Антон Любич: Нам в России есть куда расти

Что сегодня происходит с рыночной экономикой, как повлияют на ее развитие новации в налоговой сфере? Своим видением пермских реалий в контексте федеральных трендов поделился член генерального совета «Партии Роста» Антон Любич.

Антон Любич: Нам в России есть куда расти

- Антон Андреевич, вы позиционируете себя как сторонник рыночной экономики. На ваш взгляд, сложилась ли рыночная экономика в современной России? Ведь если верить противникам рынка, у нас не что иное, как капитализм во всей своей красе. Но так ли это на самом деле?

- Главное отличие рыночной экономики - это конкуренция. В сегодняшней России с конкуренцией дела обстоят очень плохо. Около 2/3 всех работающих в России прямо либо косвенно работают на государство. Поэтому процветает кумовство и выстраивается «экономика откатов», когда процесс важнее конечного результата. В банковской системе без малого 3/4 активов контролируется государством - поэтому нет конкуренции и такие высокие ставки по кредитам, отчего российские предприниматели вынуждены работать на финансовых условиях хуже, чем 80% их конкурентов за рубежом. Конечно, это не рыночная экономика. И, конечно, в России она не сложилась. Другое важнейшее отличие рыночной экономики - это безусловное уважение частной собственности и права извлекать доходы из владения ею. Приведу понятные пермякам примеры «соблюдения» этих прав - снос капитальных гаражей на Разгуляе и запрет НТО на частных землях в Перми. Если подобное происходит в миллионном городе, «культурном и административном центре Западного Урала», то можно ли говорить о рыночной экономике?

Чтобы в стране появились рыночная экономика и связанный с нею высокий уровень и качество жизни людей, нам всем предстоит ещё большая совместная работа.

- Закрытие предприятий - больная тема для промышленного Пермского края. Участь ЧМЗ, увольнения на Мотовилихинских заводах, а теперь еще и завод имени Дзержинского, на котором сократили 792 человека. Что вы как экономист можете предложить, чтобы подобного не происходило? Как сохранить рабочие места на предприятиях?

- В случае с каждым из закрывшихся за 2017-2019 годы в Пермском крае заводов есть свои особенности. Например, в случае с ЗиД - это наличие претензий налогового органа. По сути, отказ государства в лице налогового органа пойти на значимые для продолжения работы завода уступки привёл к тому, что государство же потеряло завод, участвующий в оборонном заказе, а почти тысяча семей пермяков лишилась источника дохода перед Рождеством. Здесь ответ очевиден - вина лежит на чиновниках, которые не смогли организовать правильное взаимодействие друг с другом: провести реорганизацию активов, создать структуру управления, позволяющую и дальше выполнять заказы, которые у ЗиД были. В случае с государственными структурами из списка проблема зачастую в кумовстве и отсутствии нацеленности на результат. Эти проблемы лечатся только приватизацией. В случае же с частными компаниями, как, например, было с Кунгурским машиностроительным заводом, проблема в недоступности кредитов для модернизации мощностей, для обновления продуктовой линейки, вследствие чего эти заводы перестали производить продукцию, которая отвечает требованиям заказчиков.

Банки уходят из Пермского края. Решения по кредитам принимаются в Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, а не в Перми, людьми, не знающими специфики этих предприятий. Для исправления ситуации, для создания стимулов финансовым институтам работать в Перми с местными клиентами власти если и делают что-то, то плодов их трудов лично мне не видно. Это большой фронт работы для Корпорации развития Пермского края и Агентства инвестиционного развития Пермского края.

- Как вы относитесь к налогу для самозанятых, да и вообще к повышению налогов на малый и средний бизнес? Не кажется ли вам, что самозанятые граждане найдут способ ухода от этого налога?

- «Налог на самозанятых», как прозвали в народе налог на профессиональный доход, введён в этом году в качестве эксперимента в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. С 1 июля 2020 года предполагается его распространение по всей стране. Налог предусматривает, что самозанятый может через приложение в мобильном телефоне, без формальностей и заполнения ненужных деклараций заплатить 4% от доходов, полученных от других граждан, и 6% от доходов, полученных от юридических лиц, и «спать спокойно».

Я отношусь к этой инициативе чрезвычайно положительно, потому что это одна из мер, которую правительство позаимствовало в «Стратегии Роста» - программе Партии Роста. Неверно считать, что это увеличение налоговой нагрузки на самозанятых. Сейчас они обязаны регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, платить НДФЛ (13%) и социальные взносы или избирать специальный режим налогообложения. И если они этого не делают, то нарушают закон, что может повлечь административную и даже уголовную ответственность. Введение налога на профессиональный доход избавляет людей от лишней бюрократии и позволяет законно и без лишнего риска работать на себя. Если же мы все вовсе не будем платить налоги - даже 4% дохода, то какое у нас будет право спрашивать с государства за качество здравоохранения, образования, общественной безопасности, городской среды? Чтобы государство развивало эти сферы, граждане должны платить налоги.

- А как же в таком случае, например, отмена ЕНВД в Пермском крае с 1 января 2020 года (во всех районах, кроме Большесосновского и Гайнского)?

- Это действительно приведёт к увеличению налоговой нагрузки. И я не одобряю это решение. Мы делали расчёты с теми предпринимателями, которые обращались к нам в Ассоциацию защиты бизнеса, - нагрузка увеличивалась до 12 раз. Затем Законодательное собрание Пермского края приняло закон, снижающий нагрузку на малых предпринимателей, вынужденных уйти с ЕНВД. Теперь рост нагрузки в 5-6 раз. Но мне непонятно, почему нельзя подождать год и отказаться от ЕНВД вместе со всей страной с 1 января 2021 года, - к чему эта спешка? Ведь за этот год на федеральном уровне будут приняты дополнительные меры поддержки, которые с федеральными законодателями прорабатывают и аппарат уполномоченного по защите предпринимателей Бориса Титова, и деловые объединения. Получается, что целый год пермские предприниматели будут работать в худших условиях, чем их конкуренты из соседних областей. Мы сделаем ещё один шаг, чтобы жить хуже, чем в Екатеринбурге и Казани. Зачем?

- Куда, на ваш взгляд, нужно направить дополнительно полученные денежные средства в первую очередь?

- Сегодня в Пермском крае средства нужно направлять на стимулирование занятости, на поддержку модернизации малых и средних предприятий, на содействие привлечению новых компаний в существующие территории опережающего развития (Чусовой и Нытву) и расширение этой практики на другие территории (в частности, Кунгур). Людям нужно создавать условия для роста доходов.

- Вы являетесь членом генерального совета «Партии Роста». Как вы оцениваете деятельность вашей партии, и есть ли сегодня запрос на новую политическую силу, способную не только защитить интересы предпринимателей, но и простых граждан, не искушенных в бизнесе?

- Партия была создана в 2016 году - тогда нам не хватило голосов, чтобы войти в Государственную Думу и Законодательное собрание Пермского края, выборы которых прошли в том же году. Но с тех пор партия стабильно расширяет представительство - мы уже представлены в законодательных органах Санкт-Петербурга, Татарстана, Краснодарского края, Ростовской, Тульской и Челябинской областей. Мы не «партия предпринимателей». Мы партия всех граждан, которые считают, что без современной сильной экономики не может быть благополучия в России. А такая экономика невозможна не только без защиты права частной собственности, доступного кредита, справедливого правосудия, но и без доверия между людьми, что основывается на традиционных нравственных ценностях, на поддержке института семьи, а также невозможно без государства, способного такой порядок поддерживать и защищать от внутренних и внешних угроз. Это классическая право-консервативная партия. В европейских странах такие партии получают по 20-30% голосов. Нам в России есть куда расти.

- Если отойти от политики и экономики - кем для вас лично является фигура Петра Столыпина?

- Для меня Столыпин - символ стремительного экономического развития страны, роста благосостояния простого народа (а по уровню жизни заводских рабочих СССР вернулся на дореволюционный уровень только к началу 1960-х годов - полвека потеряли), раскрепощения хозяйственной инициативы, освоения Сибири и Дальнего Востока на фоне уважения частной собственности, повсеместного распространения судов присяжных, отношения людей всех рангов и сословий к России как к своей, а не к «этой» стране. Люди массово почувствовали себя хозяевами на своей земле. И для меня это огромная личная трагедия, что через сто с лишним лет со дня его убийства террористом мы заново вынуждены в России решать задачи, которые уже были решены в его время. Нам по-прежнему вместо великих потрясений остаётся нужна великая Россия!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру