Представители бизнеса и силовых структур Прикамья обсудили меры борьбы с мошенничествами

В Перми прошел круглый стол на тему «Мошенничество: преступления, связанные с хищением денежных средств, совершенных с использованием современных информационно-коммуникационных технологий». Мероприятие проводилось по личной инициативе Ирины Южаниновой - председателя Пермского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ», координатора проекта «Предпринимательство» партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Пермском крае.

Представители бизнеса и силовых структур Прикамья обсудили меры борьбы с мошенничествами
ОПОРА РОССИИ

Модератором мероприятия выступила Юлия Старцева – председатель комитета по бюджету и налогам, и.о. председателя бюро по защите прав предпринимателей Пермского реготделения «ОПОРА РОССИИ».

На заседание были приглашены также представители УМВД и прокуратуры Пермского края, УФНС и Центрального банка РФ по Пермскому краю, а также предприниматели, которые так или иначе сталкиваются с мошенниками и различными способами хищения денежных средств.

Об обращениях граждан по данной теме рассказала Елена Савельева - заместитель руководителя региональной общественной приёмной председателя партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Пермском крае. Она отметила, что только за первое полугодие 2023 года к ним обратилось порядка 50 граждан, пострадавших от телефонных мошенников. Она также обратила внимание на принятие ряда мер по предупреждению противоправных действий в отношении жителей Прикамья, а также на необходимость более широкого информирования граждан о действиях мошенников. К совместной работе замруководителя общественной приёмной пригласила всех участников круглого стола.

На тему кибербезопасности выступили представители отдела безопасности Отделения Пермь Банка России Александр Евдокимов и Александр Верижников. Они рассказали о телефонном мошенничестве в виде звонков с подменного номера организации или банка или из мессенджера, о мошенничестве и использованием интернет-площадок с целью заполучить логин и пароль, о фишинговых сайтах и других способах. Самая главная уловка злоумышленников – вызвать сильную эмоцию, торопить и не оставить возможности самому перезвонить в банк или другую организацию. Главная цель - заставить человека сообщить конфиденциальную информацию, открывающую доступ к банковскому счету (реквизиты банковской карты, включая пароли, данные онлайн-банка) или убедить жертву самостоятельно перевести деньги злоумышленникам.

Наталья Шалаева, врио управляющего РДО Пермский Банк Открытие, отметила еще раз, что работник банка никогда не попросит у вас коды безопасности с обратной стороны карты (CVV/CVC), логин от Интернет-банка, коды из СМС, номер банковской карты, а в случае поступления сомнительного звонка необходимо самому перезвонить по номеру, указанному на банковской карте. Она также высказала предложение о создании так называемого «холодного периода», чтобы клиент не смог совершить опрометчивых действий, особенно в случае, если он был под воздействием мошенников. По практике банка Открытие, сотрудники спрашивают клиента, не поступало ли ему звонка от третьих лиц с целью взятия кредита. Именно такие вопросы помогли очнуться от воздействия злоумышленников пермячке Алене, которая поделилась в ходе круглого стола историей о том, как она чуть было не перевела мошенникам только что оформленный по их настоянию кредит.

Заместитель прокурора Пермского края Дмитрий Трусов отметил самые распространенные способы мошенничества: телефонные звонки от имени службы безопасности банка, Следственного комитета, звонки якобы от родственников, попавших в сложную ситуацию.

Представитель Управления МВД РФ по Пермскому краю Антон Накохов отметил, что за первое полугодие 2023 года зарегистрировано около 4,5 тысячи преступлений с использованием информационно-коммуникационных технологий, из них 2,5 тысячи - с использованием Интернета и телефона. Портрет среднего пострадавшего стал моложе, все чаще на удочку мошенников попадаются люди в возрасте от 30 до 49 лет. Также он отметил, что в последнее время стала наблюдаться положительная динамика раскрытия подобных преступлений.

Главный специалист-эксперт отдела информационной безопасности Управления Татьяна Бородина рассказала об электронной подписи и рисках ее неправомерного использования. Так, в соответствии с законодательством, владелец электронной подписи обязан обеспечить конфиденциальность ключа проверки электронной подписи, то есть хранение в месте, исключающем доступ к нему третьих лиц, и не передавать его другим лицам.

Кроме того, Татьяна Бородина обратила внимание, что налоговые органы не информируют налогоплательщиков по электронной почте. Электронное взаимодействие с налогоплательщиками осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через специальных операторов связи или через «Личный кабинет налогоплательщика» на официальном сайте ФНС России. Информацию можно уточнить, лично обратившись в налоговый орган или позвонив по бесплатному телефону Единого контакт-центра 8-800-222-22-22.

По итогам круглого стола было принято решение о проведении подобных встреч на регулярной основе.

Все эксперты озвучили необходимость усиления информирования граждан об основных правилах:

· в Интернете – пользоваться проверенными, надежными источниками, услугами и сайтами; проверять, кто вам пишет с просьбой о помощи в социальных сетях, мессенджерах; не устанавливать сомнительные приложения на смартфон;

· при покупке/продаже в сети Интернет не открывать ссылки, которые вам может прислать продавец или покупатель;

· завести отдельную карту для Интернет-покупок;

· делать покупки, заходить в свой Интернет-банк или мобильный банк только с личного компьютера, планшета и сотового телефона

Правила кибергигиены:

· установить в банке лимиты/ограничения на переводы/оплату;

· не сообщать никому полученный код подтверждения операции;

· не принимать поспешных решений под влиянием незнакомых вам лиц;

· помнить, что банк не будет запрашивать данные банковских карт и требовать перевести деньги на другой счет;

· если вам поступил звонок из полиции, ФСБ, Следственного комитета, быть бдительным; не хранить данные карты на компьютере или в смартфоне.

Что делать, если хищение средств уже произошло:

1. Срочно позвонить в свой банк по номеру на обратной стороне карты, сообщить о мошеннической операции и заблокируйте карту. Так же нужно поступить, если вы потеряли карту или даже просто подозреваете, что ее данные стали известны посторонним людям.

2. В течение дня лично обратиться в отделение банка, получить выписку по счету и составить обращение о несогласии с операцией (срок рассмотрения – 30 дней).

3. Во всех случаях написать заявление в правоохранительные органы. Этим вы зафиксируете факт совершения в отношении вас преступных действия и при необходимости будете это использовать при оспаривании, возможно, оформленных на вас финансовых обязательств.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру