Пермский «Ретро-Гараж» намерен пройти путь от выставки до Технического музея

Александр Черепанов: «Культура не услуга, музей не продавец, а наследие - не товар»

По оценкам директора музея «Ретро-Гараж» Александра Черепанова, выставку «Индустриальное ядро пермской истории», которая была организована этой общественной организацией, посетили уже более 5000 жителей и гостей Перми. Её мобильная версия, представленная в пермских школах, была изучена учащимися, число которых приблизилось к двум тысячам человек. Исследовательская кампания музея, поддержанная Фондом президентских грантов, выявила, что интерес к любой информации или активным действиям, нацеленным на сохранение индустриального наследия города, среди пермяков огромен.

Александр Черепанов: «Культура не услуга, музей не продавец, а наследие - не товар»

Проект создания пермского Технического музея объединил энтузиастов, историков, ученых-экспертов, экономистов, социологов, представителей бизнеса и власти. На основании соглашения, достигнутого с правительством Пермского края, музей «Ретро-Гараж» переезжает на площадку завода им. Шпагина и приступает к подготовке одного из цехов для своей выставочно-музейной деятельности. Она будет возобновлена до конца 2019 года.

Более 2600 кв. м позволят объединить множество проектов. Одно из направлений - это взаимодействие с представителями РЖД и руководством Свердловской железной дороги по формированию экспозиции для сохранения исторической памяти о паровозоремонтном заводе, который проработал на этом месте почти 140 лет.

За последние десятилетия город потерял много заводов, о них молодежь совсем ничего не знает, констатирует директор музея «Ретро-Гараж»:

- Чем же должна гордиться пермская молодежь? Что должно ее удерживать в городе? Мне кажется, что сегодня не очень модно быть гражданином и тратить деньги на то, чтобы стране, её гражданам стало лучше. Мы хотели бы сказать, что есть иное мнение, есть история, есть люди, наконец, которые жили и живут иначе. Мы стараемся показать нашу недавнюю жизнь. Это, к огромному сожалению, уже потерянный мир, но вызывающий положительные и очень яркие эмоции. Они дают ориентиры на общечеловеческие ценности, понятные как старшему поколению, так и молодежи. Это наш долг и перед родителями, перед людьми, которые работали на пермских заводах.

В экспертную группу проекта вошли ученые Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) и Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). Специалисты приступили к подготовке трех вариантов концепции Технического музея с учётом современных зарубежных и российских практик, адаптированных к условиям площадки завода им. Шпагина. Александр Черепанов добавляет:

- Большую помощь в формировании документальной базы нам оказывают партнер музея – ГКБУ «Архив Пермского края», частные коллекционеры, историки и ветераны пермских заводов, руководители предприятий. Проводимый в настоящее время на канале «Ретро-Гараж» платформы коллективного принятия решений «Ярейтинг» социологический опрос жителей Перми ориентирует нас на запросы пермяков, на то, что они хотели бы видеть на территории музея. Для нас важны их первые ощущения. Безусловно, именно вера в реалистичность идеи помогла собрать такое большое количество неравнодушных людей. Нам впервые удалось получить столь мощную поддержку со стороны краевых властей, с 2012 года дело практически не сдвигалось с мертвой точки. Конечно, в 2014 году мы провели первую выставку ретротехники, которую так и назвали - «Ретро-Гараж». Проект был реализован совместно с Пермским краеведческом музеем при грантовой поддержке министерства культуры Пермского края. И эта выставка доказала важность нашей идеи. В настоящее время музею оказывается грантовая поддержка Администрацией губернатора и министерством культуры Пермского края. Началось сотрудничество с Пермской пригородной компанией, с Музеем науки и техники Свердловской железной дороги, с руководством Пермского отделения Свердловской железной дороги. Серьёзная поддержка оказана со стороны правительства Пермского края. Мы благодарны аппаратам уполномоченных по защите прав предпринимателей и по правам человека и даже Пермскому губернскому оркестру. Одним словом, мы, наконец, ощутили огромную поддержку!  

По задумке организаторов, на новой площадке будут использоваться лучшие практики технических музеев мира. Александр Черепанов рассказал об основных направлениях:

- Живой музей пермской истории должен быть интересен для всех возрастов. Это должно быть место, где внук может свободно общаться с дедом на общие темы. Кроме нашего любимого автотранспорта, безусловно, именно на бывшем паровозоремонтном заводе ядром притяжения должна стать железнодорожная экспозиция, в том числе включающая продукцию этого завода. Мы планируем создать гараж специального назначения для обслуживания исторических пермских маршрутов, это будут настоящие ретроавтобусы и ретротакси. Никак не обойтись музею без реставрационных мастерских, постараемся их сделать активной экспозицией для общего осмотра – на мой взгляд, это процесс, который вызовет большой интерес у посетителей. Наша стратегия – сделать музей пространством для диалога и сотрудничества общества, музея и власти. Необходимо находить точки соприкосновения с ключевыми пермскими сообществами - экспертами, коллекционерами, историками, художниками, музыкантами, актёрами. В моём понимании, вовлекать жителей - значит проявлять уважение к различным позициям, учитывать иногда противоположенные точки зрения, ответственно информировать общество, заражать своим энтузиазмом и делиться смыслами. Через публичность и голосование в наших каналах связи мы будем изучать мнение жителей о принимаемых решениях в реализации проекта Технического музея. Прошу всех неравнодушных людей нас поддержать!

Проголосовать можно здесь или скачав приложение Ярейтинг для телефонов и планшетов и подписавшись на канал «Ретро-Гараж».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру