Тупик в конце тоннеля

Почему участие в рабочей группе при бизнес­омбудсмене обернулось разочарованием для председателя общественной организации «За сохранение» НТО»

Гонения на владельцев нестационарных торговых объектов (НТО) начались еще в марте прошлого года, когда администрация Перми предложила внести изменения в Правила благоустройства и содержания территорий в городе. Гордума утвердила новые требования и, по сути, запретила размещение НТО на придомовых территориях, а схема размещения объектов в городе подверглась существенной корректировке.

Почему участие в рабочей группе при бизнес­омбудсмене обернулось разочарованием для председателя общественной организации  «За сохранение» НТО»
Председатель общественной организации Екатерина Безгодова: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»

Чуть позже уже депутаты краевого парламента значительно увеличили штрафы (максимально до 150 тысяч рублей) за нарушение правил благоустройства при размещении торговых объектов, поставив предпринимателей и ТСЖ вне закона. Непокорных – отказавшихся сносить объекты – стали наказывать рублем. Весь прошлый год бизнес судился за отмену новых правил благоустройства. Сначала краевой суд встал на сторону предпринимателей, но Верховный суд отменил решение краевого суда и признал правоту думцев.

После проигранных судов владельцы киосков и председатели ТСЖ создали общественную организацию «За сохранение НТО». Провели круглый стол, где одним из пунктов резолюции значилось создание рабочей группы при уполномоченном по защите прав бизнеса. После полуторамесячной работы председатель общественной организации «За сохранение НТО» Екатерина Безгодова приняла решение выйти из рабочей группы. Мы интересуемся – почему?

– Екатерина Олеговна, каковы были ожидания от создания рабочей группы при бизнес-омбудсмене?

– Мы связывали с ней очень большие надежды. По сути, это была последняя инстанция, где мы цивилизованным путем могли бы решить проблемы бизнес-сообщества. Ждали, что вот-вот увидим свет в конце тоннеля. Власть, наконец, услышит нас. Конечно, понимали, что принятый депутатами нормативный документ – это данность. И в рамках рабочей группы никто не пытался изменить правила благоустройства. Рассчитывали только на две вещи – договориться о компенсационных мерах и о введении моратория. Нужно было дать нам какое-то время на решение финансовых, организационных, кадровых вопросов после неизбежной ликвидации НТО. Ведь за каждым киоском и ларьком стоят живые люди, с детьми и семьями, которые лишаются источников дохода, работы. Но все эти вопросы так и повисли в воздухе…

– Выходит, почти два месяца еженедельно занимались «говорильней»?

– Ну, почему же сразу так?! У меня совесть чиста – все предложения, требования и просьбы уполномоченного мы старались своевременно исполнять. Представили свои предложения по компенсационным мерам для субъектов предпринимательской деятельности как на муниципальной, так и на частной земле, а также для ТСЖ. Предложили выделить в отдельную категорию тот бизнес, который занимается реализацией социально значимой продукции, – прессы и питьевой воды. Откликнулись на призыв представить список дополнительных мест для включения в схему размещения объектов. Подготовили даже сравнительную таблицу федеральных рекомендаций и реального положения дел в этой сфере в Перми. Что называется, на пальцах объяснили, что многие рекомендации федерального центра у нас игнорируются. Поэтому неудивительно, что Пермский край занимает 5 место по уровню административного давления на бизнес.

Правда, возможно, я чуть переборщила с различными заявлениями, получая за это упреки от некоторых других членов рабочей группы.

– Что это были за заявления – политические?

– Я обращала внимание коллег на поведение представителя горадминистрации, вице-мэра Перми Виктора Агеева. Он всем своим видом и отдельными репликами красноречиво показывал бесполезность создания рабочей группы.

Мол, говорите-говорите, все равно будет так, как мне скажет губернатор. Вообще не понимаю, зачем он присутствовал на заседаниях, если даже не собирался находить компромисс.

Ну, и каждый раз торопила коллег, напоминала, что, несмотря на еженедельные совещания, ситуация «на земле» только ухудшается. Чиновники районных администраций словно соревновались между собой: кто больше снесет нестационарных торговых объектов у себя на территории. Так долго продолжаться не могло. Поймите, выход из рабочей группы – это не каприз Безгодовой. Мы долго обсуждали с коллегами: что делать? И пришли к такому решению. Может, мы и добились бы, наконец-то, какого-то соглашения. Но подписывать условия моратория было бы просто некому. Всех бы уже уничтожили.

– Бывший бизнес-омбудсмен Вячеслав Белов в курсе сложившейся ситуации?

– Безусловно, он знает истинное положение дел. Ведь помимо чиновников, депутатов, представителей ОНФ, «Опоры России», «Деловой России», в состав рабочей группы входил и представитель Торгово-промышленной палаты, где сейчас трудится Вячеслав Артурович. Я ему безмерно благодарна за то участие, которое он принимал в решении наших проблем. Когда он был уполномоченным, то я могла ему позвонить, отправить СМС и знала, что, несмотря на занятость, мои сообщения не останутся без ответа.

Не могу ничего плохого сказать и про Анатолия Маховикова. Просто у него несколько иной стиль руководства. Но я видела, что он искренне пытался вникнуть в ситуацию. Однако формат рабочих групп – это не тот инструмент для общения с нашими чиновниками.  Надо, чтобы или человек был решительный: зашел в кабинет, стукнул кулаком по столу – чего вы тут вытворяете с малым бизнесом! Или даже не решительный, а пробивной. Как федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов, например. Он на днях встретился с президентом и без обиняков объяснил Владимиру Владимировичу, что положение с малым бизнесом в стране аховое, представил ему отчет. Тот самый, где Пермский край отметился высоким уровнем административного давления на предпринимателей. И еще Борис Юрьевич мог попросить президента наделить аппарат уполномоченного правом законотворческой инициативы. У руководителей в регионах появилась бы возможность самим участвовать в подготовке нормативных актов.

– А вы не пробовали обратиться к депутатам?

– Зачем обращаться? Мы сами подготовили поправки в Правила благоустройства и внесли их на рассмотрение в Пермскую гордуму. Воспользовались правом нормотворческой инициативы. Собрали 750 подписей. Но в итоге нам отказали по формальным причинам. Сейчас выполним все необходимые требования и вновь внесем документ на обсуждение депутатам. К слову, это уникальный случай, по крайней мере, в Перми, когда с инициативой выступают не депутаты и чиновники, а жители. Думаю, здравый смысл восторжествует, и народные избранники рассмотрят наши поправки. 

– На чью помощь вы сейчас рассчитываете?

– Только на свою. Будем цивилизованными способами добиваться справедливости. На тех, кто находится внутри сложившейся системы власти, надежды немного. Они все побаиваются вслух говорить о негативных последствиях ликвидации НТО. А все это грозит социальным взрывом, недовольством властью, невозможностью самых незащищенных слоев населения приобретать качественную продукцию в шаговой доступности. Пропасть между ожиданиями жителей и решениями власти растет. Давайте прямо: одного только полунамека высшего должностного лица региона достаточно, чтобы остановить эту вакханалию со сносом киосков. Но никто из его подчиненных не дает реальной оценки ситуации, сплошное «одобрямс». Это как, знаете, накануне второй мировой войны: много кто из немецкого генералитета понимал пагубность нападения на Советский Союз. Но боялись перечить фюреру. Это в итоге привело их к краху.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру