20 декабря 2010 года советы директоров компаний «Уралкалий» и «Сильвинит» практически единогласно одобрили решение об объединении компаний. После этого началась кропотливая работа. В течение первого полугодия 2011 года было получено одобрение сделки со стороны акционеров обеих компаний, одобрение со стороны ФАС РФ (в частности, с ФАС была согласована маркетинговая политика «Уралкалия»), а также – одобрение со стороны надзорных органов ряда стран – импортеров российской калийной продукции.
Для аналитиков данное решение было очевидно, ведь, объединившись, два ведущих российских производителя калийных удобрений могут создать компанию-«гигант», стоящую в одном ряду с мировыми лидерами. К слову, о возможности подобного объединения еще в сентябре 2010 года одобрительно отозвался вице-премьер РФ Игорь Сечин.
По некоторым прогнозам, доля объединенной компании на мировом рынке составит более 20%. Компания занимает второе место в мире по объему производственных мощностей, приблизительно 10,6 млн тонн (пока первое место занимает компания Potash Corp – 12,8 млн тонн).
Экономическим обоснованием служит и тот факт, что с 1934 по 1983 годы в СССР разработкой всех месторождений калийно-магниевых солей Пермского края занимался один комбинат. В настоящее время инфраструктуры «Уралкалия» и «Сильвинита» располагаются в 30 километрах друг от друга. Очевидно, что объединенная компания сможет оптимизировать логистические, производственные и кадровые ресурсы. Кроме того, объединение способствует увеличению ее инвестиционных возможностей. «Калийному гиганту» станут доступны более масштабные и долгосрочные инвест-проекты, которые, в свою очередь, будут не только способствовать укреплению позиций компании на мировом рынке, но и позволят «гиганту» добросовестно выполнять в Пермском крае свои социальные обязательства.
Задачи
Слова «Уралкалия» не расходятся с делом. Так, компания уже опубликовала зафиксированные «внутренние» цены для российских сельхозпроизводителей – с 2010 года они не изменились. Более того, этот показатель зафиксирован на два года, лишь с ежегодным увеличением на индекс инфляции.
Также «Уралкалий» еще в прошлом году вышел с предложением поставлять калий с существенной премией на те объемы продукции, которые будут использованы в составе сложных удобрений для нужд российского сельского хозяйства. Правительство РФ, к слову, поддержало эти предложения. «Уралкалий» заключил долгосрочные контракты со всеми российскими производителями сложных удобрений (стимулом для внутреннего рынка выступил механизм премирования). Калий, который впоследствии (в составе сложных удобрений) пойдет на экспорт, производители также получают дешевле минимальной экспортной цены.
Что же касается социальной ответственности, здесь «Уралкалий» намерен не только поддерживать уже запущенные социальные проекты (так, компания традиционно берет на себя организацию отдыха на каникулах для детей своих сотрудников, поощряет студентов профильных вузов стипендиями и многое другое), но и реализует новые проекты.
К примеру, в новом микрорайоне Березников «Уралкалий» уже закончил строительство детского сада и поликлиники. Два санатория-профилактория компании и пансионат «Уральское раздолье» принимали и принимают всех желающих поправить здоровье и просто отдохнуть. Кроме того, нельзя не упомянуть о курируемом компанией проекте «Безопасный город», направленном на борьбу с уличной преступностью.
Стратегия
Объединенной компании станут доступны возможности развития производства на качественно новом уровне. Можно говорить не только о развитии уже имеющейся инфраструктуры, но и о создании новых мощностей. Так, уже в 2012 году «Уралкалий» планирует увеличить мощности действующего производства с 10,6 до 13 млн тонн.
Кроме того, «Уралкалий» имеет два «greenfield»-проекта (от англ. «зеленое поле» – форма прямых инвестиций, направленных на создание в другом государстве новых производственных мощностей «с нуля»). Сроки их реализации будут напрямую зависеть от востребованности калийных удобрений на мировом рынке. Ключевыми рынками сбыта «Уралкалия» по-прежнему остаются Китай, Индия, Бразилия, Юго-Восточная Азия, Европа, США, Россия.
Нельзя не обратить внимание и на фактор т.н. синергетического эффекта (эффективность объединенной компании превосходит сумму «эффективностей» этих компаний по отдельности не в два раза, а гораздо больше). Эксперты оценивают ежегодный синергетический эффект минимум в 100 млн долларов США начиная с 2013 года, за счет оптимизации операционных, коммерческих, административных, транспортных расходов и совместной реализации инвестиционных проектов.
Корпоративное управление
Еще одним из текущих приоритетов в деятельности объединенной компании станет поддержание высоких стандартов корпоративного управления и их постоянное совершенствование.
В Совете директоров компании работают не только представители собственников, но и независимые директора, роль которых серьезно повысилась. Сегодня три члена совета директоров из девяти являются независимыми. Это позволяет обеспечить прозрачность принятия решений и положительно сказывается на международном имидже компании. Компания планирует повышать эффективность управления за счет привлечения новых независимых директоров, имеющих большой опыт как в отрасли, так и в корпоративном управлении.
Стоит отметить, что в настоящее время совет директоров возглавляет независимый директор – Александр Волошин, который благодаря своему уникальному опыту, как на государственной службе, так и в крупных промышленных корпорациях, и безупречной репутации пользуется большим уважением в деловом сообществе.
Он выдвинут в качестве кандидата и в новый совет директоров, состав которого будет обсуждаться на годовом собрании акционеров в конце июня. В качестве кандидатов в совет директоров также выдвинуты Сэр Роберт Джон Маргеттс, имеющий опыт работы в химической отрасли более 30 лет, и Пол Джеймс Остлинг, юрист с 30-летним стажем. Оба имеют колоссальный опыт работы в качестве независимых директоров, в том числе в публичных компаниях. В настоящее время Роберт Маргеттс является независимым директором Корпорации Huntsman, а Пол Джеймс Остлинг – независимым директором ОАО «МТС» (обе компании торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже).
Новые вершины
В современной экономике существует такое понятие: «Национальный чемпион» – это компания, которая за счет собственного серьезного присутствия на мировом рынке повышает экономический рейтинг своей страны в целом. К примеру, для Евросоюза такими «чемпионами» являются самолетостроительный гигант Airbus и энергетический гигант E.ON Ruhrgas. В России «национальными чемпионами» можно назвать холдинги «Газпром», РУСАЛ, «Норникель» и другие.
Однако создать «национального чемпиона» искусственно, волевым решением правительства, невозможно – должны быть объективные экономические причины и предпосылки для добровольного объединения компаний. Только в таком случае новая компания сможет одолеть даже самые высокие стратегические «планки», не развалившись по дороге.
Сегодня спрос на калий во всем мире восстанавливается. Это означает, что цены будут расти, а производственные мощности производителей будут иметь высокий уровень загрузки. В последние годы рентабельность и «Уралкалия», и «Сильвинита» по EBITDA находилась на уровне 50–60% и, как уже говорилось, есть серьезные основания предполагать, что этот показатель будет лишь увеличиваться.