Субсидии для бизнеса

Прокуратура разъясняет принципы правового регулирования предоставления бюджетной поддержки

Субсидирование предпринимательской деятельности является одной из актуальных форм государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство товаров, работ и услуг в условиях сложной экономической ситуации.

В соответствии с законодательством, субсидии из бюджетов различных уровней предоставляются в двух формах: для финансового обеспечения затрат предпринимателей либо для возмещений понесенных ими расходов или недополученных доходов.

При этом бюджетное субсидирование осуществляется, как правило, в наиболее социально значимых отраслях экономики. Это сельское хозяйство, развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья. К примеру, в бюджете Пермского края 2018 года на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей выделено более 600 млн рублей.

Общие условия и порядок предоставления субсидий определены в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, правительством Российской Федерации утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (Постановление от 06.09.2016 №887).

Ключевым документом, устанавливающим процедуру и условия предоставления конкретных субсидий, является Порядок их предоставления, утвержденный, в зависимости от уровня бюджета, из которого выделяются субсидии, правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации (в частности, правительством Пермского края), администрациями муниципальных образований.

Порядки предоставления субсидий определяют органы власти, ответственные за выплаты субсидий. В том числе – сроки подачи заявок на выделение бюджетных средств, требования к составу документов, подтверждающих право на получение бюджетной поддержки, а также ответственность за нарушение условий предоставления субсидии.

В этой связи обозначим основные моменты процесса субсидирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Так, одним из принципиальных положений является отсутствие у претендентов на получение субсидии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также просроченной задолженности перед бюджетом. Данное требование направлено на стимулирование своевременного исполнения предпринимателями обязанности по уплате налогов и сборов. Возможность получения государственной финансовой поддержки зависит от добросовестного поведения ее потенциальных получателей.

Субсидия предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на безвозвратной и безвозмездной основе. Тем не менее, на получателя субсидии возлагается ряд обязанностей, соблюдение которых обуславливает правомерность распоряжения предоставленными бюджетными средствами.

Прежде всего, получатель субсидии обязан соблюдать целевое назначение субсидии. При этом стоит обратить внимание, что нарушение данного требования влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 15.14 КоАП РФ, в виде штрафа размере от 2 до 25 процентов полученной субсидии. Кроме того, нецелевое использование субсидии является основанием для ее возврата в бюджет. Также получатель субсидии должен обеспечить достижение установленных ему показателей результативности ее использования.

Необходимо подчеркнуть, что залог успешной реализации права на получение государственной поддержки в виде субсидирования соответствующих отраслей хозяйственной деятельности – это правомерное и добросовестное поведение получателей субсидий.

Нередки случаи фальсификации документов, дающих право на ее получение, а также отчетности о ее использовании. В свою очередь, умышленные деяния, направленные на получение и использование бюджетных средств в отсутствие на то законных оснований, могут повлечь уголовную ответственность за мошенничество. В связи с чем следует предостеречь получателей субсидий от совершения подобных действий, поскольку законность предоставления бюджетных средств регулярно проверяется органами финансового контроля, а также правоохранительными органами.

С другой стороны, достаточно распространены и нарушения прав предпринимателей на получение субсидий, допускаемые органами власти. Как показывает практика, такие нарушения зачастую выражаются в нарушении сроков перечисления субсидий либо в неправомерном отказе в их предоставлении.

Следует отметить, что сроки выделения бюджетных средств, равно как и исчерпывающий перечень оснований для отказа в их выплате, определяются Порядком предоставления соответствующей субсидии. Соответственно, отказ в предоставлении субсидии по основаниям, не предусмотренным нормативным правовым актом, является незаконным.

В связи с этим предприниматели, полагающие, что их право на получение субсидии нарушено, могут обжаловать соответствующие действия или бездействие органов власти в судебном порядке, вышестоящим должностным лицам, в органы внутреннего государственного финансового контроля, органы прокуратуры.

Александр ЛОБАСТОВ,

старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в финансово-бюджетной сфере управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру