Нефть в глаза, или чужой среди своих

На что идут чиновники, чтобы выслужиться перед начальством?

На что идут чиновники, чтобы выслужиться перед начальством?
Антон Колодин всегда отличался вспыльчивостью и нервозностью

В Осинском районе назревает экологическая катастрофа. Руководство министерства природных ресурсов Пермского края под различными предлогами отказывает структурам, занимающимся работами по приему и обезвреживанию отходов нефтедобычи, в осуществлении деятельности на земельном участке посредством отказа в переводе участка земли одной категории (лесного фонда) в другую - промышленности и иного специального назначения. Хотя, по правде говоря, действующее лесное законодательство допускает организацию и эксплуатацию  таких объектов на землях лесного фонда.

Но самое пикантное в этом сюжете то, что без должного контроля через год-другой деревья рядом со спорным участком погибнут. Ведь граничащая с лесом площадка может превратиться в маленькое нефтяное озерцо. А жители близлежащих деревень Крыловского сельского поселения будут обходить это гиблое место стороной. Выходит, что краевое ведомство просто не владеет ситуацией? А начальники не знают, что творится на местах? Эх, если бы только это… На деле за хозяйственным спором скрывается куда более серьезная проблема - политической выживаемости отдельных чиновников.

Ещё несколько лет назад арендатором земли значилось ООО «Капстрой», но с окончанием договорных отношений площадку окрестили «чертовым» местом. Жители близлежащих деревень собственными глазами увидели, как бесхозность вылилась в настоящую мусорную вакханалию. Наиболее осведомленные водители КАМАЗов превратили лесную дорожку в полновесную трассу с песчаным покрытием. Везли на стихийную помойку всякий хлам - халява же! Разумеется, не обходились эти вояжи без токсичных грузов. Поэтому на территории свалки - редчайший случай - не селились ни бомжи, ни собаки. Ведь находиться там было небезопасно для здоровья! Благо, в 2007 году появилось ООО «Уралэкоресурс», которое, насколько это возможно, старалось облагородить территорию.  По крайней мере, на въезде был поставлен шлагбаум, построена будка охранника, прекратился несанкционированный сброс различных веществ.      

И, конечно, сейчас поселенческие власти заинтересованы в сохранении статус-кво у этой фирмы, остановившей экологический беспредел. Но сбыться их ожиданиям мешает один конкретный чиновник - заместитель министра природных ресурсов Пермского края Антон Колодин, замкнувший на себе все контакты с хозяйствующими субъектами, в деятельности которых прослеживается волшебное для него слово - нефть. Возможно, потому, что прежнее место работы - в департаменте природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - также было завязано с «черным золотом».

Вообще Антон Александрович уникальный госслужащий. После исхода из Пермского края прежней губернаторской команды он остался единственным варягом из когорты Виктора Басаргина, которого ни посадили, ни уволили, ни забрали с собой на новое место службы. Если выражаться точнее, то сейчас он чужой среди своих.

Чужим он стал и для компаний, занимающихся обезвреживанием отходов нефтедобычи и рекультивации загрязненных земель. Их в крае немного - можно пересчитать по пальцам одной руки. И почти все они претендовали на осуществление профессиональной деятельности в Осинском районе. Больше других в этом, как оказалось, безнадежном деле преуспели сотрудники ООО «Уралэкоресурс», которые выполнили рекомендацию министерства и в кратчайшие сроки получили необходимую лицензию на право пользования недрами. Представили бумагу, всё честь по чести, оформленную специальным государственным разрешением, включающую установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые и графические приложения.

Очередной отказ Минприроды одновременно удивил и позабавил предпринимателей. Чёрт с ней, с этой лицензией, - на этот раз в числе крупных недочётов коммерческой организации значилась «политическая безграмотность заявителей». Пожалуй, стоит процитировать этот шедевр чиновничьей гибкости: «… В материалах, обосновывающих перевод, представлено письмо недействующего губернатора Пермского края. Учитывая изложенное, возвращаем материалы, обосновывающие перевод, на доработку». Недействующего - как звучит-то! Словно не было и нет преемственности власти. Быстро, однако, вчерашние басаргинские фавориты открестились от Виктора Федоровича! И сейчас пытаются выпрыгнуть из штанов, чтобы продемонстрировать свою лояльность Максиму Решетникову. Несдержанность и чрезвычайная эмоциональность подхалимов порой играет с ними дурную шутку.

Можно вспомнить хотя бы скандальное совещание на тему развития лесопромышленного комплекса, состоявшееся еще в мае в Кудымкаре. Именно там с особой силой обнажились противоречия между местным бизнесом и варягами, продолжающими работать в правительстве Прикамья. Так, резкой критике тогда подверг работу Минприроды директор Гайнского лесхоза Александр Ложкин. Он прямо заявил с трибуны, что «малый бизнес в лесной промышленности сворачивается». Мол, чиновники преувеличивают, точнее, значительно преуменьшают - по крайней мере, вдвое - данные о средней цене кубометра леса на проводимых аукционах. Тем самым вводят главу региона в заблуждение. 

Откровенное выступление знатного лесника вывело тогда из себя Антона Колодина. Как там в народе говорят - что глаза-то колет?! Главе региона пришлось даже усмирять чиновника. Конфликт удалось приглушить. Но многие эксперты тогда сошлись во мнении, что публичный конфликт в присутствии Максима Решетникова и прессы больно ударил по позициям руководства Минприроды. Так оно, собственно, и оказалось. Вскоре глава ведомства Константин Черёмушкин уже паковал чемоданы. Виктор Басаргин предложил ему руководящий пост в Западно-Уральском управлении Ростехнадзора. Шеф уехал, а Колодин остался.   

Впрочем, знающие люди из нефтяной отрасли не склонны видеть в министерских отказах эмоциональную составляющую. Все проблемы пермских предприятий они объясняют более прозаичной причиной. Ни для кого ведь не секрет, что в реестре наиболее коррупционных должностей структура Минприроды всегда находилась в верхней части рейтингов. Причем чем выше должность, тем она была опаснее для обладателей начальственных кресел. Ещё не выветрилась из памяти людской грустная история одного из самых громких дел о коррупции в Пермском крае, когда суд вынес обвинительный приговор по делу бывшего министра природных ресурсов Прикамья Станислава Панченко. Его приговорили к семи годам в исправительной колонии строгого режима за взяточничество. В ходе следствия выяснилось, что обладатель властных полномочий оказывал содействие и покровительство коммерческой структуре: предоставлял им информацию о конкурентах, вносил необходимые дополнения в лицензию компании за пользование недрами, не замечал отсутствия платы за аренду, лично консультировал сотрудников дружеского предприятия и всячески затягивал рассмотрение заявок конкурентов.

Сейчас, конечно же, ни один дурак в чиновничьей среде не станет откровенно навязывать свои услуги бизнесу. Хотя ранее, когда серым кардиналом регионального кабинета министров являлся Олег Демченко, завуалированные попытки предпринимались. Всемогущий вице-премьер внушал своим вассалам: мол, если чо - прикрою. Именно в то время в июле 2015 года из недр Минприроды вышло занятное письмо за подписью главы ведомства Константина Черёмушкина. В нём он предлагал профинансировать работы по созданию региональных нормативов, оцененных различными частными структурами в 15,5 млн рублей. В числе адресатов значилось 15 компаний, получалось по миллиону на брата. Никто, разумеется, таких правил игры не принял, деньги не перечислил. Но, по странному стечению обстоятельств, именно эти фирмы сейчас испытывают трудности в общении с чиновниками Минприроды и лично г-ном Колодиным.

А может, всё гораздо проще? И дело вовсе не в мести. Просто человек пытается всеми правдами и неправдами удержаться на плаву, сохранить за собой пост замминистра. Ведь в составленном списке кадрового резерва кабинета министров фамилия Антона Александровича не значится. Поэтому он и демонстрирует различными способами свою значимость. Не всегда, правда, уместно намекая начальству, что держит злосчастную лесную площадку про запас по просьбе ЛУКОЙЛа. Может, невдомёк ему, что все, кто занят в нефтяной отрасли, так или иначе общаются друг с другом в силу профессиональной необходимости? Что по умолчанию всем понятно - нефтяного гиганта и так нагрузили социальными обязательствами, и никакая площадка в Осинском районе ему даром не нужна. Наверняка понимает. Но что делать залётному специалисту, волею случая оказавшемуся в Пермском крае и оставшемуся в итоге без покровителей? Вот и приходится пускать пыль в глаза…

Ангелина ЗАХАРОВА

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру