Пермских старшеклассников научат разбираться в устройстве городской казны

Курс для будущих налогоплательщиков

«Когда мы соединяем экономику с географией, то начинаем понимать, как живет наш город», - так отзываются о новом предмете ребята из 10 «а» класса пермской школы №42. Школьников мы застали в момент «мозгового штурма»: класс разбит на команды, перед каждой на столах цветные диаграммы, раскрывающие будущим налогоплательщикам структуру городского бюджета. 

Курс для будущих налогоплательщиков
Учебный курс разрабатывался с таким расчетом, чтобы уроки были максимально понятны и доступны для детей

«Уроки о бюджете» проводятся в Перми уже второй год. В прошлом году интенсивный курс проходил в пилотном режиме в 15 школах. Теперь число школ-участниц проекта увеличилось до 105 и 173 классов. Таким образом, слушателями уникального курса станут порядка 4300 десятиклассников.

Курс, рассчитанный на месяц, реализуется в рамках проекта администрации Перми «Публичный бюджет». Целью проекта является формирование у школьников представления о бюджетном устройстве и процессах исполнения бюджета. Пермские власти заинтересованы в том, чтобы городской бюджет стал максимально прозрачным и понятным документом для всех жителей города. Так, учащимся пермских школ рассказывают о том, что такое бюджет, из чего он формируется и на что расходуется. Особое внимание уделяется бюджетному процессу в Перми. За основу берутся реальные цифры. Кроме того, школьники имеют возможность детально разобраться в главном финансовом документе города, сравнить его с бюджетами городов-аналогов.

Учебный курс был разработан в 2014 году. Педагоги пермских школ – в основном это учителя экономики – прошли соответствующую подготовку и теперь квалифицированно преподают науку о бюджете.

Преподаватель экономики и математики школы №42 Оксана Чеклецова рассказывает:

– Курс «Уроки о бюджете» подразумевает четыре основных части. Мы начинаем с того, откуда взялось само понятие бюджета, затем говорим о том, из каких источников он формируется, что входит в расходную часть. В третьем блоке ребята изучают, каким образом составляется, утверждается и исполняется бюджет. Весь бюджетный процесс рассматривается на примере города Перми. И в четвертом блоке на основе реальных данных происходит сравнительный анализ бюджетов городов, сопоставимых с Пермью, – таких как Челябинск или Самара. Мы говорим и о том, какое участие мы как налогоплательщики принимаем в формировании бюджета и какие механизмы контроля нам доступны. Ребятам это важно, потому что изучение экономики, которое ведется в школе, часто носит теоретический характер. Самый большой интерес вызывают такие темы, как анализ городского бюджета, когда ребята работают с реальными цифрами. И понимают, что Пермь на фоне других городов выглядит очень неплохо. Это помогает школьникам планировать будущее, связывать свою дальнейшую судьбу именно с родным городом.

Учебный курс разрабатывался с таким расчетом, чтобы уроки были максимально понятны и доступны для детей. Это обеспечивает не просто знакомство с материалом, но и формирование определенной мотивации.

– Курс начался недавно, мы еще не очень глубоко продвинулись, – рассказывает десятиклассник школы №42 Роман Комаров. – Но интерес у всех очень большой. Эти уроки повышают нашу финансовую грамотность. Бюджет – очень важный вопрос: я же должен знать, куда пойдут налоги, которые я буду платить.

Новый предмет не входит в число обязательных для школьной программы. Поэтому так важно, чтобы он вызывал у ребят живой отклик. Тем более что городская администрация рассчитывает на серьезную отдачу от этого проекта.

– Проект по проведению уроков о бюджете реализуется в Перми уже второй год, – напоминает заместитель главы администрации Перми Виктор Агеев. – В 2014 году он доказал свою эффективность, поэтому было принято решение о его продлении. Учебный курс направлен, прежде всего, на повышение финансовой грамотности будущих налогоплательщиков, на то, чтобы сегодняшние школьники понимали, какие блага и услуги из тех, что получают жители Перми, финансируются за счет их налогов. Важно донести до ребят, что любые потребности жителей города оплачиваются нами же, и научить их соотносить потребности с возможностями. Это работа не на один год, скорее на будущее. В результате мы будем получать все больше и больше квалифицированных налогоплательщиков, которые не только понимают, как наполняется бюджет, но и могут спросить с власти, на что пошли их налоги.

Знания о бюджете преподаются школьникам в игровой форме. Например, ученикам предлагается решить кроссворд на бюджетную тему, поучаствовать в интеллектуальном марафоне и поработать в командах. Ребята примеряют на себя роли членов Контрольно-счетной палаты и депутатов Пермской городской Думы, задумываются о том, на что они сами направили бы бюджетные средства. Все это позволяет еще на этапе школьного обучения дать подрастающему поколению практические знания, которые пригодятся в жизни. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру