«Сережа очень тупой» – камерная опера Владимира Раннева, написанная для пяти голосов и оркестра бытовой техники по одноименной пьесе Дмитрия Данилова. Мировая премьера состоится 24 ноября.
Пьеса Дмитрия Данилова «Сережа очень тупой», написанная в 2018 году, поставлена во многих театрах страны: Мастерской Петра Фоменко, псковском и воронежском театрах драмы, новосибирском театре «Старый дом». Версия Владимира Раннева для «Сцены-Молот» – эксперимент в жанре оперной инсталляции. Музыкальную партитуру исполняют вокалисты и бытовая техника, а акцент в режиссерской трактовке сделан на мистическом, инфернальном подтексте литературной основы.
В спектакле программисту Сереже приносят домой посылку три неизвестных курьера. Что в коробке – тоже неизвестно, но при их появлении бытовая техника, которой заполнена квартира, чудесным образом оживает и обретает свой голос – то ли она «подпевает» курьерам, то ли, наоборот, о чем-то предупреждает главного героя...
«Под видом гротескной бытовой зарисовки эта пьеса скрывает точный анализ природы зла – как оно вкрадчиво и настойчиво проникает в человека, становится в его картине мира нормой и подчиняет его себе. Сережа – добродушный и правильно воспитанный молодой человек, с какими-то даже прогрессивными убеждениями, но не слишком критично относящийся к окружающему миру и принимающий как само собой разумеющееся предлагаемое ему положение вещей. Именно недостаток критического мышления делает его объектом и жертвой манипуляций явившихся в его повседневность странных гостей, выдающих себя за курьеров и «желающих ему только добра». В пьесе Данилова в обычной современной квартире происходят почти шекспировские страсти с оборотнями и полтергейстом, но это не выдуманный мир из фэнтези, а все нам так хорошо знакомое, нормальное, родное»,– комментирует режиссер постановки и композитор Владимир Раннев.
Для авторов постановки важно, что пьеса Дмитрия Данилова «Сережа очень тупой» обладает двумя, казалось бы, взаимоисключающими качествами. С одной стороны, это увлекательный скетч, бытовая зарисовка, галерея типажей и ситуаций. С другой же стороны – эксцентричный житейский абсурд оказывается здесь лишь ширмой, прикрывающей предопределенность трагического в жизни. По ходу пьесы автор обращает бытовуху в пугающую метафизику. На вопрос «о чем эта пьеса?» сам драматург отвечает: «Она о том, что в простую, размеренную жизнь самого обычного человека в любой момент может вторгнуться что-то иррациональное, необъяснимое, и с этим иррациональным придется иметь дело и как-то на него реагировать. И от этого может зависеть вся дальнейшая жизнь (или ее прекращение)».
Подчеркнет эту иррациональность жизни музыкальная составляющая постановки. Партитура оперы Владимира Раннева «Сережа очень тупой» написана для пяти певцов и оркестра бытовой техники. В роли музыкальных инструментов выступают холодильники, пылесосы, телевизоры, тостеры, плазменные панели, плиты, тренажеры – больше 70 бытовых приборов, чьи реальные звуки собираются в партитуру благодаря midi-интерфейсу, созданному специально для проекта. Этот оркестр зрители услышат «живым» – все инструменты звучат in real time, как традиционные оркестры в операх и мюзиклах. Так они реагируют на появление курьеров, например, в кране начинает литься вода, открываться и закрываться двери холодильника, играть радио, крутиться барабан стиральной машины. Художник Марина Алексеева также создала для спектакля видео и анимацию, в прямом смысле дополняющую героев.
Владимир Раннев давно сотрудничает с культурными институциями Перми. В Театре-Театре он является коучем лаборатории мюзикла «Резиденция ТТ», написал музыку для балета Ultima Thule в Пермском театре оперы и балета, участвовал в создании аудиомузыкального перфомаса «Рабочий поселок» для музея PERMM. Владимир Раннев – обладатель Гран-при Премии Сергея Курехина за оперу «Два акта», лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Работа композитора в музыкальном театре» за оперу «Проза».
Премьерная серия камерной оперы «Сережа очень тупой» (16+) состоится на «Сцене-Молот» с 24 по 26 ноября. Продолжительность спектакля 1 час 30 минут без антракта.