Методика расчета тарифа на проезд в пермском транспорте рекомендована к рассмотрению гордумой

На заседании комитета Пермской городской Думы по экономическому развитию был представлен проект решения «Об утверждении методики установления регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми».

По словам начальника департамента транспорта администрации города Анатолия Путина, предыдущая методика, утвержденная в 2011 году, предполагала, что задачей тарифа является обеспечение дохода перевозчиков, частично или полностью покрывающего затраты на перевозки. На сегодняшний день, в связи с переходом на брутто-контракты, доход перевозчика обеспечен за счет средств бюджета Перми, объем финансирования привязан к объему транспортной работы (выражен в количестве километров). Стоимость транспортной работы рассчитывается в соответствии с Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при осуществлении закупок в сфере регулярных пассажирских перевозок. Это означает, что прежняя методика не позволяет рассчитать экономически обоснованный тариф. Кроме того, решением суда от 28 октября 2021 года отмечено несовершенство действовавшей ранее методики в части отсутствия установления единого тарифа на все виды общественного транспорта.

В связи с этим проектом решения предлагается установление тарифа на очередной финансовый год производить путем деления расчетных затрат на организацию регулярных перевозок на прогнозный пассажиропоток (он определяется за 1 год, предшествующий месяцу расчета тарифа, с учетом данных автоматизированной системы учета пассажиропотока). Такой подход позволит установить сбалансированный тариф, учитывающий доходность бюджета города и размер затрат на организацию регулярных пассажирских перевозок. Тариф на перевозки багажа составит 100% от тарифа на перевозки пассажиров.

Анатолий Путин подчеркнул, что тариф будет вноситься отдельно, после утверждения методики.

Председатель комитета Арсен Болквадзе отметил, что нужно учесть мнение экспертов и Контрольно-счетной палаты и исключить из расчета тарифа затраты на управление и контроль регулярных перевозок, которые осуществляет МКУ «Гортранс», как не связанные непосредственно с исполнением договора на перевозки.

Депутат Марк Коробов считает, что необходимо снижать лишние расходы отрасли и параллельно вести системную работу по увеличению пассажиропотока.

Анатолий Путин ответил, что вопрос о том, какие затраты включать в расчет тарифа, будет обсуждаться дополнительно.

Стоимость проезда рассмотрят после утверждения методики на заседании Пермской городской Думы. Напомним, что финансирование работы общественного транспорта осуществляется за счет продажи билетов и дотаций из городского бюджета.

Депутат Эдуард Мирзамухаметов уточнил, на какой период принимается методика. Анатолий Путин разъяснил, что она вступит в силу с момента утверждения и в дальнейшем может корректироваться решениями Думы. «С учетом решения суда необходимо принимать новую методику», - считает Эдуард Мирзамухаметов.

По итогам обсуждения комитет рекомендовал проект решения к рассмотрению на пленарном заседании Пермской городской Думы 16 ноября.

Напомним, что накануне состоялся круглый стол с участием депутатов, экспертов, представителей администрации Перми, на котором подробно обсуждалась новая методика расчета тарифа на оплату проезда в городских автобусах и трамваях.

По данным администрации города, действующий на данный момент тариф не отражает реального соотношения расходов на общественный транспорт и пассажиропотока, а кроме того – оспорен в судебном порядке. В прогнозе по отрасли на ближайшие три года – рост кассового разрыва с 2,6 млрд рублей в 2022 году до 3,3 млрд рублей в 2024 году. Этот разрыв необходимо будет финансировать из городского бюджета за счёт снижения расходов на другие проекты.

При этом в Перми самый молодой автопарк по сравнению с Екатеринбургом, Самарой, Омском, Краснодаром, Уфой, Нижним Новгородом, Владивостоком и Казанью, по новым трамваям столица Прикамья уступает только Казани. Стоимость же проезда во всех этих городах выше, чем на сегодня в Перми.

Также в действующем тарифном меню отсутствуют стимулы для приобретения долгосрочных проездных.

Департамент транспорта подготовил пакет кардинальных изменений существующего тарифного меню: разработаны тарифные планы, которые позволят пассажирам существенно экономить.

В частности, гражданский безлимитный проездной на один месяц может подешеветь почти на 20%. Аналогично снизится стоимость квартального и годового проездных. Помимо общего пересмотра стоимости проездных билетов, разработаны дополнительные тарифы: 40 поездок на один месяц (1 260 рублей) и безлимитный на полмесяца (945 рублей) для гражданских проездных, для льготных проездных – безлимитный проездной для пенсионеров (1 050 рублей). Также до этой величины планируется снизить стоимость безлимитных проездных для школьников и студентов. При этом с начала следующего года будет действовать бесплатный проезд для школьников начальных классов. В результате, минимальная стоимость одной поездки для льготных категорий граждан может составить 10-12 рублей.

Депутат Геннадий Сторожев считает, что гнаться за тем, чтобы снизить нагрузку на бюджет, нельзя: «Городской транспорт обязательно убыточен. Но снижать эти убытки за счет повышения платы для отдельного человека недопустимо», - подчеркнул он.

И.о. главы администрации города Эдуард Хайруллин пояснил, что разовая поездка должна стоить дороже – бюджету дороже обходятся билеты, купленные за наличные деньги. Выгоднее, когда человек покупает определенное количество поездок на месяц. Кроме того, это еще и борьба с безбилетниками и отказ от кондукторов, расходы на которых составляют 700 млн рублей в год.

«У нас задача снизить убытки от отрасли. А льготы пойдут обычным пассажирам – но тем, кто регулярно ездит», - отметил Эдуард Хайруллин.

Депутат Сергей Медведев считает, что люди привыкли платить банковской картой (по статистике – 52% пассажиров), а сейчас им навязывают проездные. В результате многие пересядут на личный транспорт.

Председатель Пермской городской Думы Дмитрий Малютин отметил, что подобный диалог был очень нужен и мог бы состояться раньше. «Мы сегодня больше говорили о снижении цены, чем о повышении. Важно соблюсти баланс интересов. У нас получается минимальная цена проезда 10-12 рублей, средняя около 30 и максимальная 37 – за разовую поездку за наличные. А народ об этом не знает. А насколько 10 рублей вообще рентабельно для бюджета – это считали? Непонятно пока также, что будет по бесплатным пересадкам, эта тема обсуждается. Нужно доносить до горожан, что они реально получат», - подчеркнул Дмитрий Малютин.

Депутат Арсен Болквадзе: «Предлагаются действительно выгодные проездные по всем категориям, хорошие льготы. Сейчас основной доход дают оплата по банковской карте и наличные – потому что проездные были не выгодные. Но люди быстро сориентируются и не возникнут ли у нас опять выпадающие доходы? И возможно, они будут даже больше, чем сейчас».

Депутат Олег Бурдин: «Если поднимется тариф – получим снижение пассажиропотока. Какие убытки город готов понести, какова их величина в верхней планке?» «Каждый рубль повышения тарифа – это плюс 140 миллионов в бюджет», - подчеркнул Анатолий Путин.

Депутат Эдуард Мирзамухаметов: «Основная проблема – кассовый разрыв. Отрасли не хватает долгосрочной дорожной карты на несколько лет вперед».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру