Пермские страницы истории дома Романовых

Проблемами исторической науки должны заниматься профессионалы, а не политики

12.11.2019 в 11:33, просмотров: 1309

Наследник престола Александр Николаевич родился в 17 апреля (29 апреля по новому стилю) 1818 года в Николаевском дворце Московского Кремля. Получил блестящее домашнее образование.

Пермские страницы истории дома Романовых

Надо сказать, что в Российской империи все царевичи уже к моменту своего взросления были прекрасно образованны и эрудированны. Были приучены к физическому труду. Знали несколько иностранных языков, среди которых обязательно были французский и немецкий. Разбирались в военном деле, инженерии, истории Отечества и даже в естественных науках.

Не был исключением и юный Александр Николаевич. Благодаря заботам своего отца, который подобрал к нему штат из лучших специалистов, знающих свое дело, царевич вырос очень образованным человеком. Военным наставником царевича стал полковник, боевой офицер и участник наполеоновских войн К.К. Мердер. Преподавателем русского языка и литературы был назначен великий русский поэт В.А. Жуковский. Он же составил для будущего государя план учения. Василий Андреевич также руководил всем процессом воспитания и обучения Александра, став для него наставником на многие годы.

Государственный деятель М.М. Сперанский преподавал ему законодательство, Е.Ф. Канкрин финансы, К.И. Арсентьев - историю и статистику. Помимо этого, Александр изучал физику и математику, естественную историю, географию, химию и внешнюю политику, несколько иностранных языков, которые необходимы были для общения с представителями других царствующих домов Европы, а также рисование, верховую езду, фехтование и другие предметы.

Вот сколько всего нужно было знать будущему монарху. И это без современных цифровых технологий! Нужно было сдавать экзамены по всем этим предметам. Отпрыски царской семьи, как и большинства дворянских родов, вовсе не проводили время в праздности.

В 1837 году уже взрослый наследник престола Александр Николаевич в сопровождении своего наставника В.А. Жуковского путешествовал по России. Цесаревич посетил множество городов европейской части России, не забыв и Пермь. Пермским губернатором тогда был Илья Иванович Огарев. Сюда цесаревич Александр прибыл 23 мая 1837 года и пробыл в Перми чуть больше суток. Подобно Александру I, цесаревич посетил все значимые для города места и составил о Перми хорошие впечатления.

Император Александр II принял страну в довольно тяжелом состоянии: только что завершилась Крымская война и был подписан невыгодный для России Парижский мирный договор. Крепостное право не только было несправедливым и аморальным, но и тормозило дальнейшее развитие страны. Судебная система нуждалось в реформировании - и так далее.

Придя к власти, император простил участников Польского восстания, петрашевцев, оставшихся в живых декабристов, которым было разрешено вернуться домой.

Но самой важной его реформой была, безусловно, отмена крепостного права. Государь готовил эту сложнейшую реформу с 1856 года, то есть с момента своего вступления на российский престол. Сам Указ об отмене крепостного права был подписан 19 февраля 1861 года. Миллионы русских крестьян получили свободу и стали называться свободными сельскими обывателями. Их уже нельзя было продавать, дарить или обменивать на породистых животных. Россия встала на путь капитализма, что, конечно же, не означало полного отсутствия крепостнических пережитков.

Сейчас появляются историки, которые упрекают царя в том, что реформа была не завершена, что она имела свои недостатки. Возможно, это так и есть. Но, в отличие от, например, современника Александра II президента США Линкольна, отменившего рабство примерно в тот же период, Российская империя не была расколота и ввергнута в пучину гражданской войны. Отмена крепостного права проводилась медленно и постепенно, чтобы не вызвать ненужных потрясений в обществе. И главная заслуга царя заключается именно в том, что он не допустил раскола общества на два непримиримых лагеря и кровавой гражданской войны в нашей стране.

Началась новая эпоха в истории России – эпоха великих реформ. При Александре II появился суд присяжных, адвокаты, состязательность и гласность судебных заседаний. То есть тот привычный суд, который существует у нас и сейчас. Были реформированы органы местного самоуправления и вооруженные силы. Русская армия была тогда одной из самых сильных в мире. Доказательством тому служит выигранная русско-турецкая война 1877-1878 годов, в ходе которой были освобождены балканские народы. В 1863-1864 годах было реформировано образование. Появились классические и реальные гимназии. Сейчас много упреков в адрес «проклятого царского режима» - мол, образованных и грамотных было мало. Но зато образование было качественным.

В классических гимназиях, например, готовили молодых людей для поступления в университеты. То есть каждый ученик знал, чем конкретно он будет заниматься после окончания гимназии. В этих учебных заведениях преподавали латынь, что было крайне важно, особенно для учеников, желающих поступить на медицинские факультеты. Выпускники гимназий владели этим языком, что, конечно же, упрощало заучивание сложных медицинских терминов.   

Развивалась отечественная наука. В 1863 году вышел труд русского физиолога И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». В 1869 году ученый- химик Д.И. Минделеев создал Переодическую систему химических элементов, более известную как таблица Менделеева. В более поздний период инженер Н. Г. Славянов изобрел электрическую дуговую сварку металлов плавящимся электродом. Наш выдающийся земляк, физик А.С. Попов изобрел радио. В 1904 году физиолог И.П. Павлов получил Нобелевскую премию по физиологии. А в 1908 году И.И. Мечников получил ту же премию за свои исследования в области микробиологии.

Без развития в «отсталой, лапотной России» отечественных математики, естествознания и инженерного дела был бы невозможен научно- технический прорыв, совершенный уже в советское время.

Оставил император Александр II свой прямой след и в истории Перми. Город обязан ему появлением знаменитых Пермских пушечных заводов. С 1738 года существовал Мотовилихинский медеплавильный завод. Завод был закрыт из- за истощения медных запасов. Император узнал про это, и в начале 1860-х годов были построены сталепушечный и чугуннопушечный заводы. До 1871 года они действовали отдельно друг от друга, а затем слились в один завод, который стал называться Пермские пушечные заводы.

В последнее время наблюдается тревожная тенденция по очернению дореволюционной истории России. То и дело появляются «шедевры» типа «Матильды» и подобных ей, призванных, на мой взгляд, к демонизации династии Романовых и идеи монархии вообще. При этом важно отметить, что за такими нападками стоят вовсе не историки-исследователи, которые опираются на архивные документы, а обычные политики, опирающиеся на голословные слухи, распространяемые недоброжелателями Николая II. То есть люди, которые считают, что наша дореволюционная история не имела смысла. Были там какие- то «злобные» и «глупые» цари, которые постоянно со всеми воевали, да дворяне, вечно порющие своих крепостных на конюшне. Вот вам и вся история.

Неудивительно, что в обществе распространяется убеждение, что раз у нас была такая история, то и уважать ее не надо. Противоположные аргументы, конечно же, остаются без внимания. Про исторический дореволюционный путь России уже давно никто и ничего не говорит, за исключением отдельных историков, представителей «Двуглавого Орла» да патриотических активистов.

История - это все-таки наука, а не мировоззрение. Дореволюционный и советские периоды истории России были великими эпохами. В них было и хорошее, и плохое. И заниматься историей должны профессионалы, а уж никак не политики.