Интересно и то, что первое упоминание о Перми содержится также в русских летописях, и в этом году мы будем отмечать 900-летие этого первого упоминания. Привычное нам слово Пермь окутано массой легенд. И одна из них связана с тем, что когда-то на территории современной и родной нам Перми якобы находился город под названием Пермь Великая.
Впервые Пермь упоминается в «Повести временных лет» в 1113 году. Автор старейшей дошедшей до нас летописи монах Нестор говорит о Пермии как о достаточно известной земле – но земле, которая находилась на северо-западе от современного Пермского края.
Кандидат исторических наук Григорий Головчанский рассказывает:
– Славяне, продвигаясь в Заволочье, между озерами Ладожским и Онежским встретили народ вепсов – так называемую «весь». В их словаре и присутствовало слово Пермь – точнее, пермаа. И обозначало оно – дальняя земля. По мере продвижения на восток – северо-восток это название закреплялось все за новыми территориями. И в конечном итоге земли, на которых мы проживаем, тоже стали называться Пермью.
Среди Пермий, в частности, выделяют Пермь Малую – или Соль-Вычегодскую, Пермь Старую – район реки Вычегды, притока Северной Двины, и собственно Пермь Великую, которая находилась на территории современного Пермского края. Мало кто знает, что своим названием Пермь Великая отчасти обязана древнерусскому святому Стефану, сподвижнику Сергия Радонежского.
Надо отметить: хотя Стефан Великопермский и считается покровителем Пермского края, в современной Перми ни одного памятника ему нет. Был некогда в фойе Горьковской библиотеки, но потом исчез в неизвестном направлении. Между тем именно в его житии впервые появляется упоминание о земле Пермь Великая. Даже при том, что Стефан Великопермский в Перми Великой никогда не был. В конце 14 века он жил и проповедовал в Перми Старой – в городе на реке Вычегде, который еще называли Усть-Вымь. О Перми Великой в его жизнеописании говорится как о соседней большой географической области, населенной преимущественно финно-угорскими народами. А славяне начали заселять Пермь Великую спустя полтора столетия после успения преподобного.
Интересная версия есть у краеведа Владимира Пермякова. Он считает, что славяне в середине 16 столетия основали в Прикамье крупный город, который по неизвестным причинам был полностью уничтожен в самом начале 18 века. И назывался этот город Пермь Великая.
– Город был достаточно населенным, платил налоги. По населенности он входил, может быть, в первую пятерку городов России, а может, даже в тройку. В 1708 году он вошел в состав Сибирской губернии. Есть об этом Указ Петра Первого.
Как отмечает Владимир Пермяков, город Пермь Великая упоминается в труде европейского путешественника барона Гербенштейна «Записки о Московии», увидевшем свет в 1556 году. Населенный пункт отмечен как «отстоящий от Москвы на 250-300 миль, на реке Вишере, за десять миль до ее впадения в Каму». И это не единственный документ того времени, говорящий, как утверждает Владимир Пермяков, о существовании города Пермь Великая.
Картами сегодня, пожалуй, никого не удивишь. Но и в наши дни они, несмотря на современные технологии, грешат неточностями. Чего уж говорить о картах 16 и 17 века? В те времена карт в России вообще было крайне мало. Иностранных карт было больше. И что удивительно, именно на них очень часто встречается упоминание города Пермь Великая.
С иностранных географических карт и начал свои поиски Перми Великой краевед-любитель Владимир Пермяков. Например, его внимание привлек интересный документ – карта англичанина Дженкинсона от 1562 года, на которой отмечена Пермь Великая.
– Если вы возьмете любую иностранную карту, где есть Россия до середины 18 века, там всегда будет указан город Пермь Великая, – обращает внимание Владимир Пермяков. – Если возьмете географический справочник того времени – первой половины 18 века – практически в каждом будет написано: «город Пермь Великая – столица Земли Пермской».
Однако эта версия не единственная. Ученые-историки говорят, что Пермь Великая, отмеченная на иностранных картах, – не что иное, как город Чердынь. В частности, этой точки зрения придерживается и Григорий Головчанский:
– Есть комплекс других документов, из которых однозначно следует, что Пермь Великая и Чердынь – это один и тот же населенный пункт. То, что у одного населенного пункта было два названия, вполне в традиции той эпохи. Многие города, которые являлись центрами территорий, носили название этих территорий.
Между тем краевед настаивает, что Чердынь и Пермь Великая – это два совершенно разных населенных пункта. И приводит аргументы в пользу своей точки зрения. Например, на этой карте 1706 года чуть выше места слияния Вишеры и Колвы изображен город Сурдин – или, как указано ниже, Чердынь. Пермь Великая же расположена значительно ниже и отмечена как отдельный населенный пункт.
Григорий Головчанский не согласен с оценкой степени точности «импортных» карт, которую дает краевед:
– Карты, которые были сделаны за рубежом, отличались невысокой достоверностью. Дело в том, что они создавались не путешественниками и картографами, а по описаниям путешественников, со слов других людей. И, соответственно, при этом возникало очень много искажений.
Неточность иностранных карт можно подтвердить документально, отмечает автор проекта «Пармская обитель» Вячеслав Дегтярников:
– Картографы спокойно, как видно на разных картах, могли отметить Пермь Великую в Западной Сибири, в Зауралье или расположить на притоке Оби.
Между тем Владимир Пермяков в защиту своей версии приводит и другие, как ему кажется, неоспоримые факты. Например, в «Географии или кратком земнаго круга описании», изданной в 1710 году, Чердынь вообще не упомянута, зато Пермь отмечена с географическими координатами.
Кроме того, существует множество документов, в которых Пермь Великая и Чердынь как будто перечислены, разделены на письме запятыми. Как, например, эти города обозначены в Докладах и приговорах сената за 1712 год.
Но и по этому поводу Григорий Головчанский придерживается собственной позиции.
– Что касается написания, когда – несколько странно для нас – Пермь Великая и Чердынь разделяются запятой, то ведь это достаточно поздняя, не привычная нам транскрипция, – поясняет историк. – Вообще система становления знаков препинания – это уже 19 век, даже 20-й. А в эпоху написания тех трудов, на которые опирается Владимир Пермяков, система расстановки запятых была несколько иной.
В ту пору, по словам Григория Головчанского, было принято разделять запятой названия, относящиеся к одному географическому объекту. В пользу этого свидетельствует тот факт, что практически во всех документах, где Пермь Великая и Чердынь разделены знаками препинания, эти названия всегда стоят рядом. И всегда в одной и той же последовательности – сначала Пермь Великая, затем Чердынь.
Приведем еще одно авторитетное мнение. Известный краевед и историк Александр Дмитриев в своей работе «Пермская старина» в 1889 году отмечает, что Пермь Великая – это историческая область «большой» Перми – междуречье Чусовой, Вишеры и Вычегды со «столицей» в Чердыни. Он также отмечает, что в грамотах того времени в графе «адресат» указывали: «в Великую Пермь, в Чердынь». Или просто «в Великую Пермь», подразумевая под этим Чердынь.
Так или иначе, но в начале 18 века топоним «Пермь Великая» на какое-то время исчезает. Если под этим словосочетанием понимали большой, густонаселенный город, то куда же он делся?
– Я не люблю версии, – говорит Владимир Пермяков. И тут же выдвигает одну из них. – Был бунт, город стерли с лица земли и запретили о нем говорить. Я не знаю. У меня есть документы, из которых видно: иностранцы писали, что город Пермь разрушен. Даже наши соотечественники в документах писали, что ниже Чердыни до сих пор видны остатки столицы Пермского края. Они не писали впрямую, что это город Пермь Великая, но указывали как раз то место, где он изображался на карте.
Если же исходить из того, что под Пермью Великой понимали не город, а обширную территорию, то объяснить исчезновение понятия значительно проще.
– Около 1716-1718 года само понятие Перми Великой действительно пропадает, – подтверждает Григорий Головчанский. – Это связано с новой административной реформой. И, соответственно, старое административное деление стало не актуально, и оно больше не использовалось. Этот процесс не связан с геноцидом и разрушением городов. И относится он не только к нам, но и ко всей Российской империи. В системе нового административного деления определение «Пермь Великая» больше не использовалось, вот и все.
Добавим, что в истории нашего региона примеры исчезновения населенных пунктов все-таки есть. Например, до сих пор не удалость установить местонахождение первого славянского поселения в Верхнем Прикамье – так называемого Анфалова городка. Но, по мнению ученых, история с городом Пермь Великая – это совсем иной случай. И аргументов против выдвинутой пермским краеведом теории у ученых множество.
Впрочем, справедливости ради надо отметить, что специалистами эта тема изучена недостаточно. И с этим полностью согласен кандидат исторических наук Михаил Нечаев.
– Здесь очень уместно вспомнить о Генрихе Шлимане, археологе-любителе. Ему тоже говорили, что Трои не существует, но он ее все-таки открыл. На мой взгляд, в фактах, которые приводит в обоснование своей теории краевед Владимир Пермяков, необходимо разобраться. Ведь если взять за основу традиционную точку зрения, что Пермь Великая – это территория, а одноименного города никогда не существовало, то можно привести контраргумент: приведенные документы были составлены ошибочно, причем их составители ошиблись на целый город. Мое мнение – надо понять причину этой ошибки, если это ошибка. А если не ошибка – надо искать город.