В краевом Государственном архиве разработали стратегию развития

Деятельность Государственного архива Пермского края в последнее время привлекает внимание всего архивного сообщества России. Здесь происходят процессы, за которыми с большим интересом наблюдают руководители Росархива, архивных служб регионов, директора государственных архивов. И в значительной степени они связаны с именем директора архива Андрея Борисова. Он и рассказал о сути уже состоявшихся и грядущих переменах.

В краевом Государственном архиве разработали стратегию развития
Фото: Александр Фролов

– Андрей Александрович, вы уже год возглавляете «Государственный архив Пермского края». Какие события уложились в это время?

– Их было много. Это и запуск нового сайта архива, по-новому позиционирующего организацию и облегчающего взаимодействие с клиентами. Это и активизация социальной деятельности архива – привлечение в его стены школьников (от младших до старших), студентов (не только гуманитариев, но и «технарей»), учителей школ, представителей общественных организаций. Одним из ярких событий в этом плане была «Ночь в архиве», которая собрала свыше 120 участников. Среди них было очень много молодежи, людей иных возрастов, которые заинтересованы в развитии нашего архива. Участникам мероприятия были предложены мастер-класс по составлению генеалогии, квест-экскурсия по архиву и встреча с известным балетным танцовщиком, который передал нашему архиву свои личные документы и фотографии.

Еще одним ярким событием был «Ночной исторический велопробег», который был организован нами в тесном сотрудничестве с Пермским сообществом велосипедистов. Это фактически ночная экскурсия по историческим местам города Перми. К велопробегу присоединилось 500 человек. Перечисление событий можно продолжать.

Сказанное вовсе не означает, что мы ушли только в социальные акции. Мы хорошо помним, что основной деятельностью архива является комплектование, хранение и учет, использование документов. Особое значение мы придаем оцифровке документов, публикации сборников документов по актуальным историческим темам, работе над научно-справочным аппаратом архива, без которого работать с фондами не только дискомфортно, но и попросту невозможно.

Одним из самых приоритетных направлений нашей работы является повышение уровня безопасности архивных документов. Мы одними из первых подготовили документ «Политика безопасности архива», реализация которого должна вывести нас на новую высоту в плане грамотного хранения и использования документов.

В конце концов, мы с коллегами разработали новую стратегию развития архива, которую презентовали в Уральском и Приволжском федеральных округах в среде архивистов. Эта концепция вызвала не только интерес, но и большую и серьезную дискуссию в архивном сообществе.

Дискуссия в профессиональной среде – это результат фиксации нами болевых точек в архивной отрасли и предложения по их локализации. В результате я уже заслужил звание самого радикального директора архива в России. Есть те, кто нас поддерживает, это в основном сильные архивы с традициями и передовым мышлением, которые возглавляют люди науки, – в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. И есть другой подход. Многие говорят: зачем это?

– Рискуя пополнить их число, тоже спрошу – зачем? И вообще что имеется в виду? Архив – это же хранилище, какая у него может быть стратегия развития?

– Существуют два подхода в архивной отрасли: одни считают, что дело архивистов хранить документы, и это самое главное – точка; другие, и я отношу себя к ним, полагают, что на архиве, кроме хранения – этой важнейшей функции – лежат еще и иные социальные функции. Я считаю, что наш архив должен осуществлять гуманитарные инвестиции в Пермский край, в город Пермь, в Мотовилихинский район, где территориально располагается наш главный корпус. Мы должны занять активную позицию по отношению к окружающему социуму, вкладываться посильно в него, вступая во взаимодействие для усиления социальных эффектов с иными акторами – университетами, школами, музеями, библиотеками, театрами, институтами гражданского общества.

Не будем забывать, что государственный архив содержится за счет налогоплательщиков, которые должны видеть отдачу от своих вложений.

Мы должны работать на все социальные группы, центрируя их вокруг архива. Архив должен «магнитить» людей – это важный показатель нашей работы.

Важная часть нашей стратегии развития связана с финансами. Время сейчас такое, что зарабатывать должны уметь все. И мы – не исключение. И архив тоже зарабатывает, у нас есть серьезная внебюджетная составляющая: реставрация книг, изготовление архивных коробок, издательская деятельность, привлечение научных грантов, обработка документов сторонним организациям, уничтожение документов, прием документов на депонированное хранение и многое другое. Такая деятельность приносит нам до десятка миллионов в год.

– И как вы их используете?

– Одна часть внебюджетных средств идет на поддержку сотрудников архива в виде зарплат; другая используется как инвестиционный ресурс – покупается новейшее оборудование, программное обеспечение архива, осуществляются текущие ремонты и т.д. Все это должно повысить эффективность деятельности государственного архива, развернуть его к посетителю, клиенту. Если архив клиентоориентирован, то он должен работать иначе: ресепшн, милая девушка, готовая помочь посетителю... И у нас обязательно будет такой ресепшн, людей будут встречать и сопровождать. Это будет настоящий поворот лицом к пользователю.

Мы сейчас развиваем интернет-услуги, работаем над сайтом, но бабушки все равно ведь приходят ногами. И мы им не обеспечиваем понятную логистику, которая позволяла бы быстро найти нужную информацию. Значит, нужен сотрудник, который возьмет посетителя за руку и проведет его, чтобы тот не ощущал себя незваным гостем в государственном учреждении.

Архив должен играть социальную роль, от него должна быть польза не только как от хранилища. Важно системно работать со СМИ, создавать совместные проекты, посредством которых журналисты могли бы использовать наши материалы, документы, фотографии, карты, делать их достоянием общества. Не менее важно повернуться лицом к исследователям, ученым, которые нуждаются в наших материалах, создать для них комфортные условия работы. Сегодня они у нас испытывают определенный дискомфорт, потому что мы не столько храним, сколько охраняем.

Что касается нашего нового сайта, то в течение следующего года мы подключим к нему поэтапно все необходимые сервисы. Заказать документы можно будет, не выходя из дома, часть заказанных документов можно будет получить на дом в виде электронной копии, оплату услуг архива можно будет сделать с электронных девайсов.

Отдельное направление в нашей стратегии – взаимодействие со школой. И, прежде всего, мы сгодимся ей как институт, в рамках которого можно осуществлять профессиональные пробы школьников, развивать исследовательские навыки детей, продвигать позитивные формы патриотизма. Кроме того, государственный архив может стать партнером органов дополнительного образования. Мы готовы к разным сетевым взаимодействиям, открыты к сотрудничеству.

Должны ли мы в это вкладываться? Конечно. Ведь архив – это хранилище памяти. Мы храним исторические артефакты, как в музее, только они другого свойства. И как хранители памяти мы должны участвовать в процессе патриотического воспитания, быть одним из важнейших его акторов. Причем речь идет о патриотизме особого рода, который построен на исследовательской деятельности. У нас есть такое понятие – архивная педагогика. Вот мы и беремся эту архивную педагогику развивать вместе с нашими коллегами из школ. Конечно, мы не можем подменять собой учителей и не должны этого делать. Но выходить на поле образования – можем и должны. И не только на уровне вузов – мы это делаем давно, у нас проходят практику студенты-историки и политологи. Речь о том, что мы должны работать со школьниками, причем даже с самыми маленькими, с начальной школой.

– Вы собираетесь пускать младших школьников в госархив?

– Да, конечно. Но тут важнее не организационная часть, а содержательная. Мы готовы предложить методики, отработать их совместно с учителями – историками, преподавателями общественных дисциплин, филологами, вынести наши идеи на суд родительской общественности. Ну, а технически дети в архиве – это не так уж сложно. Конечно, мы режимное учреждение, однако у нас есть открытые для посетителей зоны. И после ремонта, который у нас запланирован, они будут выглядеть не хуже лучших университетских аудиторий.

Плюс к этому в наших планах – помощь муниципальным архивам. Мы предлагаем им два раза в месяц «День муниципалитета», в рамках которого рассматриваются все насущные для архивистов вопросы. Помогать таким архивам, поделиться опытом – наша обязанность. Плюс к тому мы заинтересованы в том, чтобы формировать вокруг госархива некую среду, чтобы мы не были башней из слоновой кости, а притягивали к себе как архивное сообщество, так и широкие круги общественности.

– А если попробовать сформулировать главную задачу?

– Она очень проста: Государственный архив должен стать лицом Пермского края, одной из его визитных карточек. Мы должны создать ситуацию, когда на нас будут ориентироваться региональные архивы, а может быть, и наши зарубежные коллеги. Мы уже начали движение в эту сторону, и за нами очень внимательно и заинтересованно наблюдают. Значит, у нас что-то происходит, мы активные и живые. Госархив должен стать общественным центром, наравне с музеем, библиотекой, театром, университетом.

– Как воспринимают все эти новации в коллективе?

– В государственном архиве – сильный коллектив. Это означает, что он не будет любую идею принимать сразу и на «ура», ему необходимо ее критически переосмыслить и, конечно же, присвоить. Это вполне нормально. Так все и было! Я благодарен коллегам, что они лояльно встретили нового директора и помогли ему адаптироваться в новой среде. Все-таки я родом из академической среды национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», которая отличается динамизмом, креативностью, высокой планкой интеллектуальных запросов, ставкой на молодое поколение. Это вовсе не означает, что возрастные сотрудники находятся в режиме дискриминации: возраст не главное, если люди молоды душой. Они нам еще дадут фору! Этими людьми я очень дорожу. Вот они как раз – хранители в полном, истинном смысле слова. И я рад, что мы вместе!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 6 октября 2015

Заголовок в газете: Архив впишется в социальный контекст

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру