Уголовное дело по факту безвестного исчезновения человека было возбуждено 13 июня 2013 года. Телефоны пропавшего нигде не фиксировались. Но все же была одна зацепка. Вместе с Бабаяном исчез «Лексус», которым он пользовался.
В ходе оперативно-розыскных мероприятий удалось установить: «Лексус» Бабаяна был зафиксирован системой «Одиссей». 8 июня в 11 часов 58 минут он проходил Красавинский мост в сторону Перми. При анализе транспортного потока было установлено: за 5 секунд до «Лексуса» по этому же маршруту прошел «Лифан» с госномером 159 региона. Это наблюдение стало ключевым.
В ходе ручной выборки автомашин «Лексус», зафиксированных в Перми системой «Одиссей», была выделена другая пара автомобилей. 12 июня в 7 часов 2 минуты 20 секунд перекресток улиц Юрша – Уинская пересек «Лексус» с государственным регистрационным знаком Н 987 РС 66 регион. А двумя секундами раньше – «Лифан» с местными номерами.
Проверка госномера Н 387 РС 66 регион показала, что он снят с учета еще в 2006 году в Свердловской области – в связи с утилизацией. В результате анализа был сделан вывод о том, что машина с номерным знаком Н 387 РС является похищенным «Лексусом». И, соответственно, тот, кто управлял ею, а также водитель «Лифана» причастны к исчезновению Бабаяна.
– Не буду раскрывать всех секретов следствия, – говорит руководитель первого отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях против личности и общественной безопасности) СУ СКР по Пермскому краю Игорь Денисов. – Но могу утверждать, что это было классическое раскрытие. Был установлен водитель, перегонявший в Перми «Лексус» с фальшивыми номерами, назовем его Михайлюк. При изучении его биографии выяснилось, что в 1998 году он был осужден в составе банды. Правда, в силу молодости в то время он был на второстепенных ролях и срок получил небольшой. Значительно более заметную роль в банде играли его старший брат и некий Шитов, совершивший убийство.
Вскоре следствие получило доказательства того, что находится на верном пути. Согласно данным УГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю, «Лифан» был зарегистрирован на 27-летнюю женщину. 19 июня 2013 года на этой автомашине за совершение административного правонарушения задерживался житель Нытвы Шитов, ранее судимый за совершение особо тяжких преступлений в составе банды.
45-летний нигде не работающий уроженец Нытвенского района был осужден в 1998 году по девяти статьям, включая убийство, разбой, бандитизм, грабеж и незаконный оборот оружия.
В конце 2012 года он освободился условно досрочно. Но, как выяснило следствие, на путь исправления не встал.
По старой схеме
По версии следствия, события начали развиваться весной прошлого года. Когда в поле зрения Шитова попал Бабаян, у него возникла идея завладеть его «Лексусом» и любым другим имуществом, которое могло при нем оказаться. Правда, «Лексус-GS350» стоимостью 2 695 110 рублей, на котором ездил Бабаян, принадлежал ЗАО «Европлан», но для дела это значения не имело. Зато Шитов не сомневался, что деньги у бизнесмена водятся: он помогал своим знакомым вернуть долги и знал, что солидная сумма была передана Бабаяну как посреднику. Да и вообще Нытва – город небольшой, достаток и привычку иметь при себе наличные тут скрыть трудно. Особенно от внимательного взгляда.
Наметив жертву, Шитов стал подбирать сообщника. Сам он больше убивать не хотел. 6 июня он обратился к своему знакомому Максюте – предложил совместно убить Бабаяна, поделить деньги, которые будут при нем, а также доход от продажи похищенного «Лексуса».
Максюта согласился, и подельники отправились на автомобиле «Лифан», которым управлял Шитов, подыскивать подходящее для нападения место. В Краснокамском районе они присмотрели малолюдное место на автодороге Новая Ивановка – Чёрная. Там они подготовили в кустах у дороги укрытие для стрелка. Затем Максюта выкопал яму, куда впоследствии планировалось сбросить труп. Лопату спрятали поблизости и вернулись в Нытву.
Далее Шитов занялся организацией «деловой встречи» на краснокамской дороге. Вечером 7 июня он проезжал мимо нытвенского клуба «Джокер» на «Лифане», принадлежащем его сожительнице, и увидел автомобиль Бабаяна – черный «Лексус». Используя выдуманный предлог, договорился, что будет ждать Бабаяна следующим утром в 10 часов на отвороте на Чёрную, не доезжая Краснокамска.
Для связи с будущей жертвой Шитов использовал заранее приготовленный мобильный телефон, зарегистрированный на несуществующую организацию, и одну из своих «левых» сим-карт. Как он расскажет потом следователю, в феврале-марте он приобрел в Перми на цнтральном рынке несколько сим-карт, которые не были ни на кого оформлены. Подобную операцию он проделывал неоднократно. Сим-карты предназначались для передачи гражданам, находящимся в местах лишения свободы. Ну, и для себя при необходимости.
Оружие у Шитова тоже было – к этому времени он успел незаконно приобрести пистолет и боевые патроны. Оружие он возил в машине, в папке на заднем сиденье.
Утром 8 июня на своем «Лифане» Шитов привез Максюту на место будущего преступления и выдал ему пистолет ТТ, снаряженный боевыми патронами. Максюта укрылся в заранее определенном месте рядом с дорогой. Затем Шитов уехал. Вернулся он минут через 40. За «Лифаном» ехал черный «Лексус»…
Как позже рассказал Максюта, мужчины вышли из машин и разговаривали, прогуливаясь по дороге. При этом Шитов старался подвести жертву поближе к кустам, где прятался стрелок. Когда Бабаян приблизился к нему на полтора метра, Максюта произвел два выстрела. Потом, выйдя на дорогу и приближаясь к жертве, выстрелил еще раз.
Бабаян скончался на месте. По данным экспертизы, в результате проникающих сквозных ранений в голову, шею и живот он получил «повреждения, несовместимые с жизнью».
Убедившись, что Бабаян мертв, убийцы вместе перенесли тело в лесополосу. При этом Максюта подобрал выпавший у жертвы мобильный телефон. Затем по указанию Шитова достал из карманов убитого деньги и ключи от «Лексуса», опустил труп в яму и забросал землей и мусором, используя оставленную накануне лопату.
Пистолет ТТ, ключи от «Лексуса», мобильный телефон и деньги он передал Шитову. Тот спросил: «Сколько?» Оказалось 115 тысяч рублей. Потом Шитов сел в «Лексус» и отогнал его на километр от места преступления в сторону Новой Ивановки. Максюта следовал за ним на «Лифане».
Бросив «Лексус», убийцы двинулись на «Лифане» в Краснокамск. Там Шитов высадил подельника, выдав ему из денег Бабаяна 5 тысяч рублей – на еду и на такси до Нытвы. Сам же обратился к другому приятелю – Михайлюку – с просьбой перегнать «Лексус» в Пермь. В краевой центр Шитов сопровождал «Лексус» на своем «Лифане». Вот тогда-то оба авто и попали в поле зрения видеокамеры на Красавинском мосту.
По дороге Шитов позвонил с телефона Бабаяна самому себе – так он хотел создать впечатление, что убитый еще жив. Подъезжая к Перми, связался с неким Харламовым, с которым заранее обсуждал возможность продажи краденого «Лексуса». Лишнего ему не рассказывал, но и не доверять Харламову оснований не было: в свое время вместе отбывали наказание в ИК №40 в Кунгуре. Харламов сказал, что машину можно будет продать в пределах от 500 000 до 800 000 рублей. «Лексус» оставили для Харламова на Восточном обходе. Возвращались в Нытву на «Лифане».
…Потом в Перми «Лексус» несколько раз перегоняли – Харламов сообщал, что продажа машины задерживается. Госномера он заменил на другие, 66-го региона, которые «нашел в поле в Кондратово». На самом деле он решил оставить черный «Лексус» себе. Через несколько дней он вызвал Шитова и отдал ему 100 тысяч рублей – якобы все, что удалось выручить.
…Но все это будет через несколько дней. А в день убийства Шитову пришлось вернуться на место преступления. Он знал, что у потерпевшего был при себе второй телефон. Найдя его, он утопил обе ««Nokia» в болоте.
Вечером в тот же день Шитов приехал в автосервис на Карла Либкнехта, 116а к брату Максюты и попросил того спрятать пистолет. Что тот и сделал, не задавая лишних вопросов. Но сомнения были: в этот день брат, который раньше только занимал, передал ему 2000 рублей. Еще 10 тысяч на следующий день привез Шитов, пояснив, что это «от брата». Лишь в конце июня, видя угнетенное состояние своего брата и вызвав его на откровенность, он понял, что пистолет был орудием преступления. Он позвонил Шитову и попросил забрать оружие.
Но тот не успел. 4 июля пистолет ТТ № М35312 был изъят. При виде оперативников брат Максюты поднял руки вверх и сказал: «Сейчас отдам…»
Экспертиза подтвердила: Бабаян был застрелен именно из этого оружия.
В сухом остатке
Следствию удалось доказать: Шитов организовал убийство из корыстных побуждений, совершил разбой с применением насилия, в группе и по предварительному сговору, с применением оружия, в особо крупном размере, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Незаконное приобретение, передача, хранение, перевозка и ношение огнестрельного оружия и боеприпасов тоже были доказаны.
Оба подозреваемых были задержаны 4 июля. Первые же их показания позволили найти оружие, установить место преступления и обнаружить тело жертвы.
Сам Шитов в ходе следствия не раз менял показания. То он признавал вину полностью, то заявлял, что оговорил себя под психологическим давлением (Последующая проверка, кстати, никакого давления не выявила). То он отрицал корыстный мотив: он якобы хотел поспособствовать возврату долгов своей знакомой, помочь брату Максюты, у которого большая семья. То убийство вообще стало для него «полной неожиданностью»: он нанимал Максюту в качестве «боевика», который должен был присутствовать при разговоре о долгах и в нужный момент помахать пистолетом или пальнуть в воздух для устрашения. А на месте встречи он просто разговаривал с коммерсантом, как вдруг раздались выстрелы…
Однако сам Максюта молчать не стал. Он написал явку с повинной, вину в совершении преступлений признал полностью. И рассказал много интересных деталей, которые характеризовали Шитова именно как организатора убийства и разбоя. Шитов предложил ему заработать, сказал, что есть человек, который много сделал людям плохого, должен много денег, и при этом у него есть автомашина «Лексус». Шитов велел взять с собой лопату перед первым выездом на краснокамскую дорогу, осмотрел выкопанную под труп яму и сказал: «Сойдет». Шитов на следующий день дал пистолет и перчатки. Шитов заплатил ему за убийство 30 000 рублей и еще давал 5 000 рублей на такси. Обещал еще 250 000 рублей после продажи «Лексуса», но больше денег не дал.
– Выйдя по УДО, бывший бандит тут же начал собирать братву, с которой «работал» раньше, – отмечает Игорь Денисов. – Отсидел 15 лет и научился только одному – что самому стрелять не надо. Обзавелся оружием, нашел, кто будет стрелять, кто перегонит машину, кто будет продавать. А сам он вроде как рядом постоит. Ну, еще жертву он выманивал на встречу сам, причем под таким предлогом, чтобы у человека с собой деньги были. Когда мы подняли приговор на него 1998 года, оказалось, что ситуация – один в один. Тогда бандиты выманили коммерсанта из Перми под предлогом продажи ему оборудования, то есть с деньгами, и тоже в Краснокамский район, хотя сами нытвенские. Так же отвели в сторонку, только тогда наш подозреваемый сам стрелял в голову жертве. Потом голову отпилили, прикопали в лесу, а труп пустили по реке. На этот раз он попытался свалить главную ответственность на другого, но не вышло. Он пошел как организатор преступлений, в суде как особо опасный рецидивист получил 22 года лишения свободы в колонии особого режима, стрелок – 13 лет строгого режима.
Помимо признаний и уловок подозреваемых, следствием были добыты вполне материальные доказательства по делу. Шитов указал место, где было совершено убийство и захоронение трупа. Из ямы в лесополосе было извлечено тело убитого с тремя огнестрельными ранениями. Поблизости были обнаружены и приобщены к делу три гильзы. Оружие тоже нашли там, где он указал.
Анализ соединений абонентских номеров фигурантов дела полностью подтвердил общую картину преступления, воссозданную по показаниям подозреваемых и свидетелей. А Харламов, когда сотрудники полиции сообщили ему, что владельца «Лексуса» убили, а машину похитили, сразу передал им черный «Лексус». На заднем сиденье автомашины были обнаружены номера – Н 387 РС 66 регион. Так что круг замкнулся.
Все фамилии изменены по этическим соображениям