Искусство давать показания

Система сбора коммунальных платежей в Перми переходит в стадию абсурда

Уже в прошлом году задолженность населения за услуги ЖКХ в России достигла 300 миллиардов рублей. Тогда же Пермский край вышел на уровень 10 миллиардов. И что только ни придумывают у нас для того, чтобы увеличить собираемость коммунальных платежей! Должников и уговаривают, и запугивают – и на бытовом уровне, и законодательно, вплоть до угрозы конфискации имущества и тюремных сроков. Однако задолженность перед ресурсоснабжающими организациями продолжает расти. 

Система сбора коммунальных платежей  в Перми переходит в стадию абсурда

Конечно, есть и вялые попытки осмыслить причины неплатежей населения. Например, путем классификации должников. Их делят на маргиналов, которые после пропития доходов в принципе не имеют денег на коммуналку, на граждан, попавших в сложную ситуацию и временно неплатежеспособных, и просто необязательных субъектов, которым лень дойти до банка.

Эта классификация – самая распространенная, если не считать некоторого терминологического разнообразия. Однако в нее явно забыли включить весьма значительную группу граждан – тех, кто вообще не понимает, куда, кому и за что нужно платить. Между тем эта категория народонаселения имеет явную тенденцию к росту, в особенности в Перми.

Несомненно, было бы дурным тоном применительно к отрасли ЖКХ вспоминать благословенные советские времена. Но в данном случае речь не о том, что когда-то все платежи укладывались в 8-10 рублей, а уровень услуг был примерно тем же. Просто в то время сама методика расчета и платежа была кристально ясной. Пришел в ближайшую сберкассу, оторвал от книжечки заполненные от руки листочки, подал в окошечко – и свободен на месяц.

Сейчас система иная. До 10 числа необходимо заплатить по квитанции, которую высылает управляющая компания. И очень многие граждане это условие выполняют – кто-то во избежание начислений пени, а в основном из той самой обязательности, воспитанной еще при советской власти. Спустя неделю приходит квитанция на электричество. Добросовестные граждане снова бегут к терминалам, в банки или пункты приема платежей. Только самые хитрые не торопятся: они-то знают, что где-то 20 числа им принесут очередную квитанцию – за стационарный телефон. И вот его-то нужно оплатить строго до 25 числа. Иначе телефон отрубят уже на следующий день. Итак, в надежде собрать все необходимые квитанции сообразительный потребитель ждет до 25 числа, чтобы уж разом рассчитаться за все. В лучшем смысле, конечно.

И что он получает за свою сообразительность? Возвращаясь 25 числа домой с чувством выполненного долга, обнаруживает в почтовом ящике …квитанцию за газ. И при этом поставщики газа не устают жаловаться на плохую платежную дисциплину граждан!

Уважения к потребителю во всей этой системе, конечно, не просматривается. Но заплатить по многочисленным квитанциям – это еще не самое сложное. Главная головная боль у добросовестного плательщика другая: надо еще каким-то образом ежемесячно подавать в разные организации показания приборов учета. И, разумеется, в разные сроки.

Да будет свет…

Несомненно, самая разветвленная и продвинутая система приема показаний индивидуальных счетчиков среди пермских поставщиков ресурсов у «Пермэнергосбыта». Эта организация в числе первых начала диверсифицировать формы общения с потребителем, да и индивидуальные счетчики электричества знакомы народу испокон веков. Подать показания, казалось бы, не просто, а очень просто: можно бросить в специальный почтовый ящик специальную записочку, или позвонить по телефону, или зайти в личный кабинет на сайте ОАО «Пермэнергосбыт».

Проблемы начались с прошлого года, когда потребителей уведомили, что показания организация будет снимать самостоятельно. Пусть себе снимает – чем это плохо? Но тут поступили разъяснения: если ваш счетчик недоступен для любого желающего, а в день проверки показаний вас почему-то не оказалось дома, то на следующий день вы должны подать показания самостоятельно.

Как узнать, когда наступает этот «следующий день»? Тут последовали новые разъяснения: в каждом подъезде есть объявление, где указано, какого числа производится съемка показаний. При этом никаких объявлений в подъездах не появилось.

Дальнейшую сумятицу внес запуск того самого «личного кабинета». Теоретически все должно было стать проще: любой интернет-пользователь в любое время дня и ночи может зайти на сайт «Пермэнергосбыта» и посмотреть, сколько он должен, а также внести в специальную табличку новые показания счетчика.

Хотели как лучше – а получилась полная ерунда. Каким образом соотносить «свои» показания с данными проверки счетчика, непонятно. Стоит ли вносить новые показания, если в электронной ведомости еще не отразился предыдущий платеж, или лучше подождать, пока таблица «обнулится»? С другой стороны, к тому времени у тебя уже накопится долг… Попытка получить ответ на этот вопрос через специальную форму на сайте успеха не имела.

В результате внедрения самого современного метода приемки показаний от населения произошел возврат к древнейшей методике. С этажа на этаж шагают усталые мужички, разнося уведомления о задолженности с цифрами двухмесячной давности. Глядя, как у очередного потребителя ползут верх брови, вежливо поясняют: «Если у вас уплачено, просто выбросьте эту бумажку…»

Между тем бумажка весьма любопытная: «Вам необходимо в срок не позднее 30 дней… Подача электроэнергии будет возобновлена только после полной оплаты… Подключение производится за счет потребителя…» Ну, и так далее – полстраницы всяких ужасов.

Рекомендательная часть вообще абсурдна: если вы уже оплатили, нужно представить подтверждающие документы по одному из указанных адресов. При этом адрес указан только один – Чернышевского, 11. Если данные в извещении некорректны – тоже нужно подойти туда же. Правда, можно еще «позвонить по указанным телефонам» – вот только телефоны не указаны.

Получается, все созданные ему проблемы потребитель должен решать сам, и притом ногами. Не потому ли у нас ни в одну коммунальную контору не прорвешься – начиная от знаменитой точки на Чернышевского, 11 и вплоть до бухгалтерии любой «управлялки»? Если в «Энергосбыте» или УК ошиблись в расчетах – пусть сами придут к потребителю и все исправят!

Мы будем жить теперь по-новому

С начала 2014 года коммунальная жизнь пермяков стала еще более насыщенной. Ряд управляющих компаний опять же пошли по пути прогресса – разделения или расщепления платежей. Разница на бытовом уровне не очень понятна. А вылилось все мероприятие в появление нового получателя коммунальных платежей – ООО «НОВОГОР-Прикамье».

Тем, кто давно платит за воду напрямую, может, уже что-то и ясно. А «новички» пока в полном тумане. Видимо, специально для них «НОВОГОР» провел в феврале часовую прямую линию. «Видимо» – потому что дозвониться не удалось. И опять-таки на вопрос, заданный через сайт, ответа не последовало.

Между тем народ хочет знать. Хотя бы для того, чтобы платить. К примеру, УК «Урал», которая раньше с удовольствием принимала показания счетчиков воды по «электронке», в январе неожиданно вернула их с предложением отныне отправлять цифры в «НОВОГОР». Направили в «НОВОГОР»… В итоге в феврале УК «Урал» выставила счет за воду с показаниями предыдущего месяца, уже один раз оплаченными, а «НОВОГОР» прислал счет за воду, рассчитанный по нормативам потребления…

И что – им всем платить? Или идти ногами и вставать в очередь из таких же недоумевающих граждан? Сначала в УК, потом в «НОВОГОРе»? А жить когда? У нас же там еще «Пермэнергосбыт»…

Предвидя горькое недоумение ресурсоснабжающих организаций, спешим заверить: мы нисколько не сомневаемся, что они все делают правильно, руководствуясь инструкциями, ведомственными циркулярами и внутренними приказами. Но как при этом выжить потребителю? Да еще донести до каждой организации законно заработанные ею деньги, причем в нужном количестве и вовремя?

Кстати, еще кое-что о внутренних приказах. Недавно таким уникальным документом порадовало обслуживаемое население ООО «Моторостроитель». В квитанциях за декабрь 2013 года владельцам пустующих квартир выставили счет по нормативам потребления воды на одного проживающего. Граждане замерли и платить не стали – ошибка, видимо, в конце января сделают перерасчет… Но ничуть не бывало. Спустя месяц явление повторилось. Так в начале февраля народ осознал, что он уже два месяца должен за воду, которой в глаза не видел.

Отдавать лишние 600 рублей в месяц «за так» показалось обидно, и граждане обратились в ООО «Моторостроитель». Юриста компании попросили дать ссылку на изменения в законодательстве – чего, казалось бы, проще? Не тут-то было. Гражданам вежливо разъяснили порядок действий для перерасчета: собственник пустующей квартиры должен представить в офис компании доказательства того, что он не проживает, – например, квитанции оплаты жилья по другому адресу, и договориться о времени посещения квартиры специалистом ООО «Моторостроитель». Чтобы тот мог на месте убедиться, что квартира действительно пустует.

Оставим в стороне варианты с проживанием без регистрации больших коллективов граждан из ближнего зарубежья. Мы сегодня говорим исключительно о добросовестных потребителях коммунальных услуг. И добросовестный гражданин несколько поеживается при мысли, что он должен показать малознакомому «специалисту», где находится его пустующая квартира, как она открывается и что там есть интересненького.

Далее, неплохо бы узнать, почему гражданина не предупредили заранее о необходимости собирать документы и предъявлять квартиру к осмотру, – например, в ноябре, коль скоро неизвестные ему правила вступили в действие с декабря.

Еще один вопрос – об установлении факта «пустования». На бытовом уровне это еще как-то понятно. Но что там должно быть написано в акте? «Холодильник пустой, бюст Ленина покрыт пылью»?

Ведомый массой вопросов, потребитель прибывает в тихий офис ООО «Моторостроитель» – не тот, где драный линолеум, паспортисты, бухгалтерия и очереди нервных жителей, а отдельный и хорошо благоустроенный, совсем по другому адресу. Здесь в 11 утра вместо озлобленных граждан по коридору вяло бродит офисный персонал с тарелками – то ли ранний обед, то ли поздний ужин... Юристу задается все тот же исходный вопрос: на основании какого закона с потребителя взыскивают лишние 600 рублей? Не приглашая посетителя в кабинет, специалист через порог заново объясняет: принесите документы, предъявите квартиру специалисту…

На основании чего? Оказывается – на основании распоряжения генерального директора ООО «Моторостроитель» В.А. Дроздова. Какое отношение к гражданам Российской Федерации могут иметь распоряжения гендиректора УК и почему они должны исполнять его указания, непонятно. Но посетитель пока не очень волнуется: может, в документе есть ссылка на нормативный акт? И тактично просит предъявить ему названное распоряжение.

Не тут-то было. Чтобы увидеть секретный внутренний документ, требуется отдельная процедура: «Пишите заявление, рассмотрим в течение 20 дней. Не забудьте указать номер свидетельства о регистрации недвижимости». А это на каком основании? Угадали – тоже внутренний приказ директора ООО «Моторостроитель».

Можно было бы еще много рассказать о внутренней жизни этой УК. Например, про то, что любой заявитель автоматически подписывает разрешение на обработку его персональных данных, набранное мелкими буквами между графами заявления и строкой для подписи. Или про то, что при наличии бухгалтерии деньги за опломбирование персональных счетчиков почему-то принимает секретарша.

Ну, да Бог с ними совсем. С платежами-то что делать? Заявление написано, 20 дней прошли. И тишина… 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру