За время блокады пермский эвакопункт принял 379 тысяч ленинградцев

Благодаря эвакуации Пермь совершила скачок от рядового райцентра до столицы Западного Урала

27 января страна отмечает 75-летие со дня снятия блокады Ленинграда. К этой дате старшеклассники пермской школы №119, увлеченные историей Великой Отечественной войны, подготовили спектакль. Это не первая их работа в историческом жанре: в прошлом году ребята представили литературно-музыкальную  композицию «Урок истории», посвященную 75-летию победы в Сталинградской битве.

Благодаря эвакуации Пермь совершила скачок от рядового райцентра до столицы Западного Урала

Пермские школьники - совсем не артисты, но они очень стараются прочувствовать события войны и донести до других, помочь сверстникам узнать о том времени не только из учебников. Тем более что тема блокады Ленинграда – это очень существенная часть истории не только страны, но и нашего родного города. Пермский балет, многие предприятия родом из того времени, когда в Пермь прибывали эшелоны с эвакуированными из Ленинграда. Всех их пермяки приняли в свои семьи, жили тесно, но дружно, делились последним.

Эвакуация ленинградских предприятий, учреждений и населения в Молотовскую (Пермскую) область не только помогла сохранить сотни тысяч жизней, позволила продолжить работу стратегических ленинградских предприятий, но и дала импульс  развитию экономического, научного и культурного потенциала нынешнего Пермского края, считает известный историк, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного управления и истории ПНИПУ Михаил Нечаев. Он подробно отслеживает перемещение предприятий, учреждений и населения в годы Великой Отечественной войны с запада на восток, оценивая его как беспрецедентное по масштабу и значению событие, определившее победу СССР.

Ленинград в 1941 году был не только крупнейшим городом Советского Союза, но и центром развития мировой культуры и науки. Здесь жили до войны 3,2 миллиона человек. С 29 июня и до 6 сентября 1941 года плановая эвакуация в восточные регионы охватила 22% населения Ленинграда – более 706 тысяч человек.

В этот период ленинградцы стали прибывать в Нытвенский район, на станции Чайковская, Григорьевская. Дом младенца из Ленинграда отправили в колхоз «Наука», детский интернат и военно-музыкальную школу разместили в совхозе «Труд».

Всего из блокадного Ленинграда в Молотовскую область эвакуировали 78 детских интернатов, 50 детских садов и около 10 тысяч детей школьного и дошкольного возраста. Для них собирали вещи - пальто, валенки, шапки и прочее.

За время войны пермский эвакопункт обслужил 1382 эшелона - почти 1 млн 416 тысяч  эвакуированных, в том числе более 379 тысяч ленинградцев.

Одновременно шла эвакуация ленинградских предприятий. С июля 1941 по октябрь 1943 года из Ленинграда было эвакуировано на восток 92 крупнейших предприятия. Их размещали на местных промышленных площадях.

В здании бывшей кондитерской фабрики «Красный Урал» и временных постройках Молотовского телефонного завода разместился Ленинградский электромеханический завод. Завод №629 стал единственным поставщиком полевых телефонов для фронта. А в  1944 году постановлением правительства на завод было возложено новое задание - освоение массового выпуска гражданских телефонных аппаратов.

В конце июля 1941 года в распоряжение Пермского порохового завода №98 поступили первые эшелоны с оборудованием ленинградских заводов №52, 59, 6, 101. Завод стал носить имя С. М. Кирова и оказался основным поставщиком порохов в стране.

Часть работников Ленинградского Гознака была эвакуирована в Краснокамск. Местная фабрика стала единственным поставщиком банкнотной бумаги, специальных и технических сортов бумаги. Картон, прессшпан шли в авиационную промышленность и в обувную - все задники солдатских сапог были изготовлены из этого картона.

После эвакуации Ленинградского монетного двора в 1942-1943 годах вся разменная монета чеканилась в Краснокамске. Здесь же было освоено производство орденов, медалей и нагрудных знаков.

Новый импульс в годы войны получила и научно-техническая сфера Прикамья. На территории Карагайского района был размещен Всесоюзный Физико-Агрономический институт (ФАИ) под руководством академика А.Ф. Иоффе. В Перми обустроился  Ленинградский военно-механический институт - продолжилась подготовка инженеров для оборонной промышленности.

В Молотов эвакуировались и так называемые «шарашки», где трудились ученые, осужденные по 58-й статье как «враги народа». В их числе было и артиллерийское Особое конструкторское бюро (ОКБ) с контингентом 150 человек из «Крестов». На счету «шарашки» ОКБ-172 - разработка огромного количества пушек разного назначения. Их Мотовилихинский завод выпустил 48,6 тысячи - каждая четвертая, произведенная в стране, была пермской. Ведущим конструктором ОКБ-172 был М. Ю. Цирульников, впоследствии он стал главным конструктором МЗ, позже участвовал в разработке маршевого ракетного двигателя, был заведующим кафедрой в политехе, директором - главным конструктором ОКБ «Темп».

Трудно переоценить значение эвакуации для развития культуры Прикамья. В Перми во время войны нашли пристанище и продолжили работу композиторы М. Коваль, А. Хачатурян и другие, известные прозаики и поэты В. Каверин, А. Первенцев, Е. Полонская, М. Слонимский, Ю. Тынянов. Приезд ведущих писателей совершенно изменил литературную жизнь Прикамья – из литературного захолустья Пермь неожиданно становится одним из ведущих литературных центров.

В Березники в 1941 году был эвакуирован Ленинградский государственный ТЮЗ, в Пермь – прославленная Мариинка, в то время Кировский театр оперы и балета. Как и другие деятели культуры, артисты помогали в госпиталях, рубили дрова – и при этом продолжали творческую работу, выезжали с гастролями, создавали фронтовые бригады.

Местом эвакуации Мариинского театра должен был стать Новосибирск. Однако местные власти дало «добро», и конечной остановкой для эшелона из 86 вагонов-теплушек и двух классных вагонов (около трех тысяч человек) стала Пермь. Уже 13 сентября 1941 года театр открыл сезон оперой «Иван Сусанин».

Первые спектакли проходили при полупустых залах. Но пермский зритель не мог пройти мимо такого явления и уже в ноябре все билеты были раскуплены. На сцене выступали звезды Кировского театра, лауреаты Государственных премий: Г. С. Уланова, К. М. Сергеев, П. М. Дудинская, Б. М. Фрейдков, Т. М. Вечеслова, Г. М. Нэлепп и другие.

Вместе с театром приехало и старейшее в стране Ленинградское хореографическое училище. Летом 1942 года состоялся первый концерт учащихся хореографического училища, в котором принимали участие будущие звезды русского балета: Нинель Кургапкина, Ирина Колпакова, Юрий Григорович, Николай Боярчиков.

С 1 сентября 1943 года Ленинградское хореографическое училище официально открыло в Перми свое отделение, а 23 июня 1944 года был подписан приказ «О создании хореографической студии при Молотовском театре оперы и балета».

Летом 1944 года после снятия блокады Кировский театр и Ленинградское хореографическое училище вернулись домой. А с 1 сентября 1945 года начался первый учебный год новой балетной легенды - Пермского хореографического училища. Его первым художественным руководителем была Екатерина Гейденрейх - солистка Мариинского театра, репетитор Ленинградского Малого театра оперы и балета, педагог классического танца Ленинградского хореографического училища.  

В Молотов также было эвакуированы фонды Русского музея. В Соликамске под хранилище отдали Троицкий собор, памятник XVII века. Основные коллекции Русского музея (1500 картин) и Третьяковской галереи поздней осенью 1941 года разместили в залах Пермской художественной галереи. Их сохранение оказалось делом непростым -  в галерее не было парового отопления, нужно было постоянно топить печи. В Соликамске было еще сложнее - там помещения собора не отапливались совсем. Но все 10 тысяч произведений были сохранены - в конце 1945 года эшелоны с бесценным грузом возвратились в Ленинград.

Эвакуация ленинградских предприятий, учреждений и населения в Прикамье и Молотов повысило экономический, культурный и научный потенциал региона, подчеркивает Михаил Нечаев: «Официальное признание этого факта выразилось в том, что город Молотов (Пермь) был отнесен к группе городов, руководящие органы которых непосредственно подчинялись правительству РСФСР, минуя местные областные организации. На Урале городами республиканского подчинения, кроме Перми, были Свердловск и Челябинск. Таким образом, за очень короткий срок (с 1938 года, когда Пермская область выделилась из Свердловской) Пермь совершила стремительный скачок от формально рядового райцентра до города самого высокого административного ранга».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру