В пермской отрасли междугородних перевозок разгорается нешуточный конфликт

20.02.2018 в 12:00, просмотров: 1679
В пермской отрасли междугородних перевозок разгорается нешуточный конфликт

С нынешнего года автобусное сообщение по маршруту Пермь - Барда прекратило свое существование. По крайней мере, в официальном расписании автобусов такое направление не значится. Транспортная компания, осуществлявшая междугородние перевозки на этой территории, вынуждена была приостановить работу всех автобусных маршрутов.

Но это вовсе не говорит о том, что до татарского села на юге Пермского края сейчас не добраться. Если пассажиру надо - то к его услугам сразу несколько перевозчиков. Только нелегальных. Их присутствие, как показывает практика и тревожная статистика, несет особые риски - все хорошо до первой… тьфу, тьфу, тьфу… аварии. Но есть опасения, что исход официальных перевозчиков из Барды может вызвать цепную реакцию по всему краю.

Частный, казалось бы, случай, как в капле воды, отражает наэлектризованную атмосферу в этой и так беспокойной отрасли. А виной всему возросшее количество нелегалов, которые фактически объявили войну официальным перевозчикам. Первые жертвы уже есть. Так что о цепной реакции сказано не для красного словца - на автовокзалы Прикамья вполне могут вернуться эпизоды с проколотыми шинами и сожжеными автобусами из шальных 90-х. И это, как показывает современная история, естественная для автоперевозчиков реакция на посягательства со стороны. Особенно когда официальные лица безмолвствуют, не замечая угрозы.

Недолго все-таки царили мир и спокойствие в этой отрасли. Помнится, года два-три назад автоперевозчики Пермского края всем, как говорится, миром боролись с новой управленческой командой ПКГУП «Автовокзал», прибывшей из Екатеринбурга вслед за губернатором. И надо признать, борьба с руководителем учреждения, управляющим сетью из шести автовокзалов и четырех десятков автостанций билетных касс, была небезуспешной. Совместно с Управлением Федеральной антимонопольной службы им удалось противостоять созданию системы нерегулируемых тарифов, которая навязывалась варягами.

Вообще, повышенное внимание УФАС по Пермскому краю к руководству краевого автовокзала стало своеобразным маркером коррупционности, что привело к смене директора. Нынешний руководитель Ю.А. Журавель хоть и был выходцем из коммунальной сферы, но общий язык с перевозчиками найти сумел. Может, и дальше жили бы душа в душу, но появилась новая напасть - нелегальные перевозчики.

Хотя, возможно, предъявляемые претензии в адрес госпредприятия и непосредственно к Юрию Алексеевичу напрасны. Ведь формально нелегалы не суются на автовокзалы, стоят вблизи, так сказать, на подъезде и там зазывают пассажиров. С другой стороны, могли бы как-то отреагировать учредители автовокзала, коими являются Минтранс и Минэкономразвития. Ведь помимо финансовых потерь бюджета, речь идет и о безопасности людей. Ежемесячно в хроники попадают дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом, виновниками которых зачастую являются водители-нелегалы. Последние сводки пришли на днях из Тихвина, где водитель микроавтобуса и пять пассажиров умерли от полученных травм на месте ДТП. После возбуждения уголовного дела выяснилось, что перевозка пассажиров осуществлялась нелегально.

Поэтому уже сегодня пермские автоперевозчики бьют в набат: «Нельзя допустить второй «Хромой лошади»! Только «лошадь» будет на колесах! Но их никто не слышит. У нас же как обычно происходит? После каждой нашумевшей истории проводят рейды по поиску водителей-нелегалов, а на деле шерстят… официалов. Реально виноватые пересиживают сложные времена - ведь расписание для них не писано - а затем снова выходят на маршрут. И так до следующей трагедии.

А с приходом на рынок интернет-агрегаторов появилась другая проблема - идентификация нелегалов в Сети. Взять хоть забугорный Гугл, хоть нашенский Яндекс - там первые строчки объявлений об оказании услуг междугородних перевозок неизменно занимают нелегалы. Роскомнадзор бдит ведь только за экстремистскими высказываниями подростков да время от времени покушается на дуровский Телеграмм. Пока воюют с ветряными мельницами, проституция и нелегальные перевозки цветут на просторах Интернета пышным цветом.

Надежда на помощь глав местного самоуправления, особенно руководителей отдаленных районов, тоже под вопросом. Ведь для них автоперевозки - вообще одна сплошная головная боль. Кое-где это содержание автостанций. И почти везде - необходимость в повышении дотаций из своих скудных бюджетов из-за убыточности маршрутов. У руководителей на местах, как и у подавляющего числа обывателей, своя сермяжная правда: им без разницы, кто везет, официальный ли перевозчик или нелегал, - главное, чтоб подешевле.

Тогда для чего, спрашивается, нужен Устав автомобильного транспорта, все эти ГОСТы, требования по безопасности, качественным характеристикам автобусов, система ГЛОНАСС, видеослежение, страховки? Не проще ли все оставить как есть, и рынок, как утверждали либералы типа Чубайса и Гайдара, сам все урегулирует? Ага, дай только волю! Вон в соседней Кировской области нелегалы фактически похоронили междугородние автоперевозки. Шутка ли, семь районов остались без официального автобусного сообщения!

Рынок один, а условия для всех оказываются разные. Нелегалу что? Купил автобус, и всех затрат-то! Ни тебе обучения водителей, ни страховок, ни охраны труда, ни содержания в надлежащем состоянии транспортных средств. И, главное, никакой ответственности. Все-таки эту отрасль должна регулировать официальная власть.

Хорошо еще, что это понимают на самом верху. Прошлой осенью о междугородних автоперевозках шла речь на заседании президиума Госсовета РФ в Ульяновске. И президент страны Владимир Путин тогда четко обозначил проблему: «Часто действия региональных и муниципальных властей не согласуются. В результате в некоторых отдаленных населенных пунктах на общественном транспорте не добраться вообще, нет регулярных рейсов, а где-то происходит дублирование маршрутов либо процветает серый бизнес».

Заданный президентом тон разговора был как бальзам на израненные души легальных перевозчиков. Люди с высокими чинами говорили и о том, что существующая система административных штрафов за нелегальные перевозки не приносит результата. Вместо оплаты штрафа автобус элементарно перерегистрируется на другую компанию, снова ездит и продолжает нелегально работать.

Мэр Москвы Сергей Собянин проблему с нелегалами предложил решить конфискацией автобусов. Такая мера, по его мнению, позволила бы в кратчайшие сроки навести на этом рынке порядок и вообще снять проблему нелегальных перевозок. К слову, озвученная схема в столице уже действует. За несколько лет московские власти совместно с полицией задержали и поставили на штраф-площадки около четырех тысяч автобусов нелегальных перевозчиков. Быть может, пермскому губернатору Максиму Решетникову, работавшему в свое время в московском правительстве, стоит перенять опыт коллег?

В общем, по итогам работы президиума Госсовета с высокой трибуны было заявлено о необходимости создания системы контроля над пассажирскими перевозками для борьбы с нелегалами. Появился повод для оптимизма? Как сказать. Прошло несколько месяцев, но все эти рекомендации, похоже, не дошли до ушей ответственных (или безответственных) пермских чиновников.

Помнится, во времена губернаторства Басаргина многие здравые идеи откровенно забалтывались. Проходило бесчисленное количество совещаний, заседаний, круглых столов, а воз проблем оставался на прежнем месте. Как-то будет сейчас? Если в этом плане ничего не изменится, то, боюсь, тревожных сообщений о нелегальной деятельности перевозчиков, ДТП и разборках на дорогах будет появляться все больше и больше. И не только из Барды…

Ольга СТЕПАНОВА