Вопросы размещения НТО решаются в пермских судах

Предприниматели готовы идти на компромисс, но ожидают встречного движения

09.04.2019 в 14:45, просмотров: 787

Сегодня Пермский краевой суд примет решение по коллективному иску предпринимателей и председателей ТСЖ об отмене штрафов за нарушение правил благоустройства при размещении нестационарных торговых объектов. Но каким бы ни стал результат, он будет лишь очередным эпизодом в череде судебных тяжб, инициированных владельцами НТО.

Вопросы размещения НТО решаются в пермских судах

Напомним, что летом прошлого года депутаты краевого парламента внесли соответствующие изменения в Закон «Об административных правонарушениях», который существенно увеличил штрафы - аж до 150 тысяч рублей. Этому предшествовали нашумевшие изменения в Правила благоустройства Перми, которые тоже были осложнены судебными процессами. Мы встретились с председателем недавно созданной общественной организации «За сохранение НТО» Екатериной Безгодовой, чтобы от первого лица услышать, что в действительности стоит за битвой адвокатов?

- Екатерина Олеговна, это уже не первый ваш коллективный иск и не второй. Почему вы с таким упорством судитесь? Неужели нет других способов для урегулирования конфликтов?

- Ну, во-первых, судебное решение - это цивилизованный способ разрешения споров. А мы все-таки стараемся действовать в правовом поле. Не нужно считать, что истец и ответчик - это прямо-таки враги, нет. Просто мы по-разному оцениваем ситуацию. Вот сейчас нам выписывают штрафы по тем договорам, которые изначально были заключены законно. Правила игры на ходу поменялись. Мы считаем, что наши права нарушены. Куда идти за правдой?

Да, суды - это долго, муторно, недёшево, поскольку приходится привлекать адвокатов, но другого механизма поставить точку в споре не существует. Но это вовсе не означает, что мы не готовы по-другому решать разногласия. Можно все урегулировать путем диалога. Но диалог жизнеспособен, если подразумевает под собой компромисс. До недавнего времени, увы, нас никто не слышал и не по нашей вине, я вас уверяю.

- Участие в митингах - тоже правовой метод?

- Насколько я понимаю, митинги ведь не запрещены российским законодательством? Это такое массовое собрание людей в поддержку определенных требований или для выражения протеста. Как правило, эти мероприятия окрашены в политические цвета. Поэтому скажу сразу: члены нашей общественной организации вне политики.

Но поймите, у нас разные люди, их много, несколько тысяч человек. Кто-то, возможно, считает это единственной и правильной возможностью для защиты своих прав. По большей части митингуют те, кто уже все потерял, которым нечего терять. И одна из главных целей нашей организации - сделать так, чтобы таких людей в нашем сообществе было как можно меньше, чтобы они сохранили свой бизнес, свои объекты.

Вы думаете, я не понимаю, что оппозиционные силы в какой-то степени желают использовать наш протест себе на пользу?! Отдаю себе в этом отчет. Вот совсем недавно, во время визита премьера Медведева, некоторые особо горячие головы подталкивали нас на одиночные пикеты. Мол, покажите лидеру «Единой России», как кошмарят малый бизнес в Перми. Но это уже какие-то политические представления, а мы в них не играем. Поэтому отказались.

Но все равно мы откликаемся на все предложения. Если человек предлагает помощь - мы не станем его отталкивать или сторониться. Вот недавно познакомились с депутатом краевого парламента от ЛДПР Александром Григоренко. Он сначала через призму недоверия смотрел на все наши потуги, но пришел на организованный круглый стол, за что я ему благодарна. По идее, я тоже должна была на него дуться, как мышь на крупу, - это же краевые депутаты приняли драконовские штрафы. Но пообщались, поделились своими соображениями. Сейчас мы с ним - члены рабочей группы при Уполномоченном по защите прав предпринимателей. Занимаемся одним делом, стараемся изменить вектор отношений «власть - общество».

- Кстати, ваша организация за довольно короткий срок сумела заявить о себе. Вы провели круглый стол, сейчас принимаете активное участие в рабочей группе, созданной при Уполномоченном по защите прав предпринимателей. Какова ваша конечная цель?

- Создание общественной организации было жизненной необходимостью. На первоначальном этапе нас было 50 человек, наиболее активных предпринимателей и председателей ТСЖ. Никого извне мы не принимали категорически - только участников рынка. Сейчас мы ежедневно пополняемся новыми членами - кому-то необходима юридическая консультация, другие просто хотят быть в курсе переговорного процесса с властями, пишут, приходят, рассказывают о своих бедах.

В общении с председателями ТСЖ и предпринимателями я поняла, что подавляющее большинство из них разделяют желание сделать родной город красивым и, главное, удобным для каждодневной жизни. Чтобы у молодежи не возникало желания уезжать. Ведь именно эта цель - улучшение облика Перми накануне 300-летнего юбилея - декларировалась властями при принятии решения о фактической ликвидации НТО. Но все вышло прямо по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось как всегда!

Поэтому задача-минимум для нашей общественной организации - это добиваться введения моратория на снос НТО. К слову, бизнес-омбудсмен Анатолий Маховиков уже признал, что переходный период нужен объективно, вопрос только по срокам и по условиям. Сейчас в рабочей группе мы как раз и станем обсуждать эти детали.  Ведь дьявол, как известно, кроется в мелочах.

- Ну, а что вам даст оттяжка времени? Рано или поздно надо будет принять как данность решение гордумы: на территории ТСЖ не может быть киосков! Закон есть закон…

- Совершенно не принимаю такую позицию. Это как руки опустить. Капитулировать. Но не сразу, а потом. Какая-то особая форма мазохизма. Мы же продолжим отстаивать свои права, даже не сомневайтесь! Кто сказал, что закон - это догма на всю жизнь? И кто сказал, что он хорош и на сто процентов устраивает всех и каждого? Ситуация как раз показывает обратное.

Никто не отменял право жителей Перми на участие в непосредственном осуществлении местного самоуправления. Статья 10 Устава Перми предполагает правотворческую инициативу граждан. И мы ею обязательно воспользуемся, точнее даже будет сказать, воспользовались. Уже подготовили компромиссные поправки в Правила благоустройства Перми и в ближайшее время представим их на рассмотрение депутатов. Понимаю, что будет непросто. Такого опыта в России, чтобы жители сами занялись нормотворчеством, практически не было. Для этого надо создать инициативную группу, потом собрать 450 подписей от инициаторов поправок. Но эти 450 человек будут действительно, инициативными, готовыми менять несовершенные правила жизни в городе.

- Ух ты, да они же потенциальные кандидаты на выборы в городскую думу! Может вам и на федеральное законодательство замахнуться?

- Нет, нам чужой славы не надо. В депутаты не пойдем. Каждый должен заниматься своим делом. Но в том-то и дело, что на протяжении последнего года мы не делом занимаемся, а обороняемся, как можем, защищаем свои права.

А вот по поводу участия в законотворческой деятельности ирония совершенно неуместна. После того как замминистра промышленности РФ Виктор Евтухов сообщил прессе о внесении в Госдуму законопроекта, который позволит вернуть на улицы городов торговые палатки и ларьки, я сразу же записалась на прием к депутату Игорю Сапко. Мы встретились, внесли наши предложения, обсудили с ним возможные поправки до принятия закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в первом чтении. Сейчас, кстати, идет обсуждение предстоящих изменений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли. Так что руку на пульсе мы держим!

- Хорошо, Екатерина Олеговна, но результат от всех этих рабочих групп, поправок, изменений законодательства будет потом, когда у вас киосков, быть может, не останется. Ведь районные администрации, как могут, выполняют распоряжение о сносе незаконных НТО.

- Вы правильно подметили - как могут.  Вообще юридических коллизий и правового нигилизма в процессе демонтажа нестационарных торговых объектов немало. Заметьте, районные власти сами не сносят объекты, которые к тому же могут находиться на частной земле или даже на муниципальной, но оформленной в соответствии с существовавшими правилами. Они только предупреждают, настаивают, рекомендуют, обязуют, где-то, быть может, запугивают владельцев НТО. Дело в том, что создание административных комиссий в муниципалитетах не соответствует действующему законодательству. Это уже было подтверждено Пленумом Верховного Суда России, что субъекты РФ не вправе передавать муниципальным властям государственные полномочия по созданию таких комиссий для привлечения к административной комиссии. Конечно, у нас каждый начальник толкует правила в свою пользу. Но мне кажется, здесь играет роль элементарная страховка у районных начальников. Кто ж полезет в несвойственные им полномочия?

Правовая неопределенность проявляется не только в правовых актах, но и в судебных решениях. Даже сейчас районные суды Перми принимают совершенно диаметральные решения по искам о сносе НТО. А все потому, что судебной практики нет, вопрос спорный, а власти своими действиями и заявлениями всех подгоняют. Ведь известно, что чем больше спешки, тем больше ошибок. А это опять суды, разбирательства, споры. Поэтому выход в данной ситуации я вижу один - мораторий, это наиболее компромиссное решение.

Ведь что обидно: когда принимались все эти изменения и ужесточения в Правила благоустройства, с нами, профессиональным сообществом, реальными участниками рынка никто не разговаривал. Убеждена, что если бы нас тогда привлекли к диалогу, то многих проблем можно было избежать. Но лучше поздно, чем никогда!