023 году. В Прикамье было возведено 11 новых школ; они отвечают всем современным требованиям, вне зависимости от места строительства и мощности объекта. В новых школах есть все условия, чтобы обеспечить равный доступ детей к качественному общему образованию. Учебные заведения оснащены лабораториями и мастерскими, интерактивным оборудованием, открыты центры детских инициатив, спортивные секции и театральные кружки.
Ведется и ремонт существующих школ – как за счет средств местных и краевого бюджетов, так и федерального. В помощь регионам в 2022 году стартовала федеральная программа модернизации школ. В прошлом году в Перми капитально отремонтировано здание «Уральского подворья», завершен ремонт исторического корпуса школы № 22.
По словам главы минобра, в 2024 году капремонт начнется в 12 школах, две из них будут отремонтированы за счет средств бюджета Прикамья. После проведения капитального ремонта дети возвращаются в абсолютно новые школы, где меняется не только внешний вид, но и сама концепция работы, пояснила Раиса Кассина: «Важно, что в обсуждении и создании проектов дизайна и других решений участвуют дети и их родители. Из одобренных 12 объектов до конца текущего года планируем завершить ремонт в восьми школах. Еще четыре школы выходят на двухгодичный ремонт, эти объекты будут сданы летом 2025 года».
Ремонт ожидает пять школ в Перми (это гимназия № 2, лицей № 10, школы № 44, № 123, № 118), а также школу № 12 г. Соликамска, школу № 3 г. Березники, школу в р.п. Пашия Горнозаводского округа, Бабкинскую школу в п. Кукуштан, школу № 2 в Лысьве, школу № 11 в Кизеле и Ляминскую школу Чусовского округа.
Отдельный блок деятельности краевого министерства образования касается развития центров допобразования и профессионального самоопределения школьников. Система допобразования в Прикамье расширяется. Благодаря нацпроекту «Образование» к новому учебному году в сельских школах и школах малых городов дополнительно к существующим центрам откроются 72 центра «Точки роста», один центр цифрового образования «IT-куб» в Гамово и два школьных Кванториума в Лысьве и Чернушке. Кроме того, за счет покупки оборудования в школы будет создано 1900 новых мест для дополнительного образования.
Отметим, за последние три года в Пермском крае открыты и успешно работают детский технопарк «Кванториум Фотоника», три школьных и два мобильных Кванториума, 63 «Точки роста», шесть центров цифрового образования «IT-куб», центр поддержки и выявления одаренных детей «Академия первых», а также Дом научной коллаборации. Всего на сегодня новыми формами образования охвачены более 174 тыс. детей.
По поручению губернатора краевой минобр запускает ряд новых проектов, посредством которых школьники смогут познакомиться с профессиями, востребованными экономикой региона, развить свои способности, отработать необходимые навыки.
Один из них – проект «Я предприниматель», который предназначен для обучения школьников предпринимательским навыкам. К проекту уже присоединились восемь школ и 180 школьников.
Молодежь все чаще задумывается о самостоятельном заработке и стремится проявить себя в роли предпринимателя, стать самозанятым; как раз на таких активных подростков нацелен этот проект, отметила министр образования: «Для них мы совместно с Агентством по развитию малого и среднего предпринимательства подготовили экспертов-лекторов, включили во внеурочную деятельность школ курс "Предпринимательство", а также предусмотрели занятия по отработке персональных навыков на оборудовании. Ребята в рамках проекта будут выполнять заказы местных предприятий, например, по пошиву спецодежды, и тем самым зарабатывать собственные деньги».
Важной задачей для властей Прикамья является подготовка кадров, и система образования откликается на этот запрос на всех уровнях – школы, техникумы, колледжи и вузы. Работодатели активно привлекаются к развитию материально-технической базы и совершенствованию образовательных программ. Расширяется сеть образовательно-производственных кластеров в рамках проекта «Профессионалитет».
На встрече также обсудили масштабный проект, который требует тщательной проработки и привлечения множества ресурсов для качественной реализации, – строительство межвузовского многофункционального студенческого кампуса «Будущее Пармы».
По итогам встречи губернатор поручил министерству образования проработать вопрос увеличения числа студентов вузов и техникумов, обучающихся по целевым договорам. Кроме того, Дмитрий Махонин дал поручение укомплектовать существующие кабинеты труда в школах современным оборудованием.