Взаимное доверие - принцип работы адвокатского бюро

Двадцать лет назад вступил в действие закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», изменивший организационно-правовые формы действующих юридических консультаций в стране. Согласно его нормам, в каждом регионе России были созданы Адвокатские палаты. Кроме того, закон определил и другие формы адвокатских образований, как то: адвокатские кабинеты, в которых адвокаты работают в одном лице, наподобие классических индивидуальных предпринимателей, адвокатские коллегии, адвокатские бюро и муниципальные юридические консультации.

Взаимное доверие - принцип работы адвокатского бюро
Михаил КРАСНЫХ

Сегодняшняя наша беседа с управляющим партнёром первого в Пермском крае адвокатского бюро «Сачихин и партнёры», заместителем председателя квалификационной комиссии Адвокатской палаты Пермского края Андреем Сачихиным.

- Андрей Викторович, считается, что новые законы издаются для упорядочения работы той или иной отрасли. А что существенно изменилось в вашей работе двадцать лет назад?

- Действительно, мы первыми в Прикамье в декабре 2002 года образовали адвокатское бюро, подписав между адвокатами партнёрский договор и избрав из их числа руководителя - управляющего партнёра. А в январе 2003 года управление юстиции утвердило наш устав. По своим организационно-правовым характеристикам форма бюро фактически идентична адвокатским фирмам, действующим за рубежом. Главная «фишка» в том, что клиент, приходя за юридической помощью, оформляет соглашение не с конкретным адвокатом, а с партнёрством в целом. Договор от имени бюро подписывает его управляющий партнёр. Это даёт клиенту ряд преимуществ. А именно, любое соглашение клиента с адвокатом является гражданско-правовым договором. Будь это договор подряда на выполнение каких-то отдельных поручений (подготовка правовых документов или заключений), договор возмездного оказания услуг, договор абонентского обслуживания и так далее.

Но адвокат никогда не бывает «завязан» на одного клиента, поэтому нередко случается, что он по объективным причинам в определённое время не может выполнить всех процессуальных действий в интересах своего доверителя или подзащитного. И тогда клиенту приходится искать другого адвоката или просить суд отложить рассмотрение дела на определённый срок, что вызывает дополнительные расходы или неудобства. Заключая соглашение с бюро, клиент застрахован от подобных проблем, так как мы несём за ведение его дела коллективную ответственность и всегда можем оперативно заменить одного адвоката на другого – равноценного и без внесения клиентом дополнительной платы.

Кроме того, мы работаем, что называется, семейным подрядом. Из четырёх партнёров в нашем бюро трое являются членами одной семьи: я, мой сын и моя дочь. А семейный труд, как известно, наиболее продуктивный. Естественно, что при такой ответственности и отношение к ведению дела существенно меняется.

- Да, но ведь дела бывают разными: уголовными, гражданскими, административными и т.д. И даже узко направленными: на медицинскую тематику, педагогическую, пенсионную…

- Отвечу так, бывший судья Верховного суда Российской Федерации, а ныне заведующий кафедрой в Московском педагогическом государственном университете, профессор Никита Колоколов, выделяет три группы адвокатов по их специализациям. По его утверждению, это узкие специалисты, работающие по определённым отраслям права (гражданское, арбитражное), далее так называемые бесплатные адвокаты, приглашаемые по разовым поручениям на защиту от органов предварительного расследования уголовных дел или судов, и, наконец, универсалы – участники всех видов судопроизводства. Мы относимся к третьей категории. Наш опыт работы позволяет разбираться во всех категориях дел. Мы постоянно на связи с экспертными, оценочными, аудиторскими и иными организациями. Кроме того, прежде чем начинаем вести какое-либо дело, досконально изучаем актуальное законодательство и судебную практику по такого рода делам.

С другой стороны, с уверенностью можно констатировать, что практиковавшийся в советские времена институт наставничества в адвокатской среде почти повсеместно ушёл в прошлое. А ведь раньше за каждым молодым адвокатом в юридической консультации закреплялся опытный специалист, который учил, как себя вести с клиентом, какой при этом тип поведения выбрать, на что обращать внимание, вплоть до мелочей. Подсказывал, как держаться в процессе, как формулировать вопросы, как, когда и кому их задавать. Сейчас адвокат, особенно работающий в адвокатском кабинете, предоставлен сам себе, учиться и консультироваться ему не у кого. А вот у нас в бюро наставничество сохранилось. Я, чья адвокатская практика приближается к 33 годам, всегда делюсь опытом со своими детьми и партнерами. В семейной работе априори невозможно игнорировать наставничество. Кроме того, к нам часто обращаются наши коллеги - другие адвокаты, столкнувшиеся со сложными правовыми проблемами, мы никогда не отказываем им в совете и совместном поиске нужного решения.

- И какие же дела вам чаще всего приходится разбирать?

- Вы правильно подметили: именно разбирать, так как добрая половина наших дел – это уже проигранные клиентами дела. А иногда с уже вступившими в законную силу решениями и приговорами судов. И даже с пропущенными процессуальными сроками. Да, к нам идут люди именно с такими «испорченными» делами. И зачастую это происходит «благодаря» широко разрекламированным юристам, в основном из-за неправильно построенной правовой позиции, а также неправильного применения норм процессуального и материального права. При этом на поверку выходит, что иногда еще не всё потеряно, что пропущенный срок можно восстановить либо использовать иной правовой подход для решения проблемы клиента.

- Эта ваша последняя фраза наводит меня на мысль, что право - отнюдь не главное в работе адвокатов. А главное – это умение найти подход к судье, следователю или прокурору. Не зря же в юридической тусовке сложилось мнение, что адвокат существует для того, чтобы умело обойти закон.

- Абсолютная неправда. Прежде всего, именно адвокат больше, чем кто-либо из перечисленных вами лиц, заинтересован в строгом соблюдении законности. Все дело в том, что его работа становится результативной только лишь тогда, когда он в полной мере рассчитывает на единообразное понимание всеми участниками процесса критериев законности той или иной процессуальной процедуры, а также на единообразное толкование ими действующих правовых норм.

Если адвокат владеет ими лучше, то он легче и разнообразнее ими оперирует, т.е. быстрее ориентируется в едином правовом поле и за счет этих знаний и умений может получить положительный результат. Другие органы для достижения своих ложно понимаемых интересов иногда могут правовой нормой пренебречь. Например, в карательной практике давно уже используется деление допущенных ими нарушений на существенные и несущественные, а в судебной процедуре огромное значение придается так называемому «усмотрению» судьи.

Между тем у адвоката этих квазивозможностей нет. Тем более что мы несём перед доверителем или подзащитным ответственность за правильность ведения его дела и строгое соответствие закону рекомендуемых нами для его разрешения норм права и правовых позиций.

- А в чём заключается эта ответственность?

- Как и в любом другом случае, когда ущерб вытекает из договорных отношений между сторонами. Если клиент считает, что адвокат был неправ, то он может обратиться в Адвокатскую палату, в данном случае нашего края, и там обращение рассмотрят в установленном порядке. Если по его вине клиенту причинен материальный ущерб, то он также может обратиться в суд с гражданским иском. И поверьте, вердикты этих органов отнюдь не благосклонны к адвокатам, действительно допустившим брак в своей работе. Как управляющий партнёр адвокатского бюро и член квалификационной комиссии Адвокатской палаты Пермского края могу сказать - порой диву даёшься, читая документы, составленные иными адвокатами. Я уже не говорю про стилистику и логику изложения, зачастую простая грамотность в некоторых из них даже рядом не стояла. А ведь любой выпускаемый членами нашей корпорации документ должен быть не только обоснованным, со ссылкой на актуальное законодательство, но одновременно и лаконичным, содержать правильно сформулированные правовые позиции и грамотно и логически последовательно сформированные абзацы. Он должен подчеркивать квалификацию адвоката, его профпригодность. Наконец, он должен быть понятным для всех.

Но, отвечая на ваш вопрос, мы, прежде всего, имеем в виду общую ответственность наших адвокатов за ведение каждого дела. То есть клиент не должен переживать, что он лишится адвоката, защиты, представительства. Все его интересы, предусмотренные соглашением, будут нами соблюдены.

- А можно ли говорить о соблюдении интересов клиента, если его дело будет проиграно в суде? Ведь основные жалобы на адвокатов, с которыми я сталкивался в своей журналистской практике, имеют именно финансовый подтекст: судебный спор проиграл, а деньги не вернул.

- Ну, во-первых, никто никогда не знает, какой конкретный результат будет иметь место в том или ином случае, поверьте мне, этого зачастую не знает даже суд. Тем не менее, конкретная работа по делу адвокатом все же выполнялась, а обещание адвокатом клиенту положительного результата по делу фактически является его обманом и прямо запрещено нашими корпоративными правилами.

Причем в настоящее время все СМИ полны рекламой юридических компаний, которые обещают, что выиграют ваше дело, а деньги можно заплатить лишь потом.

Однако надо иметь в виду, что такие компании и плату берут, как правило, значительно большую, чем любой другой адвокат, а ведут дела, чаще всего, только в суде первой инстанции. Кроме того, общеизвестно, что существует значительная категория типовых дел, практика рассмотрения которых уже устоялась. Так вот такие компании берутся именно за эти в целом уже изначально выигрышные дела.

Но даже в этом случае это палка о двух концах, как для клиента, так и для юридической компании. Такая форма сотрудничества может быть действенной только исключительно в правовом поле, когда всё население в своей массе законопослушно. А то ведь и клиент, выигравший дело, может не заплатить компании, если не оплатил вперёд, и компания, проигравшая процесс, может отказаться вернуть деньги, если получила их авансом.

Во вторых, во многом ответ на ваш вопрос зависит от того, о каком деле идет речь и как составлено соглашение, на содержание которого многие просто не обращают внимания.

К слову, в данном случае я бы упомянул и другие, внешне смотрящиеся весьма привлекательно, способы недобросовестного завлечения клиентов. Например, «адвокат на связи 24 часа в сутки». Вроде бы удобно для клиента. Но фактически это – фикция. Адвокат даже при всём его желании не может профессионально находиться на связи сутки напролёт. Чаще всего он просто занят, ведь у него не один клиент. Кроме того, ночью он спит, днём бывает в разъездах, выступает в суде, обедает, принимает ванну и т.д. В это время у него просто может не оказаться доступа к правовой программе, а под руками – материалов дела. Для квалифицированной помощи адвокат не может сиюминутно дать соответствующую консультацию, не заглянув в закон, как и квалифицированный врач не может поставить верный диагноз в телефонном разговоре.

Или ещё одна модель, набирающая обороты в последнее время, - «первая консультация бесплатно». Что это значит? С какой целью это говорится? С моей точки зрения, это значит, что на первой консультации адвокат фактически не консультирует, а «привязывает» к себе клиента, ничего толком ему не объясняя. А за вторую и последующие консультации, которые, вероятно, уже будут содержательными, он потребует значительно больше, чем в обычном адвокатском кабинете или бюро возьмут за одну - первую. По моему мнению, все эти «продвинутые» модели правовой помощи есть не что иное, как недобросовестное оказание услуг.

- И всё-таки, как быть с оплатой за проигранное дело? Ведь не говорить же клиенту, что у тебя нет никаких гарантий?

- Почему не говорить? Надо говорить. Прежде всего, адвокат должен изучить интересы клиента. Понять, что он хочет и на что он объективно может рассчитывать. Также следует объяснить ему, что может и что не может сам адвокат. Уже на стадии обращения к нему адвокат просто обязан рассказать клиенту о возможных последствиях обращения в суд или другой государственный орган. Он должен помочь клиенту правильно определить круг его интересов, определить перечень доказательств, предостеречь от лишних и ошибочных шагов. Он должен постараться, чтобы клиент увидел в нём самого себя, точно так же, как и он, заинтересованного в деле.

Необходимо взаимное доверие между клиентом и адвокатом. А это, что называется, дорогого стоит. И клиент, принимая условия адвоката, понимает, что платит ему не за собственно выигрыш в процессе, а за участие в нём, за оказываемую ему правовую помощь, консультации, подготовку заявлений, ходатайств, сбор доказательств. К такому адвокату никто из адекватных людей претензий не предъявит. И наше Адвокатское бюро «Сачихин и партнёры» Пермского края, которое создано более 20 лет назад, в своей работе руководствуется именно этим правилом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру