Владимир Молоковских: Деньги должны работать

Депутат городской Думы - о бюджете, справедливости и будущем Перми

04.12.2018 в 09:25, просмотров: 413

Декабрь – время отчетов и подведения итогов. Однако наш разговор с депутатом Пермской Думы Владимиром Молоковских пошел не по плану. И начался он с городских мифов.

Владимир Молоковских: Деньги должны работать

- Иногда у избирателей складывается впечатление, что у депутата неограниченные возможности, в том числе и финансовые, - рассказывает Владимир Евгеньевич. - Хотелось бы развеять этот миф. Средства, выделяемые депутатам на развитие округов, - порядка 9,9 млн рублей в год, которые можно потратить на ремонты в соцучреждениях, улучшение их материальной базы, устройство детских и спортивных площадок, ремонт дворов и тротуаров. Задач очень много, а цифры, как видите, весьма скромные для территории, на которой проживают более 40 тысяч человек.

Оборотная сторона вопроса – представления о том, что у депутата нет ни денег, ни власти, он только нажимает кнопки, да еще получает фантастическую зарплату. Это тоже неверно. В Пермской городской Думе зарплату (совсем не фантастическую) получают только 3 депутата, остальные депутаты работают на безвозмездной основе, совмещая основную работу с общественной. Но при этом наши депутаты имеют возможность,  желание и право отстаивать интересы своих округов и города в целом. Я абсолютно убежден, что именно так и должно быть. Да, я депутат от округа №16 и представляю интересы жителей Гайвы и Заозерья. Но я при этом депутат городской Думы, и меня касается всё, что происходит в городе.

- В чем вы видите свою задачу как депутат от конкретной территории?

- В том, чтобы «депутатские» деньги максимально работали на территории округа. Если планируется ремонт дороги, улицы, двора – обязательно дойдем до каждого объекта, чтобы оценить его состояние. И не просто отдаем деньги, а контролируем их использование. Если это помощь школе, садику – стараемся, чтобы она пошла на пользу как можно большему числу людей, и это будет уж никак не ремонт кабинета директора.  Если покупаем тренажеры для детской спортплощадки, то соотношение цены и качества должно быть оптимальным.

Часть денег есть возможность использовать на праздники и прочие развлекательные мероприятия в округе. Но мы изучили опыт других округов, взяли наказы наших избирателей, наложили все просьбы на деньги – и получилось, что из-за разовых развлечений серьезные задачи отодвигаются очень далеко. Сейчас на это направление отводим максимум 5-10% расходов, и только на мероприятия, которые охватывают как минимум человек 150-200. В результате участниками культурно-массовых мероприятий становятся в среднем 2000 человек в год. И выступают на них творческие коллективы высокого уровня, которые известны не только в Перми, но и гастролируют по всему миру, что очень неплохо для нашего микрорайона.

При этом основная часть «депутатских» средств идет на практические дела, которые становятся вкладом в развитие наших микрорайонов.

- Депутатские средства ведь не единственный источник развития территорий?

- На самом деле денег достаточно – и в городе, и в районе. Но есть две глобальные проблемы. Первая – неравномерность распределения средств между центральными и отдаленными районами. Возьмем те же дороги – они, как известно, бывают четырех категорий, и нормативы на их содержание разные. На Гайве, конечно, нет таких магистралей, как Комсомольский проспект или улица Ленина. Но при таком  распределении средств здесь их никогда и не будет.  

Второй момент - это так называемые городские потребности, те же набережная и  эспланада, которые считаются городскими объектами. На самом деле, учитывая размеры нашего города, они достаточно удалены от  Мотовилихи, Закамска или Гайвы. Я бы мероприятия по развитию таких территорий относил к районным (городской центр). Нам нужны новые подходы и нормативы, которые позволяли бы сбалансированно развивать все районы.

- Одна из тем, связанных с развитием территорий, постоянно находится в сфере внимания Думы шестого созыва. Это частный сектор. В округе №16 он большой?

- Да. Это действительно проблема, над которой мы работаем постоянно. С одной стороны, в микрорайонах частной застройки живут такие же горожане - налогоплательщики и избиратели, и для них нужно создавать нормальные условия. С другой стороны – по закону мы даже не имеем права вкладывать туда деньги, это означает нецелевое использование бюджетных средств. Хотя мы все понимаем, что частная застройка в Заозерье – это не Рублевка, здесь у собственников нет возможности благоустраивать территорию за свой счет.

По данным администрации города, в частном секторе живут порядка 10% пермяков, и не замечать их нельзя. В последние полтора года нам удалось продвинуть эту тему – во всяком случае, подход продекларирован: комфортность проживания в частном секторе нужно максимально приблизить к уровню многоквартирных домов. Это означает дороги,  освещение, газ и так далее. Но есть проблема приоритетов. Один из подходов - вкладываться в микрорайоны, где можно быстро показать результат,  отчитаться и закрыть тему. Аргумент такой: если заниматься всем сразу, деньги «размажутся». С моей точки зрения – в микрорайонах с низким уровнем комфортности каждый год должно что-то улучшаться.

- В Думе завершается работа над бюджетом. Как член бюджетного комитета что вы думаете об этом документе, есть ли резервы совершенствования?

- Наш главный резерв – более тщательное планирование. Иногда приходится слышать, что у депутатов, которые в большинстве своем представляют реальный сектор, «коммерческий» подход к формированию и исполнению бюджета. Но он таким и должен быть: бюджет города - это реальные средства, полученные от наших жителей и предприятий, и они должны приносить реальную отдачу.  

К примеру, у нас в бюджете запланирован «бумажный дефицит». Я экономист, 35 лет проработал, но о таком никогда не слышал. Нет такого понятия в экономической теории. Если предполагается, что в дальнейшем бюджет будет скорректирован, а дефицит перекрыт – давайте сразу сделаем более напряженным план по доходам, точнее рассчитаем расходы. 

И еще - на мой взгляд, бюджет должен отвечать на вопрос «зачем». Если мы покупаем 80 автобусов, то зачем? У нас был в свое время муниципальный парк, теперь создан рынок перевозок, который мы можем контролировать с помощью контрактов. Например, вписать в них требования по расширению парка, параметрах автобусов – пусть вкладываются перевозчики, а не бюджет. Нам говорят: мы попробуем, потом посмотрим. А надо наоборот.

- Но Дума имеет возможность влиять на ситуацию, в том числе через контрольные функции?

- Контрольная функция Думы заключается не в том, чтобы заслушать отчет, а в том, чтобы получить результат. У нас социально ориентированный бюджет - 70% средств направляется в социальную сферу. Если провести аналогию с семейным бюджетом - по сути, это наш прожиточный минимум, то, что нам необходимо на основные нужды и повседневные расходы. И только 30% - бюджет развития.

А когда свободных денег мало, нужно очень внимательно расставлять приоритеты. Возьмем, к примеру, освещение - к юбилею города мы должны выйти на уровень  освещенности городских территорий в 85%. Цифра неплохая, при этом центр города получит и современные светильники, и подсветку зданий, но 15% улиц всё же останутся в темноте.

Возвращаясь к своему округу – как депутат я вижу свою задачу в том, чтобы проблемы территории решались. Причем, не перетягивая одеяло, а в рамках справедливого распределения нашего достаточно большого бюджета.

 

ИТОГИ РАБОТЫ В ОКРУГЕ №16

Обустройство детских игровых и спортивных площадок.

2017 год: Янаульская, 28, Вильямса 4. 2018 год: Вильямса 20/2, Кабельщиков, 6.

Благоустройство придомовых территорий.

2017 год: Вильямса, 14, 41,43, Янаульская, 24а. 2018 год: Вильямса, 45 (16 подъездов).

Обустройство тротуаров.

2017 год: ул. Репина (бульвар). 2018 год: ул. Вильямса от дома №41 до дома №49 (основной пешеходный трафик).

Стадион «Гайва».

2017-2018 годы: установка уличных спортивных тренажеров, на которых занимается вся Гайва. Приобретение и установка ограждения баскетбольной площадки. Планируется: ремонт и реконструкция стадиона.

ДЮЦ «Фаворит».

2017-2018 годы: приобретение ограждения хоккейной коробки, приобретение баскетбольных щитов и табло. Планируется: строительство универсальной игровой площадки.

Помощь образовательным учреждениям.

2017 год: обустройство детских игровых площадок в д/с №№ 400,390,368. Замена окон в зданиях д/с №394,20,175. Приобретение и установка спортивных тренажеров в школе №66 (Заозерье).  Проведение текущего ремонта спортзала школы №80. Замена окон в здании школы №80. Текущий ремонт гимназии №3. Приобретение мебели для школы №101, проведение мероприятий. Монтаж системы видеонаблюдения, приобретение компьютерной техники для школы №37. Приобретение компьютерной техники в школу №104.

2018 год: замена окон в зданиях д/с №№ 400, 175, 20, 394. Обустройство детских игровых площадок в д/с №№ 390, 368. Приобретение и установка спортивных тренажеров в школе №66 (Заозерье). Замена окон в школе №80. Ремонт полов в гимназии №3. Приобретение мебели в столовую школы №101. Приобретение мебели в актовый зал школы №37.

Приобретение дверей в кабинеты школы №104. Приобретение оргтехники и костюмов для ДШИ №7.

Клуб Златогорского. 2017-2018 годы: Приобретение стульев в актовый зал, реквизита для цирковой студии, звукового оборудования.

В планах на 2019 год - проведение освещения по дороге из м/р Гайва в м/р Заозерье (работа на этом направлении продолжается 2 года, установка детской площадки, помощь в решении  вопросов многодетных семей микрорайонов.