Играть по-крупному

Федеральные ритейлеры растут быстрее рынка, в то время как местные операторы пытаются составить им конкуренцию

Как подсчитала аналитическая компания Infoline, крупнейшие розничные сети в России растут быстрее конкурентов и рынка в целом: первая десятка ритейлеров за прошлый год увеличила выручку больше чем на четверть, а торговый оборот в России вырос только на 15%. Больше всего зарабатывают продавцы продуктов питания.

Федеральные ритейлеры растут быстрее рынка, в то время как местные операторы пытаются составить им конкуренцию

Оборот 100 крупнейших розничных сетей в России за прошлый год увеличился на 20,8% до 3,1 трлн руб. Первая десятка российских ритейлеров растет еще быстрее – совокупная выручка этих сетей увеличилась на 27% – до 1,68 трлн руб. Весь оборот розничной торговли в стране, по данным Росстата, рос почти вдвое медленнее: в прошлом году он составил 19,1 трлн руб., что на 15,5% больше, чем в 2010 г.

«Супер»-конкуренция

Однако важным показателем является не только рост продаж, но и эффективность использования торговых площадей. Как подсчитало аналитическое агентство Infoline и издательский дом Retailer, российские ритейлеры по итогам прошлого года получали в среднем $7800 с 1 кв.м в год. Самые высокие темпы роста выручки с 1 кв.м в год показали продавцы бытовой техники и электроники (8,3%), а также строительных материалов и товаров для дома (9,4%) – об этом пишет газета «Ведомости»

Пермские сети оказываются в жесткой конкуренции с федеральными ритейлерами, которые ведут себя довольно агрессивно в борьбе за покупателя.

Из-за роста конкуренции в мегаполисах ритейлеры активнее развиваются в регионах, но уровень доходов населения там ниже и, как следствие, продажи в пересчете на торговую площадь тоже снижаются. Конкуренция в крупных городах возрастает, новые магазины сетей перетягивают часть потока покупателей на себя.

Константин Окунев, генеральный директор управляющей компании сети супермаркетов «Добрыня»:

– Данная федеральная тенденция, несомненно, относится и к Перми – у нас происходит рост сетевых ритейлеров, таких как «Пятерочка» и «Магнит». Как правило, эти магазины – дискаунтеры, работают по принципу «магазин у дома». Их целевая аудитория – бюджетники и пенсионеры, они борются за них, снижая цену на товары первой необходимости или продукты постоянного потребления средним классом, такие как банка пива или пачка сигарет. Естественно, это ведет к убыткам разнообразных мелких магазинчиков. Федеральные сети выбивают почву из-под ног у малого бизнеса.

На примере «Добрыни» мы не можем, к сожалению, отследить рост продаж именно продуктов питания, но в целом оборот сети супермаркетов в последнее время растет.

В первую пятерку рэнкинга, по данным Infoline, также второй год подряд входят «Магнит» (335,7 млрд руб. выручки в прошлом году).
В пермском представительстве «Магнита» данные не опровергли, но и не подтвердили, сославшись на коммерческую тайну.

Больше колбас, хороших и разных!

Первая десятка рэнкинга Infoline & Retailer Russia top-100 осталась неизменной: ее возглавляет X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). Покупка сети «Копейка» в конце 2010 г. и органический рост помогли ритейлеру нарастить выручку на 32,5% до 452,5 млрд руб., у компании появилось более 500 новых магазинов, а их общее число превысило 3000 точек, пишут «Ведомости».

Заместитель генерального директора мясокомбината «Кунгурский» Наталья Новикова поделилась мнением о ситуации на рынке.

– Действительно, сегодня подобная тенденция наблюдается. Полагаю, что это связано с активным территориальным развитием федеральных сетей (ред. – X5 в 2011 году открыла 577 новых магазинов, «Магнит» – 1254). Крупнейшие ритейлеры все больше обращают внимание на регионы с высокой покупательной способностью и доступностью логистики – в их числе и Пермский край. Что касается местных игроков рынка, то в 2011 году у крупнейшей пермской сети «Виват» оборот вырос на 16,2%. У лидеров рынка FMCG, таких как Х5 и «Магнит», он больше как минимум в два раза. Думаю, в дальнейшем местные игроки будут развивать собственные производства, делать ставку на местные бренды и, возможно, им придется создавать закупочные союзы, как это сделали некоторые екатеринбургские сети в конце 2011 года, – говорит Наталья Новикова.

На фоне роста рынка, как отмечают в компании, ощущаются и изменения в продажах.

– Рынок, как живой организм, все время меняется, развивается. Для нас эти изменения проявились прежде всего в росте объемов продаж и увеличении торговых точек на доставку, – комментирует заместитель генерального директора мясокомбината «Кунгурский». – Ветчины, вареные и сырокопченые колбасы, деликатесы, сервелаты, сосиски и сардельки, продукты из мяса птицы – все эти виды имеют максимальную долю в общей структуре реализации, так как удовлетворяют потребностям любого покупателя.

В ближайших планах мясокомбината «Кунгурский» – увеличение объема выпускаемой продукции и расширение ассортиментной линейки во всех ценовых сегментах, – отвечает представитель мясокомбината.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру