Строгановы – не локальная история

А Пермское землячество – это не только Строгановская премия

О перспективах увековечения памяти рода Строгановых в Перми рассказывает Виталий Призюк – представитель Пермского землячества в Перми, главный редактор журналов «Университет» и «Пермское землячество», магистр политических наук, аспирант исторического факультета Пермского университета.

А Пермское землячество – это не только Строгановская премия

- Виталий, расскажите о деятельности Пермского землячества.

- Пермское землячество имеет исторические корни. Впервые оно было создано в 1913 году студентами в Москве, но потом на долгие годы эта традиция была утрачена. Когда в России после 90-х начался процесс переосмысления прошлого, тогда же возникли и разные организации, которые раньше трудно было представить: Международный Строгановский фонд, Строгановский клуб и в 1998 году - Пермское землячество. А в 2005 году была вручена первая Строгановская премия. На мой взгляд, именно с этого обращения к строгановским традициям и началась яркая и важная для пермяков история землячества.

Но при этом Пермское землячество – это не только Строгановская премия. Это и ежегодная поддержка пермяков из Кремлевского полка в Москве, это ежедневная работа с пермяками, которые обращаются к нам за поддержкой, это пять уникальных памятников выдающимся людям в Пермском крае и Московской области, аналогов которым нет. А некоторые из них стали символами Перми – как, например, памятник Николаю Чудотворцу на Соборной площади. Или первый в России памятник представителю рода Строгановых в поселке Павловский.

- 2020-й – год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Как Пермское землячество готовится отметить это событие?

- Прежде всего, делами. Мы реализуем новый проект – «Уральские дивизии двух войн», который получил поддержку Фонда президентских грантов. Одной из главных целей проекта является сохранение исторической памяти об уральских дивизиях, отстоявших Москву в Великой Отечественной войне. Мы вот только недавно вернулись из Лотошино и видели своими глазами эти поля, где с декабря 1941-го по январь 1942 года была настоящая бойня, по-другому и не скажешь. Когда ты там стоишь – мурашки по телу. И там сражалась 379-я  стрелковая дивизия, сформированная в Кунгуре, состоявшая из пермяков. Большинство из них погибли. Прочувствовать это можно не из высоких слов или современных патриотических кинолент, где все чистые и лощеные, а оказавшись самому на этом месте, на этих продуваемых полях, и желательно в -30, как тогда. К слову, мы были там в -5 и на этом ветру все окоченели – и пермяки, и москвичи. Вот так вот.

Поэтому в данном проекте мы предусмотрели проведение в поселке Лотошино и ряде городов Пермского края более 30 разноплановых мероприятий, в том числе таких как издание книг об уральских дивизиях, обновление двух мемориалов и высадка аллеи памяти в Лотошино, проведение уроков Памяти и Славы в кадетских училищах и ряде школ, научно-практической конференции на базе исторического факультета ПГНИУ. С одной стороны, мы вроде бы знаем об этой войне очень много. Но с другой – таких вот живых историй нам очень недостает.

- Что вы можете сказать про увековечение памяти рода Строгановых в Перми?

- Еще в 2008 году, если помните, проходил федеральный телевизионный проект «Имя России», а на следующий год он проводился в Перми – и победил как раз проект «Род Строгановых». И, казалось бы, это должно было как-то найти свое отражение в большой работе с пермским брендом, но тогда, кажется, пермские власти были в этом не очень заинтересованы. Шла реализация проекта «Пермь – культурная столица», который сам по себе вселял надежду, но он не смог найти точки соприкосновения с региональной идентичностью. У нас так много всего – Пермь Великая, Попов, Дягилев, Соловьев, Ермак, но, я думаю, именно Строгановы смогли бы объединить все эти направления. Ведь Строгановы – это не только заводская тема, история труда, это и искусство, и архитектура, и социальная история – первые пенсии, и военная доблесть: Строгановы – герои войн с Наполеоном. Причем не штабисты. Главный и единственный наследник по мужской линии Александр Строганов погиб на этой войне, ему ядром оторвало голову в битве при Краоне. Это была не заочная раздача орденов, понимаете?

Кто-то скажет – это локальная история, а нам нужно смотреть в мир. Всецело поддерживаю, но давайте обратим внимание: еще в 1992 году был образован Международный Строгановский фонд, соединяющий ось Париж - Нью-Йорк - Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге в Строгановском дворце собирались сливки заграничного общества, во многом, конечно, благодаря Ксении Щербатовой и ее дочери Элен Людингаузен, как мы сегодня говорим, последней Строгановой. Благодаря пожертвованиям с этих встреч восстанавливался не только строгановский дворец, но и наши Усолье и Ильинское, и многое другое. Тогда же заключались соглашения на выставки строгановского наследия в Париже, Токио и Нью-Йорке. Что-то было реализовано, что-то нет, но в США был огромный успех. Согласитесь, это не совсем, как бы сказать, локальная история.

И при этом Строгановы были реальными патриотами Перми, вкладывались в территорию. В Екатеринбурге с Демидовыми было несколько иначе, и у них тоже есть другие истории – Мамин-Сибиряк, Бажов, но это не помешало им работать с именем Демидовых – там есть и Демидовский фонд, и пять памятников, и различные центры, и кафе, и музеи, и многое другое. Что ж, они молодцы. Может, получится и у нас. Мы в землячестве давно мечтаем установить памятник роду Строгановых в Перми. Великое событие, гораздо шире, чем просто физическая установка монумента. Это сразу реализация многих смыслов, ниточка, которая способна вывести нас из лабиринтов идентичности. Понимаете, весь род – это все направления жизни, это объединение, культурный код, если хотите. Надеюсь, мы все вместе с вами сможем это сделать. И лучше раньше, чем поздно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру