Афанасий, архиепископ Пермский и Соликамский: служение длиною в жизнь

Владыка приехал в Пермь 35 лет назад, когда в стране только начинали переосмысливать новейшую историю

В девяностые годы в Перми впервые в постсоветской России публикуют культовую книгу Клайва Степлса Льюиса из  цикла «Хроники Нарнии» - «Племянник Чародея». В ней писатель объясняет, как появилась Нарния, как в неё попала Белая Колдунья и почему дети смогли попасть в Нарнию через Платяной шкаф. Белая Колдунья фигурирует в этой книге под именем Джадис, что в переводе с персидского означает «ведьма».

Владыка приехал в Пермь 35 лет назад, когда в стране только начинали переосмысливать новейшую историю

Эта историю можно было считать проходной, в это время как раз спал железный занавес, и многое из того, что уже давно и с успехом публиковалось на западе, стало доступно и русскоязычному читателю. Если бы не одно обстоятельство. Готовит книгу к публикации православный архиерей, архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий (Кудюк).

Намного позже известный общественный деятель и богослов Андрей Кураев напишет: «В этих книгах, написанных англичанином и протестантом, более всех имеем нужду мы, русские и православные. Дело не только в том, что у нас практически исчезла христианская литература для детей. Важнее, что эти сказки заполняют пустую нишу в храме православной культуры». Тогда же, в девяностые, само сочетание «ведьма» и «епископ» для многих казалось шоковым.

Вот так начинается эта замечательная книжка: «Повесть эта о том, что случилось, когда твой дедушка был еще маленьким. Ее очень важно прочесть, чтобы понять, как возникла связь между нашим миром и Нарнией…»

Рассказывает племянница владыки Анна Макарова: «У него было необыкновенно трепетное отношение к книгам, то ли это со времен детства, проведенного в сельской школе, то ли со времен заведования библиотекой. Он покупал, выписывал, собирал книги всю свою жизнь. В моем детстве, когда у дяди не было своего дома, и он скитался, гонимый властями по приходам, вся его библиотека хранилась у нас, в доме старшего брата, - она занимала целую комнату, множество старинных книг. И конечно, выходившие во всех издательствах страны в те годы: зарубежные и русские классики и др. А нам - детям - привозил чемоданы книг, у нас все было - все сказки, всех народов, всех авторов, зарубежная приключенческая литература».

В Пермь новый епископ Пермский и Соликамский Афанасий приехал ровно 35 лет назад. В период, когда в нашей стране только-только начинались процессы, связанные с переосмыслением новейшей истории. Еще было сложно представить, что уже очень скоро вновь откроются монастыри и храмы.

Будущий пермский владыка, в миру Александр Григорьевич Кудюк, родился 18 февраля 1927 года в Польше в русской семье, на территории бывшей Гродненской губернии Российской империи.

«Мои бабушка и дедушка не были крестьянами, для этого в буржуазной Польше надо было владеть землей. Они жили как бы в местечке таком - Красное Село, был дом, сад, огород, живность какая-то, - рассказывает племянница владыки Анна Макарова. - У бабушки близкий родственник был директором школы, очень большая должность в царской России, учителя, как известно, даже больше земских врачей получали, и вот бабушка с молодых лет была его помощницей по школьному хозяйству, типа завхоза, экономки, в общем, при школе была. Вплоть до 45 года и дядя был директором, и бабушка при нем, и дети все в этой школе учились. А дедушка чем только не занимался, но то, что в поле не работал, это я знаю точно. Например, когда вошли советские войска в 39-м, знаю, что пошел в писари в штаб одной из частей Красной Армии, а потом от поляков пострадал за это…»

В сороковые годы, этого факта в его официальной биографии нет, Александр Кудюк начал учиться в духовной семинарии в Варшаве. Но дальнейшее события, связанные с антинемецким восстанием в 1944 году, и последовавшие вслед за этим репрессии со стороны нацистов заставят юношу покинуть столицу Польши.

Закончилась война, семья будущего пермского архиерея поселилась в городе Слониме Гродненской области, недалеко от границы. Александр Кудюк становится  послушником в Жировицком  Успенском  монастыре. Этот монастырь сыграл большую роль в его судьбе. Отсюда он уехал учиться в Москву.  После войны семинария открылась в Новодевичьем монастыре.

В Москве, получив образование вначале в духовной семинарии, а затем и в духовной академии, Александр Кудюк постригается в монашество с именем Афанасий, получает степень кандидата богословия, защитив диссертацию, посвящённую египетскому монашеству IV века. Становится преподавателем Церковного Устава и заведующим библиотекой академии.

В конце 50-х годов прошлого века, когда Никита Хрущев лично обещает народу показать по телевизору «последнего попа», значительно усиливаются гонения на церковь, многие попадают в лагеря за свои религиозные убеждения (только в начале 60-х по этим  мотивам было осуждено больше тысячи человек). В это время иеромонах Афанасий (Кудюк) служит секретарем архиепископа Ташкентско­го и Среднеазиатского Ермагена (Голубева). В Ташкенте под видом капитального ремонта им удается организовать строительство нового кафедрального Успенского  собора.

Советские власти этого, естественно, не простили, и в скором времени архиепископ Ермаген (Голубев) был отправлен на покой. Местом его пребывания был определен Жировицкий Успенский монастырь, тот самый монастырь,  где будущий пермский архиерей подвизался послушником.

Рассказывает племянница владыки Анна Макарова: «Долгие годы мой дядя был связан с архиепископом Ермогеном Голубевым, единственным епископом Русской церкви, который открыто выступил против реформы церкви, когда все права в приходе отдавались старостам. Он был с ним и в Ташкенте с молодых лет секретарем, и в Жировицах, куда Владыку отправили на покой. Думаю, последующие гонения на дядю более всего были связаны с его преданностью Ермогену Голубеву».

Справка

Архиепископ Ермаген, в миру Алексей Степанович Голубев, родился 3 марта 1896 года в Киеве. В 1915 году окончил 3-ю Киевскую гимназию с серебряной медалью и поступил в Московскую духовную академию. В 1919 году окончил академию со степенью кандидата богословия.  18 октября 1926 года назначен настоятелем Киево-Печерской лавры.  В 1931 году арестован «за антисоветскую деятельность» и приговорен к 10 годам лагерей. Начал и завершил в Ташкенте строительство обширного Успенского храма. Ввиду того, что получить от властей разрешение на такое строительство было невозможно, получил разрешение на реставрацию старой церкви, находящейся в приспособленном здании, и начал стремительное строительство собора. Храм возводился вокруг старой церкви, и до конца строительства здесь шли ежедневные службы. Когда строительство запретили, было уже поздно: храм уже стоял. Торжественное освящение собора, который «своей красотой, изяществом и величественностью превзошёл все ожидания», состоялось 4 сентября 1958 года. Архиепископ Ермоген выразил своё несогласие с решением Архиерейского Собора Русской православной церкви от 18 июля 1961 года о внесении изменений в «Положение об управлении Русской православной церкви». В результате 25 ноября 1965 года был уволен на покой в  Жировицкий монастырь с правом служения в нём. Отпевание владыки Ермогена было совершено в Жировицком монастыре 9 апреля, а погребение в Киеве - 11 апреля 1978 года.

Весной 1984-го епископ Пинский, викарий Минской епархии Афанасий получает назначение на Пермскую кафедру, которую будет занимать 18 лет. Это переломные годы для Русской Православной Церкви, период религиозного возрождения в стране. Именно владыке Афанасию довелось вновь открывать множество храмов и монастырей, в том числе знаменитую Белогорскую обитель.

По воспоминаниям близко знавших архиепископа Афанасия лиц, владыка отличался прозорливостью и всегда был открыт простым людям. Неторопливо беседуя с пожилой прихожанкой, он порой заставлял терпеливо ждать своей очереди даже губернатора. На своей старенькой печатной машинке владыка работал над научными трудами, печатал тексты проповедей.

Архиепископ Афанасий пользовался глубоким уважением не только своей православной паствы, но и представителей других конфессий. По его инициативе на рубеже XX-XXI веков в Прикамье, впервые в России, был создан Межконфессиональный консультативный комитет, в который, помимо православного главы Пермской епархии, вошли духовные руководители пермских старообрядцев, мусульман, иудеев, католиков, лютеран, армян.

В марте 2002 года архиепископ Афанасий по его прошению в связи с состоянием здоровья был отправлен на покой. За год до своей кончины он точно указывал время и место своего погребения. Многие люди, знавшие его хорошо, помнят слова владыки: «Хочу в Могилев, но не тот Могилев, который Могилев, но тот Могилев, который могила».  

1 мая 2002 года самолёт с новым пермским епископом Иринархом приземлился в аэропорту Большое Савино. В этот день и в этот час владыка Афанасий отошёл ко Господу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру