Антон Любич: «Россия должна развивать регионы!»

Текущую ситуацию в экономике и перспективы ее развития оценил член генерального совета Партии Роста Антон Любич.

Антон Любич: «Россия должна развивать регионы!»

- Антон Андреевич, в одном из своих недавних выступлений вы сказали, что экономика Пермского края в 2020 году может сократиться на 4-5%. На чём основан такой прогноз?

- Все мы видим ситуацию, складывающуюся в мире из-за пандемии коронавируса. Простаивают заводы, не работают торговые центры, целые страны находятся на чрезвычайном положении. Всё это неминуемо приведёт к тому, что с одной стороны пермские предприятия не получат комплектующие для производства (прежде всего, из Китая) для выполнения заказов, а с другой стороны, сократится спрос на их продукцию. Из-за простоя промышленности сокращается и спрос на нефть и нефтепродукты. Катастрофически падает цена на нефть. Всё перечисленное бьёт по главным отраслям прикамской промышленности - нефтепереработке и машиностроению. Чуть меньше пострадает калийная промышленность - она завязана на сельское хозяйство, а есть людям всё равно необходимо. Собственно, на этом прогноз и основан.

- Как вы думаете, долго ли продлится нынешняя чрезвычайная ситуация вокруг пандемии коронавируса?

- Меры предосторожности от заражения коронавирусом ничем не отличаются от обычных мер гигиены - мыть руки, в гриппозный период носить медицинскую маску в людных местах, чихать и кашлять в платок, при симптомах гриппа или простуды - оставаться дома, а не разносить заразу по улице и офису. Соблюдение этих мер не требует остановки экономики. Да, к сожалению, коронавирус вызывает осложнение хронических заболеваний, которыми до этого болел человек, эти осложнения и влекут иногда смерть. Но у страха глаза велики - поэтому и началась паника. Как только люди поймут, что легче умереть от голода, если рухнет экономика, чем от коронавируса, у страха глаза сузятся, и истерия завершится сама собой. Мы живём в век информационных войн: только что все обсуждали, что третья мировая война вот-вот начнётся из-за ситуации в сирийском Идлибе, прошла неделя - о Сирии уже никто не помнит, но всех уверяют в смерти человечества из-за коронавируса. Думаю, запаса внимания на очередную страшилку о конце света хватит на 2-3 недели. Но для существенного урона экономике этого, увы, достаточно.

- Но на фоне этих событий резко обвалился курс рубля. Как думаете, что будет с рублём дальше? Как себя вести людям?

- Рубль зависит от цен на нефть. Нефть резко подешевела - подешевел рубль. Но беда не в этом - беда в том, что нашими государственными финансами управляют люди, которые твёрдо убеждены, что рубль в принципе не должен дорожать (я сейчас даже выпустил целую книгу «Деньги» на эту тему - о вреде дешёвого рубля). То есть даже когда паника уляжется, биржевые торговцы выпьют валерьянки, позанимаются медитацией и успокоятся, и цена на нефть начнёт расти, наши денежные власти, боюсь, не допустят возвращения рубля на докризисный уровень в 60-65 рублей за доллар (хотя и этот курс был заниженным). Нас ждут мощные колебания курса рубля в широком диапазоне от 75 до 90 (а может быть и до 100) рублей за доллар. Поэтому я советую около 40% сбережений хранить в рублях, а по 30% разделить между долларами и евро. И поддерживать эту пропорцию всегда, в том числе в спокойное время. Тогда обвалы курса будут восприниматься и переноситься легче.

- Стоит ли на фоне кризиса федеральному правительству поддержать регионы? Например, может ли сгладить кризисную ситуацию для Прикамья решение оставлять больше собираемых в регионе налогов на месте, не забирать их в Москву?

- Конечно, если бы в крае оставалось больше собираемых здесь налогов, то это положительно сказалось бы на развитии региона в целом, не только в кризис. В год Пермский край собирает около 400 миллиардов рублей налогов, а все расходы краевого и местных бюджетов при этом составляют всего около 200 миллиардов. То есть край отдаёт половину заработанного в Москву. Очевидно, что такая пропорция несправедлива и ненормальна: бюджетные расходы на одного жителя Пермского края и так почти в три раза ниже, чем на москвича. Конечно, при такой бюджетной политике экономическая активность в крае будет затухать, люди будут стремиться уезжать. И они уезжают: за 10 лет население края сократилось на 100 тысяч человек - это больше, чем население Соликамска. Свезти всё население самой большой страны мира в Москву - это тупик. Россия должна развивать регионы! Всегда, а не только в кризис. В том числе Пермский край. И большая бюджетная независимость регионов - одна из первейших необходимых мер. Только тогда регионы смогут стимулировать на местах инвестиции, строить социальные объекты, развивать и обновлять инфраструктуру (необходимость чего в очередной раз наглядно продемонстрировала трагедия в пермской гостинице «Карамель», где люди сварились заживо из-за прорыва теплотрассы на соседнем участке). Поэтому было бы желательно увеличить долю налогов, которые остаются там, где их собирают. Партия Роста направила в правительство России свои предложения по поддержке экономики в кризис, надеюсь, хотя бы частично мы будем услышаны.

- А поддержка малого и среднего предпринимательства может стать действенной антикризисной мерой?

- Есть системный фактор, сдерживающий развитие малого и среднего предпринимательства, - необходимо уменьшить границы чиновничьего вмешательства в экономику. Недавно президент Путин подтвердил, что правительство Мишустина продолжит работу «регуляторной гильотины» - процесс отмены с 1 января 2021 года избыточных регуляторных норм и требований. И правительство существенную часть устаревших норм уже действительно отменило. Если же говорить о том, что мы можем сделать на месте, в Перми, то я предложил бы отойти от прожектёрства и сосредоточился на такой мере, как диалог с предпринимателями. Например, по вопросу внесения изменений в правила благоустройства, чтобы предприниматели могли возобновить работу закрытых торговых объектов, а ТСЖ получили средства на ремонт домов, который опять же могли бы выполнить малые ремонтные компании. Может быть, не очень возвышенно, зато это принесло бы людям доход и занятость уже сегодня, когда они людям особенно остро необходимы.

- Сейчас был принят пока не вступивший в силу закон о поправке в Конституцию Российской Федерации. В частности, в основной закон вводится упоминание русского языка как «языка государствообразующего народа», а также необходимость поддержки государством соотечественников за рубежом. Как вы относитесь к этим нововведениям?

- Хотя я пермяк, я успел побыть в 90-е «соотечественником»: родителей-инженеров из Перми отправили по распределению в одну из союзных республик строить металлургический завод. Поэтому через унижения и оскорбления со стороны местных националистов я успел пройти и ощутить их, как говорят, на собственной шкуре. Прошёл и через чиновничьи мытарства при возвращении в Россию. Поэтому для меня обязанность России поддерживать соотечественников - аксиома, бесспорная и не требующая доказательств. То же что касается «языка государствообразующего народа»… Лучшей поддержкой государствообразующего народа и его языка станет отмена статьи 282 УК - статьи о «мыслепреступлениях». За насильственные действия по ней не судят. По ней судят за мысли и слова. Обидные, нехорошие, лично мне не нравящиеся, но слова. Мне бы не хотелось, чтобы на моей Родине судили за слова и мысли. Никому не нравится слушать высказывания, с которыми не согласен, тем более - обидные, эмоциональные, экспрессивные высказывания. Но нужно учиться пропускать неприятные слова мимо ушей, меньше оскорбляться, меньше обижаться и вообще быть терпимее к оппонентам и со словом бороться исключительно словом. Подчеркну, в 90-е я успел испытать очень много неприятных и оскорбительных слов в свой адрес, в том числе за то, что я русский и из России (прежде всего - поэтому) - я научился на дураков не обижаться и других призываю к тому же. Свобода слова - бОльшая ценность, чем право отправить дурака на три года в колонию.

- А в целом наша уголовная система нуждается в гуманизации?

- Вы задаётся сложный вопрос. У нас люди считают, если в отношении человека возбудили уголовное дело, то он преступник, мол, «дыма без огня не бывает». И гуманизация - это «мягче наказывать преступников». А это не так. Огромное количество дел, особенно по экономическим статьям, высосано из пальца (я бы сказал - больше половины). Говорю так резко, потому что тесно взаимодействую с аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей (и федеральным, и московским, и пермским), постоянно читаю материалы уголовных дел и высказываю личное оценочное суждение о том, что там вижу. Оставить невиновного на свободе - это гуманизация уголовной системы? Я вот считаю это просто нормальностью. Так должно быть. Почему суды присяжных оправдывают 15-20% подсудимых, а профессиональные судьи - только около 1,5% тех, кто не признаёт своей вины? Потому что, как убеждено значительное число людей, включая меня, в российских судах презумпция невиновности не действует. Совсем недавно это стало предметом публичной дискуссии на заседании Совета по правам человека с участием Владимира Путина. Добиваться соблюдения презумпции невиновности - это означает гуманизацию уголовной системы? Нет, это просто борьба за элементарное соблюдение действующей Конституции! Первейшая задача правосудия - чтобы ни один невиновный не был осуждён. Это основной критерий её эффективности. А вот если мы скажем, что главное - чтобы ни один виновный не ушёл от ответственности, то это прямой путь к репрессиям. Мол, лес рубят - щепки летят. А люди - не щепки.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру