Кто и зачем пытается вовлечь уже один раз обманутых людей в политические игры?

Тачка для дольщика

Тачка для дольщика

Пермь никогда не была особо богата на протестную активность. Оппозиционеры-долгожители у нас, прямо скажем, редкость. Люди или находят себе реальное занятие, или уходят в блогосферу. Самые упертые продолжают в одиночку осаждать круглые столы и прямые линии, рискуя перейти в ранг городских сумасшедших.

Конфликт, которого нет

Не всех борцов с действующей властью ради недействующей привлекает перспектива остаться за бортом, особенно в выборный год. И начинается поиск недовольных, которых можно было бы вывести на улицу, превратить скромный митинг или шествие в откровенную провокацию. Ради этого они готовы лично везти во главе колонны садовую тачку с генератором оппозиционного звука. И разъяснять мирным гражданам, которые в жизни ни с чем подобным не сталкивались: на акции в две тысячи человек арестовать смогут максимум сотню, а закрыть в спецприемник не больше 20. И очень переживают, что протестующих едва набирается две-три сотни.

Именно такое мероприятие прошло в Перми 19 мая – шествие обманутых дольщиков по улице Сибирской. Это был уже третий выход на улицы этой категории граждан с начала года, как всегда, запланированный с тем, чтобы напомнить власти о своих проблемах. Ну, а самодельная тачка во главе колонны – это уже подарок от новых «друзей» дольщиков. Они убеждены, что те протестуют как-то неубедительно, и готовы взять процесс в свои руки. В результате на 6 июня запланирована уже более масштабная акция инициативных групп «Триумфа», «Живаго» и ППМ с привлечением дополнительных сил.

То, что в качестве опоры оппозиции выбраны именно дольщики, по меньшей мере, неприлично. Людей и так уже обманули – зачем делать это еще раз? Все существующие схемы решения проблем обманутых дольщиков известны, и ни одна не обеспечивает полного освобождения граждан от забот и затрат. Зачем внушать людям, что существуют некие сказочные варианты? Чтобы они потом заявляли: «Просим государство достроить наш дом», как это произошло на прошлой неделе на круглом столе в Общественной палате? Чтобы вступили в конфликт с властями, которые пытаются помочь даже за пределами своих возможностей?   

Напомним, в апреле состоялась встреча главы региона Максим Решетников с дольщиками Первого Пермского микрорайона. На ней были озвучены возможные варианты выхода из ситуации. Наиболее перспективный из них – создание ЖСК и привлечение инвестора для завершения строительства или оформление кредита в ПАИЖК, которое, заметим в скобках, ведет серьезную работу с дольщиками на постоянной основе. Альтернатива – продажа всей незавершенки после признания застройщика банкротом, что позволит дольщикам вернуть не более 20% вложенных средств.

Что касается финансовой помощи участникам долевого строительства, согласно федеральному закону, на нее могут рассчитывать не более 15% – те, кто имеет статус федеральных льготников.

Глава региона дал краевому минстрою поручение проработать механизм предоставления дольщикам ППМ субсидий, и на прошлой неделе на заседании правительства были подведены промежуточные итоги этой работы. Министр строительства и ЖКХ Пермского края Михаил Сюткин сообщил, что, по данным на 15 мая 2017 года, при наличии 1300 договоров долевого строительства на бюджетную поддержку могут претендовать около 200 семей. При этом Максим Решетников дал министерству 2 недели на то, чтобы включить в этот перечень других обманутых дольщиков, которые не могут позволить себе достройку жилья, сформировав четкие критерии и ясный механизм предоставления финансовой помощи.

Заметим в скобках, что расширение перечня получателей субсидии за пределы федерального закона потребует разработки и принятия регионального нормативно-правового акта. Это дело небыстрое, и митингами его не ускорить. Как не изменить и тот факт, что значительной части дольщиков придется самим нести ответственность по всем рискам, связанным с заключенным ими договором долевого строительства.

Что нам стоит дом достроить?

На сегодняшний день в Пермском крае 18 проблемных объектов жилищного строительства. Обманутыми дольщиками признаны около 2 тысяч человек, и этот список будет расширяться, в том числе, видимо, за счет пайщиков «Живаго» и «Триумфа». Но уже сегодня эксперты оценивают стоимость решения проблем всех дольщиков более чем в 4 миллиарда рублей.

С точки зрения обманутых людей, государство не обеспечило им необходимую защиту при долевом строительстве – и теперь пусть платит. А жуликов ловит и сажает. По данным правоохранительных органов, они именно этим и занимаются. Но сколько ни говори «уголовное дело» – долгострои от  этого сами не достроятся. Потому что денежный поезд уже ушел. И еще б ему не уйти, если по закону надзорные органы не имеют права контролировать денежные потоки застройщика. 

Что до несовершенства законодательства, то боже ж мой – новейшему российскому капитализму едва 25 лет! Вполне понятно, что далеко не все многообразие рыночных отношений уже охвачено государственными ограничениями.

Да даже если бы и было. К примеру, государство гарантирует гражданам сохранность банковских вкладов (в определенных границах, разумеется). Почему же граждане идут в «Ковчег», «Оберег» и прочие организации? Потому что там обещают больше. Вот и вся логика. Хотя принцип очевиден: чем надежнее банк, тем ниже ставки по депозитам. И наоборот, чем больше обещает очередной МММ, тем больше поводов задуматься.

То же самое и с жильем. Способов решить жилищную проблему множество, в том числе и защищенных законодательством. Но граждане склонны выбирать самый дешевый и ненадежный путь. При этом как будто забывая, что это самое «дешево» тоже стоит миллионы, и не понимая степени риска.

К примеру, при строительстве ППМ сорваны сроки ввода 12 трехэтажных домов на 515 квартир, застройщик исчез, накопив долгов на 2 миллиарда. Сегодня дольщики заявляют, что их дома строились по госпрограмме, и потому государство должно нести ответственность. Но, как пояснил на очередном круглом столе замминистра строительства Александр Бондаренко, первые 12 домов ППМ никакого отношения к госпрограмме «Жильё для российской семьи» не имели. Это был рекламный ход застройщика, которому дольщики, получается, поверили на слово.

Сегодня дольщики не без разогрева со стороны оппозиции заявляют: пусть нам достоят! Или еще интереснее: пусть государство вернет наши деньги! Как будто они отдавали деньги государству…

Как ни странно это звучит, но вот как раз именно в этом контексте государство – это мы. Не абстрактная внешняя сила, а жители Пермского края, 2 миллиона 632 тысячи человек, из которых только 2 тысячи являются обманутыми дольщиками. И если кому-то кажется, что наше государство может достать миллиарды из кармана по первому требованию, пусть заглянет в бюджет Пермского края. Там все расписано – на социальную поддержку, на строительство дорог, ремонт всех этих поликлиник, наконец. Нет там такой строки, чтобы раздавать деньги направо и налево.

Конечно, людям, которые на афере очередного застройщика потеряли огромные деньги и взамен ничего не получили, нельзя не сочувствовать. Конечно же, для них должно быть сделано все, что можно и что допускает закон.

Но это по-человечески. А с прагматической точки зрения – должен ли бюджет направить 4 миллиарда на решение проблем 2 тысяч человек, которые сами же себе эти проблемы и создали? Если честно – 2 миллиона 630 тысяч жителей Пермского края в этом совершенно не заинтересованы. 

На прошлой неделе на радио «Эхо Перми» в программе «Утренний разворот» традиционная «голосовалка» в прямом эфире была посвящена вопросу, несут ли сами дольщики ответственность за то, с кем и какой договор они заключают. Не поверите – утвердительно на этот вопрос ответили только 24% проголосовавших. Может быть, именно поэтому у нас так много обманутых дольщиков?  

Ольга БОРЗУН.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру