Владыка Дионисий - самый загадочный архиерей на Пермской кафедре

Он достойно продолжил дело своих предшественников, но причины его назначения и отзыва историкам неизвестны

07.10.2019 в 11:30, просмотров: 1578

В год 220-летия Пермской епархии мы продолжаем серию публикаций о ее истории и пермских  епископах. И помогает нам в этом известный пермский историк Дмитрий Софьин.   

Владыка Дионисий - самый загадочный архиерей на Пермской кафедре

- Дмитрий Михайлович, вновь мы в музее Архиерейского квартала и беседуем о Пермских епископах. И сегодня речь пойдет о Владыке Дионисии (Цветаеве). Удивительный архиерей, с необычным окончанием жизни, но обо всём  по порядку.

- Владыка Дионисий родился в 1776 году в священнической семье в Орловской губернии, там же окончил семинарию. Оставлен был при семинарии преподавателем греческого языка, был пострижен в монахи в 1800 году, то есть достаточно поздно по меркам тех времен. Стал со временем вторым лицом в семинарии – префектом, потом ректором, был возведен в сан архимандрита. Затем он был ректором Астраханской духовной семинарии, а потом несколько лет настоятелем знаменитого Донского монастыря в Москве.

Как раз с этого поста в 1823 году он был назначен на Пермскую кафедру. Вскоре состоялась его архиерейская хиротония, и в сентябре 1823 года Владыка Дионисий прибывает в Пермь. Достаточно любопытно, что он до этого не был даже викарным архиереем, - как, в общем-то, и его предшественник Владыка Иустин.

На тот момент преосвященный Иустин вынужден был оставить свой пост ввиду ревизии, которая выявила серьезные нарушения, произошедшие по вине его подчиненных, которые злоупотребляли доверием Владыки и совершили целый ряд не очень благопристойных деяний по финансовой части. К самому Владыке Иустину претензий не было, за исключением того, что он не смог уследить за подобными деяниями. Он проживал здесь же, при Архиерейском доме. То есть в то время, когда сюда был направлен Владыка Дионисий, положение дел в епархии было достаточно трудным. И можно было ожидать, что новым Владыкой станет кто-то, уже управлявший епархией. Но опять же это оказался человек, который был лишь настоятелем монастыря.

Почему было решено направить сюда именно Владыку Дионисия, мы не знаем. Как мы уже неоднократно говорили, биографии и деятельность пермских архиереев изучены в малой степени . Видимо, это поле для будущих исследователей, т.к. документов и материалов по их жизни предостаточно. Это и документы, хранящиеся в ГАПКе, и в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге, в богатейшем фонде Святейшего правительствующего Синода. Именно там есть документы,  касающиеся всех епархий, и в достаточно большом количестве.

Прибыв в Пермскую епархию, Владыка Дионисий первым делом проводит необходимые действия для искоренения злоупотреблений, которые здесь имели место. А в следующем 1824 году происходит эпохальное событие в истории Перми и всей пермской земли. Через год после прибытия сюда Владыки Дионисия Пермскую губернию посещает император Александр I.

- Ровно 195 лет назад состоялось это событие! И здесь мы должны, наверное, сказать о том, что Владыку Дионисия незадолго до этого у себя в Зимнем дворце принимает император Александр I. То есть, вполне возможно, этот визит в Пермь обговаривался тогда во дворце?

- Совершенно верно, перед приездом в Пермь состоялась эта аудиенция, но, боюсь, детали разговора могли не сохраниться в документах. Несомненно то, что император Александр I обладал хорошей памятью, и встретились они с Владыкой Дионисием как уже давние знакомые.

- Это был первый визит в Пермь первого лица?

- Более того, никогда ни до этого, ни после действующий российский монарх не посещал Пермскую землю. Конечно, будет потом случай, когда цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II) посетит нашу землю, но всё-таки в статусе наследника, а не правящего монарха.

- Нужно, наверное, сказать что многие пермяки сталкиваются со свидетельствами посещения Александром I нашего города и даже не догадываются об этом. Например, одно из самых знаковых строений, ротонда в парке им. М. Горького, была в свое время возведена в честь этого события.  

- Конечно, город к приезду императора украшали и благоустраивали. Была проведена достаточно большая работа. Была построена ротонда в загородном саду (так тогда назывался нынешней парк), архитектором был знаменитый И.И. Свиязев. Помимо ротонды, были возведены обелиски Сибирской и Казанской застав. В советское время они были демонтированы, но один из обелисков Сибирской заставы был восстановлен в конце 90-х годов, уже как памятный знак. Он находится на улице Сибирской у входа в тот самый городской парк. Обелиск же Казанской заставы находился на территории нынешнего центрального рынка, там, где начинается шоссе Космонавтов, - так сейчас называется Казанский тракт.

- Ещё ведь появилась Александровская больница, которую до сих пор так называют многие пермяки.

- Не только называют, но об этом свидетельствует и табличка, расположенная на этом здании. История этой больницы удивительна! Как мы знаем ещё из «Ревизора» Н.В. Гоголя, важное лицо, приезжающее в любой город, обязательно посещает богоугодные заведения. Так же было и при приезде императора Александра I. Он посетил Пермскую губернскую больницу и сделал замечание: «Да, больница у вас настоящие руины!». А затем, заметив ужас в глазах пермяков, добавил: «Хотя и содержится в примерном порядке».

Но всё-таки горожанам стало совестно, и после отъезда императора был объявлен сбор средств. Была собрана колоссальная сумма, которая позволила уже к началу 30-х годов построить новое каменное здание для губернской больницы. Освещена она была уже в 1833 году, уже после кончины императора Александра I, и в его честь была названа «Александровской». При больнице был храм в честь святого Александра Невского, небесного покровителя императора. Желание сгладить впечатление, которое было произведено на императора Александра I, выразилось в том, что в Перми построили каменную губернскую больницу, на тот момент лучшую в России.

Это массивное двухэтажное здание в дальнейшем посещали важные гости. Посетил его и цесаревич Александр Николаевич, и другие представители императорского дома Романовых. В 1919 году посещал больницу верховный правитель адмирал А.В. Колчак, навещая раненных. Это здание никогда не меняло своего назначения. Оно как стало главной больницей нашего региона, так и остаётся до сих пор. Понятно, что губернская, потом областная, краевая  больница обросла другими корпусами, вышла за пределы этого здания, но оно до сих пор остаётся корпусом больницы. В советское время его ещё надстроили двумя этажами и сделали маленькие архитектурные колонны.

У входа в больницу как тогда, так и сейчас лежат два каменных льва, у которых, кстати сказать, раньше было не только декоративное назначение. Там были отверстия, куда можно было бросить пожертвование на содержание больницы, либо таким образом кто-то из пациентов мог выразить свою благодарность врачам. Сейчас администрация больницы просит этого не делать, потому что механизм для сбора пожертвований, располагающийся подо львами, сейчас забетонирован, и извлечь из львов ничего нельзя.

Вот именно благодаря тому визиту Александра I появилась у нас такая замечательная больница, да и множество других строений, улучшений в инфраструктуре.

- По приглашению Владыки Дионисия Александр I во время своего визита участвовал в богослужениях в Спасо-Преображенском кафедральном соборе?

- Да, действительно так. Александр I провёл у нас несколько дней. Он жил в здании Пермской казенной палаты (ныне это здание Пермской городской Думы и администрации), которое также сохранилось, но в советский период было надстроено. Вообще Александр I встречался с Владыкой Дионисием несколько раз. И, видимо, у них сложились не просто дружеские отношения, но император оценил труды Владыки: во время этого визита он вручил ему орден Святой Анны I степени.

- Что это за награда, кто и за какие заслуги её удостаивался?

- Нужно сказать, что орден Святой Анны был чрезвычайно распространён в Российской империи. В кавалеры этого ордена возводилось достаточно много военных и гражданских людей. Военные чины за военные заслуги награждались этим орденом с мечами и бантом, а если награждались гражданские или священнослужители, то мечи на ордене отсутствовали. Третьей и четвертой степенью ордена награждалось множество людей. Так, практически каждый чиновник, даже очень невысокого ранга, безукоризненно прослуживший  продолжительное время, награждался обычно орденом Святого Станислава (третьей или четвёртой степени) и орденом Святой Анны (также третьей-четвёртой степеней). В случае с Владыкой Дионисием мы говорим об ордене первой степени. Это, конечно, не частый случай.

- Может, награда была связана с деятельностью Владыки по «уврачеванию раскола» либо возвращению епархиальной жизни в жизнеспособное русло?

- Возможно, и так. Владыка Дионисий пробыл у нас недолго, пять лет, но он продолжил политику своих предшественников. При нём была учреждена миссия, которая занималась воссоединением старообрядцев с канонической Русской православной церковью. При этом Владыка Дионисий в духе предначертаний и религиозной политики императора Александра I вёл эту работу очень мягкими способами: вразумлением, неспешными диалогами, по-доброму. Это одно из тех важных дел, которым занимался в Перми Владыка Дионисий.

- Интересный факт - во время архиерейства Владыки Дионисия в семинарскую программу было введено преподавание татарского языка. Для чего?

- На самом деле все просто. Татарское население исконно жило на этих землях, и сегодня у нас  существует множество старинных татарских сёл. Обучение татарскому языку было начато именно потому, что нужно было работать и с татарским населением, находить взаимопонимание. Кроме того среди татар было определенное количество православных – и  сейчас есть. И, конечно, татарский язык был необходим семинаристам как тогда, так и сейчас.

- Наверное, далёким последствием уважительного отношения к татарскому населению служит очень интересный факт. Ежегодный крестный ход, направляющийся в Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь, в исконно татарском селе Кояново (по-русски его название звучало бы как «Зайцево) местные жители-мусульмане встречают с большим гостеприимством. Вообще же большая заслуга Владыки Дионисия, как и его предшественников, в том, что они выступали за расширение взглядов и знаний тогдашних семинаристов. Физика, математика, грамматика, татарский язык, помимо богословских дисциплин, формировали широкий кругозор, который развивал будущих  пастырей многогранно и всесторонне, что, конечно же, помогало в их служении.

Но вот пятилетний период епископства Владыки Дионисия закончился. Что же было дальше?

- Здесь пока таится большая загадка. В этом плане Владыку Дионисия можно назвать самым загадочным архиереем на Пермской кафедре. После недолгого времени архиерейства в 1827 году указом Николая I он увольняется на покой с местом пребывания в Московском Богоявленском монастыре. Причина, по которой он был отправлен на покой, неизвестна, она не встречается ни в одной исторической заметке о Владыке Дионисии.

В Богоявленском монастыре он прожил очень долго, вплоть до 1846 года, т.е. оставшиеся 18 лет жизни. Он неоднократно сослужил Московскому митрополиту Филарету (Дроздову), и если бы на Владыке Дионисии была какая-то «тень», то вряд ли бы он удостоился сослужения с известным архипастырем. Все это действительно крайне необычно. Здесь необходимо поработать с документами Святейшего Синода. Может быть, при тщательном их рассмотрении окажется, что никакой загадки и вовсе нет. Но пока загадок много, а ответов мало!

- Стоит сказать, что после 18-летнего пребывания в Богоявленском монастыре Владыка Дионисий был похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре, причем отпевание совершал Московский архипастырь Владыка Филарет (Дроздов). Конечно, все эти события еще больше погружают нас в тайну, которую, возможно, суждено открыть в будущем исследователям церковной истории.