Лечение в тяжелой форме

Общеупотребительные препараты, оказывается, вызывают очень неприятные последствия

В некоторых регионах после сообщений в средствах массовой информации о том, что эти препараты могут быть внесены в список лекарственных средств, подлежащих рецептурному отпуску, возникла паника среди пожилого населения. Бабушки и дедушки кинулись скупать их впрок.

Общеупотребительные препараты, оказывается, вызывают очень неприятные последствия

Подсадили наше население на эти препараты относительно недавно. «Валокордин» был изобретен в 1934 году в Германии. На его основе в нацистских концлагерях пытались изготовить лекарство против страха. В Советском Союзе аналог «Валокордина» – «Корвалол» – появился в 1960 году. С тех пор эти препараты в нашей стране начали применяться повсеместно. А вот информация о том, насколько они опасны, доводится до населения очень ограниченно.

– Это лекарство, которое доводит человека до бессознательного состояния, до полной деградации личности, – рассказывает девушка, которая две недели назад поступила в реабилитационный центр «Дельфин». – Я на себя до сих пор не могу смотреть в зеркало. Я начала его принимать с пятого января – я прямо дату могу сказать – и до сих пор все еще не пришла в себя.

Лекарство, о котором рассказывает наркозависимая, – всем известный и, как многие считают, безобидный «Корвалол». С его помощью девушка пыталась снять ломку. Но взамен практически сразу приобрела зависимость от медикамента.

– В каких количествах вы употребляли его?

– Там флаконы по двадцать пять миллилитров, но иногда большие были – пятьдесят миллилитров.

– То есть вы хотите сказать, что вы целый флакон «Корвалола» за раз потребляли?

– Ну, практически да.

Эффект от препарата, употребляемого в таких дозах – по нескольку пузырьков за раз – испугал даже наркоманку со стажем:

– Не помнишь ничего абсолютно. Становишься неадекватным человеком, недееспособным. У меня депрессия, слезы. Это страшная вещь на самом деле.

Пресс-секретарь фонда «Город без наркотиков» Ильдар Аюпов рассказывает, что в реабилитационный центр зависимые от «Корвалола» и его зарубежного аналога, «Валокордина», поступают регулярно. Чаще всего это любители так называемых «быстрых» наркотиков, которые с помощью «Корвалола» и «Валокордина» пытаются поправить здоровье, успокоить нервы.

– Именно «Корвалол» употребляют для снятия синдрома отмены, – говорит Ильдар Аюпов. – Это те, кто употребляет «быстрые» наркотики – амфетамины. А после употребления амфетаминов происходит, так сказать, синдром отмены. Процентов десять-пятнадцать наркоманов знают об этом точно.

Синдром отмены – реакция организма, возникающая при прекращении или снижении приема того или иного препарата, в данном случае – наркотического. Проявляется он в виде резкого ухудшения состояния здоровья. «Корвалол» и «Валокордин» на первом этапе эту ломку снимают, действуют как успокоительное, но затем, при регулярном употреблении, синдром отмены вызывают сами эти препараты.

– Это тупиковый путь, – считает главный нарколог Пермского края Сергей Еловиков, – потому что возникает смешанная зависимость – алкогольная и еще токсикоманическая. Фенобарбитал, который входит в состав этих капель, просто так в организме жить не будет, он так или иначе формирует психологическую зависимость.

А теперь подробнее о составе «Корвалола». Соединение брома и валериановой кислоты производится с применением отходов спиртового производства – сивушных масел. Сивуху в 90-х годах хотели заменить высокоочищенным сырьем на основе газа изобутилена, но идею не реализовали из-за нехватки денег на промышленное освоение. Так что «Корвалол» – это не что иное, как капли на основе сивухи. Но наибольшую опасность представляет фенобарбитал – вещество, содержащееся в «Корвалоле» и «Валокордине». Конвенция ООН о психотропных веществах относит фенобарбитал к барбитуратам, включенным в список контролируемых психотропных средств. В одной бутылочке «Корвалола» содержится приблизительно 4,5 таблетки фенобарбитала – именно это вещество и формирует зависимость у человека.

– Лечить ее крайне трудно, – продолжает главный нарколог, – потому что изменения, которые происходят в головном мозге, идут по двум путям: формируется алкогольная зависимость и еще зависимость от фенобарбитала. Вот о чем я бы хотел предупредить лиц, которые принимают эти препараты. У пациентов, которые лечатся от такой зависимости, часто возникают срывы. Даже находясь в отделении, они пытаются найти и употребить эти препараты. Вот такая беда.

Зависимость от «Корвалола» и его аналогов возникает и у абсолютно здоровых людей, которые по рекомендации врача начинают применять этот препарат, чтобы успокоить нервы. Вот что рассказывает одна из собеседниц программы «Суть дела» телеканала «Рифей-Пермь»:

– Моя родственница по-настоящему «подсела» на это лекарство. Теперь это человек, зависимый от «Корвалола». Около шести-семи лет назад ей прописали его врачи из-за проблем с сердцем – для успокоения. В течение четырех лет она действительно употребляла его для успокоения. Потом объемы начали расти, уже и я и другие родственники ей говорили: может быть, хватит уже такими дозами употреблять?

– А дозы – это сколько?

– Сначала один пузырек в день, потом два, три, четыре… И последние года два – по шесть – восемь пузырьков. Я просто видела, как меняется поведение человека, и вообще человек становится неадекватным. Это привело к бессонницам, очень сильной депрессии. Бывало, что она не спит по несколько суток, а потом могла, наоборот, где-то на улице взять и уснуть.

Люди, убежденные в целебных свойствах «Корвалола», принимают его годами, постепенно увеличивая дозу вследствие привыкания. По словам наркологов, ежедневная доза у некоторых доходит до 20 флаконов. Тем временем основная болезнь, которую пациент пытается затушить «Корвалолом», продолжает прогрессировать.

Комментирует директор Института сердца, кандидат медицинских наук Сергей Наумов:

– Это препарат, скажем так, отвлекающего действия: в его состав входят седативные препараты, то есть те, которые влияют на психику, уменьшают реакцию на болевые ощущения, изменяют отношение к боли. А если мы говорим о приступе стенокардии, то нужно реально принимать препараты, вызывать «скорую помощь», предпринимать какие-то быстрые действия. А вместо этого в большинстве случаев наши пациенты принимают «Корвалол» или «Валокордин». Это вносит успокаивающий эффект, отступает ощущение боли, но сама-то проблема не исчезает. Ишемия, то есть страдание сердца от недостатка кислорода, сохраняется.

В результате «Корвалол», который большинство населения страны воспринимает как сердечные капли, играет с людьми злую шутку. Течение болезни усугубляется, и часто врачи просто не успевают помочь.

– Это утяжеляет лечение заболевания, приводит к развитию инфарктов, так как человек поздно обращается за медицинской помощью, – продолжает наш собеседник.

Во многих странах аналоги «Корвалола» запрещены. В США и большей части Европы при наличии в дорожной аптечке этого лекарства вас могут задержать за провоз наркотиков. У нас же «Корвалол» и «Валокордин» считаются препаратами первой необходимости.

– Не знаю, почему у нас продолжается реализация этих препаратов, – размышляет Сергей Наумов. – Видимо, потому, что они действительно наиболее востребованы. Во-вторых, это реверанс в сторону пациентов, так как убрать эти средства из аптек значило бы лишить их любимого лекарства, от которого многие зависимы, – кто психологически, а кто уже и физически. Потому что некоторые компоненты этого препарата могут вызывать и физическую зависимость.

– В других странах мира даже в голову не придет производить подобные препараты, – считает главный нарколог Пермского края Сергей Еловиков. – Но у нас особая страна и, видимо, особое отношение к пациентам.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру