Безлимитная платежка

Пермский бизнесмен и топ-менеджер знакового предприятия открыл способ бесконечно выкачивать один и тот же надуманный долг.

Как много хороших определений придумано для бизнеса! Он и добросовестный, и прозрачный, и ответственный. Насколько часто предпринимательство оказывается далеко от подобных ценностей, лучше всего знают в судах, где деловые партнеры порой годами выясняют отношения. И далеко не всегда в выигрыше остается тот, на чьей стороне правда. Что тут поделаешь? Состязательность сторон, человеческий фактор,  ошибки следствия. И не всегда случайные. Да много из чего складываются результаты решений судебной системы.

Пермский бизнесмен и топ-менеджер знакового предприятия открыл способ бесконечно выкачивать один и тот же надуманный долг.

Топовый партнер

В апреле 2009 года два деловых человека - топ-менеджер ЗАО «Новомет» Александр Рабинович и предприниматель Рафис Хакимов решили создать свое дело. По договоренности Рабинович внес в качестве уставного капитала в ООО «Грахис» 3 миллиона рублей, а Хакимов - имущество: земельный участок, комплекс строений и котельную. Поскольку доля Хакимова была большей и не денежной, а, как говорится, в натуре, то опять же по общей договоренности Рабинович заплатил за него денежную долю в размере еще 3 миллионов рублей, чтобы завершить процесс создания общества. Генеральным директором назначили Рабиновича-младшего.

Практически в первый же год у партнеров начали возникать разногласия, и Рабинович- старший, видимо, решил, что партнер ему не нужен. Той же позиции придерживался и Рабинович-сын, который позже, с 2014 года стал не только руководителем общества, но и обладателем отцовской доли. Хакимову был предъявлен иск - якобы он в течение года не оплатил свою долю. И его необходимо исключить из числа участников общества. Конечно же, сохранив при этом имущество, уже де-факто принадлежащее обществу.

Рафис Хакимов отправился в арбитраж.

Суд подтвердил его правоту: уставный капитал общества сформирован, доля оплачена полностью, поэтому исключать его незаконно. То есть платежка, оплаченная Рабиновичем, является долей Хакимова. Забегая вперед, скажем, что попытки исключить Хакимова из числа учредителей ООО «Грахис» предпринимались еще не раз. В течение нескольких лет Александр Рабинович тщетно пытался доказать, что он единственный учредитель общества с ограниченной ответственностью. Достаточно сказать, что гражданских судебных дел в этом корпоративном конфликте насчитывается более сотни (!). И порой судебные решения были противоречивыми и взаимоисключающими.

Кручу-верчу, запутать хочу

Однако вернемся к действиям «великого комбинатора». Несмотря на однозначное решение Арбитражного суда, Александр Рабинович по-своему стал трактовать факт перечисления этих средств. Каждый раз по-разному, в зависимости от ситуации. Так, в 2013 году он сообщил, что у Хакимова сформировался долг в размере 6 млн рублей, - частично перед ООО «Грахис», частично перед Рабиновичем-младшим как физлицом. Рабинович-старший на этот раз так разделил свои вложения в ООО «Грахис»: половина - это, мол, его взнос в уставный капитал, а другая половина - заем обществу с ограниченной ответственностью.

Хакимов узнал об этой эквилибристике цифр и понятий поздно: когда уже состоялось решение Пермского районного суда о взыскании с него тех злополучных 3 миллионов и пени в размере 1,6 миллиона рублей. Начал выяснять. Оказалось, документы, поданные Рабиновичем в суд и по которым было принято решение, - договор займа, регистрационный номер платежки, да и сам штамп банка - мягко говоря, были некорректны - поддельны. Обратился с заявлением в ОВД. Было возбуждено уголовное дело за №288. Шуму оно тогда наделало немало. Газетные публикации пестрели громкими заголовками: «В ходе обысков в «Новомете» изъяты материалы по делу о мошенничестве», «Обыск на территории ЗАО «Новомет» не связан с деятельностью предприятия», «В другом месте разборки устроить не могли?!», «Завод, являющийся гордостью Прикамья, едва не дискредитировали его топ-менеджеры». Но в полноценное расследование уголовного дела вмешалась политика. Ведь ЗАО «Новомет» готовилось к продаже части акций предприятия корпорации РОСНАНО, и скандалы были никому не нужны. Выплывшие в публичную сферу финансовые разборки не на шутку напугали Рабиновичей. Один из учредителей «Новомета» предпринял попытку помирить партнеров. И  действительно, поначалу казалось, что старые обиды забылись. При встрече «на троих» Александр Рабинович принес извинения Хакимову за неправомерные действия. Пообещал, что возместит моральный и материальный ущерб. И передаст ему 50-процентную долю «Грахиса». Был даже составлен протокол с этими условиями, который затем перекочевал в материалы уголовного дела. Для наглядности и серьезности намерений партнеры выехали на базу предприятия, где в присутствии рабочих еще раз подтвердили свои договоренности. Но все примирение закончилось… заявлением в полицию о якобы вымогательстве со стороны Хакимова. Как говорится, и смех, и грех …  

Доля в деле

Между тем маховик судебных решений уже был запущен. Рабинович сумел-таки еще до того, как пойти на мировую и пожать партнеру руку, через арбитраж обратить взыскание долга Хакимова на его долю в обществе. Служба судебных приставов приняла оценочный отчет, по которому стоимость доли Хакимова составляла всего-то-навсего 5 629 000 рублей.

Надо отметить, что механизм такого взыскания сложный, и производство тянулось долго. В 2016 году это было единственное такое дело в Пермском крае, если не в России. В итоге приставы предложили долю Хакимова Рабиновичу. Официальная оценка приставов его более чем устроила - реальная-то цена была ему известна.

Но, естественно, заведомо заниженная оценка не устраивала Хакимова, и он оспорил ее в Орджоникидзевском райсуде. И хотя исполнение было приостановлено до решения вопроса об объективной стоимости доли, специалист отдела судебных приставов по Пермскому району заключила нотариальный договор с Сергеем Рабиновичем и продала ему долю Хакимова за те самые 5,629 млн рублей. С явным нарушением закона.

Вот так игнорирование судебного решения привело к возникновению новых требований. И поди докажи, что ты не верблюд. Сначала нужно было оспорить неправовые действия, затем доказать, что требования ничтожны. А это все время и средства.

К слову, о деньгах. Необходимое уточнение: Рабиновичи все судебные расходы производили за счет ООО «Грахис», а Хакимов - за свои…

В общем, опять суд да дело. Хакимов, разумеется, обжаловал действия судебного пристава. Следственный комитет возбудил дело, а районный суд даже вынес обвинительный приговор. Из уголовного дела, которое проводил СК по ФССП по Пермскому району, следует, что на всех постановлениях штрих-коды сфальсифицированы, так как они были изготовлены задним числом. При этом в рамках уголовного дела экспертизой была определена цена доли Хакимова на момент совершения преступления - 9,950 млн рублей, которую потом чуть скорректировал суд. Но легче от этого Хакимову не стало - доля-то все равно уже перешла к Рабиновичу.

Вскоре не стало никакого ООО «Грахис» - оно было ликвидировано в ноябре 2017 года, а имущество передано… ЗАО «Новомет. В мае 2019 года состоялась еще одна сделка по передаче активов. Все концы в воду?

Ни бизнеса, ни миллионов

Хакимов продолжал отстаивать свою правоту. Понимая, что предприятия уже нет, и вернуть долю в этом обществе невозможно, он решил хотя бы избавиться от долга перед Рабиновичем. Разница между двумя оценками доли Хакимова составляла 2,827 млн рублей - их, по идее, можно было зачесть в счет долга и окончить исполнительное производство в отношении Хакимова. Но приставы на это не пошли. Ведь их оценка была - 5,629 млн рублей, и ни копейкой больше.

Дальше Хакимов обратился с иском к Рабиновичу о возврате разницы - 2,827 млн рублей - и процентов за пользование этой суммой. Логично: раз он взял долю ниже стоимости, значит, неосновательно обогатился.

Ситуация складывалась абсурдная. Пропавших миллионов как будто и не было. И Рафис Хакимов принял оригинальное решение обратиться с иском к казне - взыскать ущерб с Российской Федерации. Основания, как объяснили юристы, присутствовали: в отношении него должностным лицом УФССП совершено преступление, что подтверждено приговором суда, ущерб составил 4,321 млн рублей - такова разница между стоимостью доли на момент продажи и ценой реализации.

Опять за рыбу деньги?

И о, чудо! Иск к государству возымел действие - 18 мая 2020 года краевой суд принял решение взыскать с казны деньги. Правда, не 4,321 млн, как следовало из оценки доли в уголовном деле, а 2,827 млн, руководствуясь решением Орджоникидзевского суда от 2018 года. Это решение вступило в силу, выпущен исполнительный лист в пользу Хакимова.

Вот тогда опомнились в управлении ФССП: долю же забрал Рабинович, к нему, мол, идите! Хотя именно приставы отказались закончить производство. Не признавали, что Рабинович давно все получил сполна.

То есть казна деньги отдаст. Но получит все это… правильно, Рабинович. Потому что долю Хакимова он взял за полцены, а исполнительное производство в отношении Хакимова так и висит.

Цугцванг для Рабиновича

Но в том-то все и дело, что хоть Рабинович и получил от «сотрудничества» с Хакимовым все и не по разу, в его планы сейчас совсем не входит зачислить на свой банковский счет такой «подарочек» от государства. В шахматной партии существует такое положение, когда любой следующий ход лишь ухудшает вроде бы сильную позицию игрока. Оно называется немецким словом цугцванг. Это когда любой вариант действий одинаково плох. Так и здесь. Ведь получив эти средства, Рабинович тем самым признает, что Хакимов был учредителем ООО «Грахис». По сути, опровергнет то, что на протяжении многих лет он доказывал в судах. И получил, напомним, приличный гешефт. Опять же уголовное дело №288 не закрыто, а всего лишь приостановлено. И не исключено, что при новых обстоятельствах оно заиграет новой разрушительной силой. Отказаться от средств тоже невозможно. Это решение суда.

Отягчает для него положение и недавнее - в мае 2020 года - кассационное рассмотрение определения Арбитражного суда Пермского края. Буквально несколько выдержек по поводу происхождения долгов Хакимова:

- все его обязательства давно погашены;

- требования о признании Хакимова банкротом необоснованны, производство по делу прекратить;

- признан факт неадекватной цены сделки: «Стоимость, по которой подсудимая (судебный пристав) реализовала долю Хакимова Р.Г. в обществе «Грахис», была значительно ниже фактической»;

- справка Пермской торгово-промышленной палаты свидетельствует, что стоимость 4-х объектов недвижимости, принадлежавших обществу, на июнь 2016 года составляла 14,7-17,5 миллионов рублей;

- Рабинович получил имущество, рыночная стоимость которого перекрывает все долги Хакимова.

Проанализировав многолетнюю историю конфликта, Арбитражный суд пришел к выводу: «Фактически интерес Рабиновича С.А. заключался именно в получении доли участия Хакимова Р.Г. в обществе «Грахис».

Переводя со сложного юридического языка на понятный обывательский - отец и сын Рабиновичи не без помощи Управления ФССП, крючкотворства и затянутого расследования все уже давно получили. Прежде всего, имущество, которое вывели, продали и поимели  выгоду. А вот сейчас встали перед сложным выбором.

Хотя, как известно, безвыходных ситуаций не бывает. Бывает лишь, что выход из ситуации не устраивает. Другая же еврейская мудрость гласит: в любой непонятной ситуации - ложись спать. Во сне можно найти выход. Например, проснувшись, можно опять предложить Хакимову мировую…

Редакция продолжает следить за развитием этого корпоративного конфликта.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру