На другом конце провода

10 декабря 1949 года в системе органов внутренних дел была создана служба связи

Звонок следователя, узнающего информацию по уголовному делу, мониторинг оперативником социальных сетей в Интернете, оповещение нарядов ДПС по рации о нарушениях скрывшего от патруля водителя – все это отработанные профессионалами действия. Однако успех их напрямую зависит от предшествующей кропотливой работы связистов. Благодаря их усилиям стражи порядка обеспечиваются современными разработками в области бесконтактной коммуникации.

10 декабря 1949 года в системе органов внутренних дел была создана служба связи

- По прошествии 70 лет задачей подразделения остается обеспечение бесконтактных коммуникаций между службами, стоящими на острие борьбы с преступностью, - отмечает начальник Центра информационных технологий, связи и защиты информации регионального главка, подполковник внутренней службы Максим Лаптев.

Необходимость внедрения в систему органов внутренних дел структур, позволяющих подразделениям оперативно взаимодействовать, впервые нормативно была закреплена в приказе Министра внутренних дел СССР от 10 декабря 1949 года. Тогда речь шла только об организации телефонных соединений.

‒ На протяжении 70 лет структура подразделения модернизировалась, ‒ отмечает подполковник внутренней службы Максим Лаптев. ‒ В 1952 году в областном Управлении внутренних дел было образовано отделение связи: четыре телефонистки и два монтера, которые круглосуточно дежурили на коммутаторе. В этот же период была введена в эксплуатацию автоматическая телефонная станция на 400 номеров.

Впоследствии, с увеличением количества технических средств, возникла необходимость в их своевременном и качественном ремонте. Тогда руководство регионального МВД выступило с инициативой создать при краевом главке мастерскую связи. Идея была поддержана в Министерстве внутренних дел и ужев 1965 году в качестве эксперимента была реализована в Прикамье.

‒ Каждый этап, определяющий направление развития отдела, сопровождался численным увеличением штата, а также внедрением новых средств связи и устройств передачи информации, ‒ говорит Максим Евгеньевич. ‒ Сегодня Центр информационных технологий, связи и защиты информации функционирует в условиях глобальной информатизации. Повсеместное распространение в службе полиции получило применение систем анализа информации, баз данных, поисковых сервисов, справочных автоматизированных служб. В соответствии с этим меняются и направления деятельности нашего подразделения, однако первостепенной задачей остается обеспечение условий комфортной работы, связанной с информационным обменом между сотрудниками всех служб органов внутренних дел.

Функции такого масштаба возложены на 6 отделов, входящих в структуру Центра информационных технологий, связи и защиты информации при краевом главке. В настоящее время здесь работает 60 специалистов.

– Отдел планирования, контроля и учета материальных средств координирует деятельность по линии государственных услуг, организует учет материально-технических средств, имеющихся в распоряжении регионального ведомства и территориальных органов, закупает необходимое оснащение, – рассказывает начальник подразделения.

– В 2019 году сотрудники этого отдела завершают один из этапов внедрения системы управления электронной очередью. С ее помощью распределяется поток заявителей, осуществляется предварительная запись на прием, ведется учет обращений. Такой механизм позволяет контролировать соблюдение сотрудниками миграционных служб, Госавтоинспекции предела ожидания заявителей в очереди не более 15 минут. В дальнейшем работа в этом направлении продолжится. Планируется внедрить систему в деятельность территориальных подразделений, регистрирующих более 50 обращений в день.

Это далеко не единственный реализованный проект Центра информационных технологий, связи и защиты информации ГУ МВД России по Пермскому краю. По словам Максима Евгеньевича, в текущем году к завершению подошли работы, направленные на объединение систем телефонной связи подразделений внутренних дел Прикамья в единое нумерационное поле.

‒ Предположим, полицейскому из Губахи необходимо связаться с подразделением, дислоцирующимся в Гайнах. Раньше для этого требовалось найти абонентский номер, узнать код населенного пункта. Теперь из любой точки Пермского края сотрудники, используя служебную связь, в том числе сотовую, могут связаться по простому 5-значномуномеру. Нет необходимости искать дополнительные комбинации, а все сведения объединены в единый справочник.

Работы были реализованы сотрудниками отдела проводной связи и ведомственной телефонной сети. Именно они, настраивая районные и городские телефонные станции, научили их «общаться» между собой.

‒ Как правило, процедура запуска системы требует максимальной самоотдачи. Сотрудники, выезжая на места, работают на протяжении нескольких дней без перерыва, чтобы в кратчайшие сроки, без ошибок завершить работы, - подчеркивает руководитель.

В ведении отдела проводной связи и ведомственной телефонной сети также находятся вопросы обеспечения работы регистраторов речевых сообщений, установленных в дежурных частях, а также систем автоматического оповещения личного состава.

Задача частотно-территориального планирования возложена на отдел радио и радиорелейной связи. Его сотрудники организовывают функционирование радиостанций, радиоретрансляторов, а также подвижного узла связи. На последнем изобретении научно-технического прогресса Максим Евгеньевич останавливается подробнее:

‒ Подвижной узел связи функционирует на базе КамАЗа. Необходимость в нем возникает при чрезвычайных происшествиях: терактах, захватах заложников, ликвидации последствий взрыва. Такие ситуации аккумулируют большое количество силовиков, имеющих потребность в оперативном внутреннем сообщении друг с другом, в том числе на отдаленных расстояниях. Получив соответствующее распоряжение, группа должна немедленно выехать на место выполнения задачи. Здесь, как правило, с первых минут требуется связь для организации работ. Сотрудникам в течение получаса после прибытия удается настроить радиосообщение. К счастью, на протяжении 5 последних лет подобных происшествий на территории Прикамья не было. Однако мы должны всегда быть готовы к любым внештатным ситуациям, поэтому регулярно участвуем в учениях.

Сегодня большой поток информации представлен в электронной форме. Сотрудники различных служб органов внутренних дел ежедневно обмениваются массивами таких сведений. В задачи отдела развития и внедрения информационно-телекоммуникационных технологий и средств автоматизации входит обеспечение функционирования сети передачи данных, куда включены базы данных, системы видеоконференцсвязи, система электронного документооборота, сервис электронной почты.

‒ Опять-таки в этом году в этой области была проведена работа, направленная на модернизацию возможностей оперативного обмена информацией. Так, в 10 раз была увеличена скорость передачи данных между устройствами, установленными в зданиях регионального главка и городского МВД, - подчеркивает начальник Центра. – Особо отмечу отделение по эксплуатации средств автоматизации. В нем работает всего 5 человек. На их плечи ложится ответственность за надлежащую работу средств вычислительной техники всех сотрудников ГУ МВД России по Пермскому краю: ремонт и настройка компьютеров, принтеров, мониторов, заправка картриджей, подключение пользователей к сети передачи данных.

Также в структуру Центра информационных технологий, связи и защиты информации входят два специализированных отдела. Объединяет всех сотрудников наличие глубоких знаний функционирования техники, систем связи, механизмов передачи данных.

‒ Именно это является определяющим фактором при решении вопроса о принятии кандидата на работу, - обращает внимание Максим Лаптев. ‒ Однако с поступлением на службу образовательный процесс не заканчивается. При внедрении новых устройств сотрудники проходят обучение в центрах разработчиков и производителей оборудования, с которым предстоит работать. Регулярное обновление техники, модернизация программного обеспечения требуют непрерывной актуализации знаний.

Вместе с тем важна преемственность опыта между поколениями. Несмотря на развитие аппаратной части, основа функционирования средств сообщения остается неизменной.

‒ Наталья Борисовна Смирнова в подразделении связи работает на протяжении 30 лет. Сегодня она – образец для сотрудников в выполнении служебных обязанностей, ‒ с гордостью говорит офицер. ‒ Как опытный профессионал помогает молодым специалистам освоить крайне важные вопросы. Наталья Борисовна точно знает устройство кабельного хозяйства в каждом здании ГУВД.Какой кабель проложен, как он прошит, где правильно подключить телефон – вопросы, не составляющие для нее труда.

Однако пример старших наставников требуется не только в освоении профессиональных компетенций. Для тех, кто работает в Центре информационных технологий, связи и защиты информации, не менее важны умения оперативно принимать решения.

‒ Нужно торопиться не спеша, ‒ замечает подполковник Лаптев. – Стремясь завершить работу в сжатые сроки, нельзя пренебрегать качеством, иначе маленький недостаток может стать существенной проблемой. В подразделениях полиции Перми 24 часа 7 дней в неделю каждые 5 минут поступают звонки от жителей. В этом случае отсутствие телефонной связи ставит в опасность гражданина, нуждающегося в помощи стражей порядка, поэтому наша задача – полностью устранить перебои в сжатые сроки.

Такие качества, успешно отрабатываемые на практике, пригождаются сотрудникам и вне работы – на спортивной площадке. Регулярно команда Центра информационных технологий, связи и защиты информации участвует в Спартакиаде ГУ МВД России по Пермскому краю по служебно-прикладным видам спорта, занимает призовые места в служебном биатлоне и двоеборье. Сам начальник Центра Максим Лаптев – неоднократный призер и победитель соревнований по стрельбе среди руководителей аппарата краевого МВД.

Максим Евгеньевич – образец службы и в профессиональной среде. Окончив в 2006 году Воронежский институт МВД России по технической специальности, он начал службу в МВД Пермского краяв должности инженера отдела связи, спецтехники и автоматизации. С 2015 года занимает пост начальника Центра. Для него, как для руководителя, основополагающим является качество выполненных работ.

‒ В наших задачах – сделать так, чтобы профильным службам, стоящим на острие борьбы с преступностью, было удобно и комфортно работать, чтобы оперативнику или следователю не мешал сломанный телефон или компьютер, чтобы работа техники не сказывалась на их профессиональных результатах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру