Секреты музея героев

Секреты музея героев
Руководитель музея А.В. Мокрушина: «Основным направлением работы музея стали встречи с ветеранами войны и тыла, чьи внуки и правнуки учились в нашей школе»

Пермская школа №119 с самого основания хранит память о героях Великой Отечественной войны. Музей посвящен двум героям – летчику В.Ф. Кузнецову и разведчику Н.И. Кузнецову. Он уникален еще и тем, что по инициативе педагогического состава, учащихся и их родителей смог воссоздать историю других героев, которые жили и живут на территории Кировского района.

В музее проделана огромная работа во имя памяти и сохранения семейных и исторических ценностей. Более подробно о ней рассказала руководитель музея боевой славы «Россия Кузнецовыми богата», учитель истории и обществознания Анна Мокрушина.

– Музей открылся с самого основания школы в 1962 году и первоначально был посвящен разведчику Николаю Ивановичу Кузнецову. Все экспонаты собирали учителя и ученики школы. Однако в перестроечное время все музеи, которые находились в учебных заведениях, были закрыты. К 50-летию Победы было решено организовать выставки, но все понимали, что выставка – дело временное. Тогда к нам обратилась Наталья Павловна Шиманская –  бывший руководитель музея в школе №65, посвященного памяти летчика Виктора Федоровича Кузнецова. Она предложила создать музей, объединив двух героев. Таким образом, в октябре 1994 года открылся новый музей, посвященный двум Кузнецовым, который так и назвали – «Россия Кузнецовыми богата».

– Анна Владимировна, что представлено в музее?

– Темы экспозиций разделены на три части. Первая посвящена Николаю Ивановичу Кузнецову, вторая – Виктору Федоровичу Кузнецову. Третья называется «Наши мамы и папы, бабушки и дедушки – ветераны войны и тыла». Здесь можно увидеть множество трофейных экспонатов. Например, есть значок, отлитый из металла самолета, упавшего на дно Черного моря в 1943 году, на котором летел экипаж В.Ф. Кузнецова, гильза и переданный родственниками альбом с фотографиями. От Николая Ивановича Кузнецова остались только фото. Но у нас можно увидеть экспонаты, связанные с другими героями войны и с историей того времени. Среди них – офицерская сумка и фляжка, переданная Павлом Алексеевичем Пелевиным, медали семьи Григория Петровича Ребенко, тельняшка с «Малой земли». От Андрея Игнатьевича Лекомцева - губная гармошка, медали и поздравительная открытка с Новым годом, отправленная отцом сыну в 1942 году. Сохранились фронтовые письма, которые тоже можно увидеть в нашем музее, и газета «Правда», вышедшая 10 мая 1945 года. А Пермское отделение Всероссийского фонда мира, которое работает под руководством Зои Романовны Козловой, передало на хранение 15 томов «Книг памяти», где указаны все герои Прикамья.

– Расскажите более подробно о третьем разделе экспозиции.

– После открытия нового музея мы решили создать раздел, который будет посвящен родственникам учащихся школы и учителей, чьи деды воевали или работали в тылу. Таким образом получилась отдельная интересная история. Ребята начали приносить фотографии своих родственников, трофейные предметы, оставшиеся с тех времен. В итоге создалась стендовая композиция, где представлены фото героя и его сегодняшний внук или правнук. Оказалась, что героические династии есть не только среди бывших и нынешних учащихся школы, но и среди учителей. Также были созданы альбомы памяти «Солдаты 20 века» и «Фронт и тыл едины», где были собраны воспоминания ветеранов об одном-двух самых ярких эпизодах их военной биографии, собрана фонотека «Живые голоса истории».  

– Проводятся ли экскурсии в музее для ребят из других школ?

– Конечно. Музей посетили ряд школ Кировского района, а также воспитанники детского дома. К тому же в 2014 году был осуществлен новый проект – «Музей в чемодане», в котором представлены экспонаты о Викторе Федоровиче Кузнецове. Он работает по типу передвижной выставки. Так у нас появилась возможность представлять тематику музея вне школы.

– Поддерживаете ли отношения с ветеранами?

– Обязательно. Мы постоянно с ними созваниваемся, приглашаем на мероприятия. Более того, учащиеся школы, подобно «тимуровской команде», активно помогают ветеранам. Если необходима помощь, ребята ходят в магазин, проводят беседы и т.д. А самым грандиозным мероприятием, завершающим учебный год, является слет ветеранов, к которому готовятся вся школа и весь преподавательский состав.

– Как используется музей в учебном процессе?

– За 23 года работы в музее сложились свои традиции, свои формы работы. На основании собранных ими воспоминаний ветеранов ребята пишут рефераты «История семьи – история страны». Каждый год проводятся «Уроки памяти» или классные часы, посвященные тому или иному событию: «900 блокадных дней», «Ни шагу назад» и т.д., беседы, такие как «Таня Савичева», «Дети блокадного Ленинграда», «Сталинградская битва в изобразительном искусстве». Создан свой «бессмертный полк» из ветеранов, с которыми мы работали с самого начала. Ребята помогают сохранить память о тех, кто уже ушел от нас.

Самая главная цель для нас – не столько познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны, сколько вызвать в них истинно человеческие чувства: сострадание, бескорыстие, безмерное уважение к тем, кто жертвовал собой ради будущего. Ради них.

Оксана ЗЕМЛЯНСКИХ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру