Бездомная коллекция

Сохранит ли город собрание галереи или будет любоваться им в Москве?

Дискуссии вокруг переноса коллекции Пермской художественной галереи из здания Спасо-Преображенского кафедрального собора продолжаются не первый год. Однако на уровне власти никакого четкого решения до сих пор не сформулировано. А тем временем на самую большую региональную экспозицию уже засматривается столица. 

Сохранит ли город собрание галереи или будет любоваться им в Москве?

Как стало известно на прошлой неделе, прокуратура предъявила Музею современного искусства предписание покинуть здание Речного вокзала. С этой темы ведущий программы «Ложка дегтя» на радио «Эхо Москвы в Перми» Вячеслав Дегтярников и начал свой еженедельный эфир:

– Предписание прокуратуры обосновывается тем, что здание находится в аварийном состоянии. Если предполагать, что действия прокуратуры согласованы с администрацией края, получается, что и.о. министра культуры Пермского края Игорь Гладнев, мягко говоря, вводил нас в заблуждение. Ведь именно он говорил о том, что мы находимся в точке принятия решения, когда существуют разные варианты, идет сбор информации и ее экспертная оценка, чтобы учесть все факторы. Так и.о. министра культуры характеризовал сегодняшнее положение дел вокруг едва ли не самого обсуждаемого в последнее время вопроса – переноса коллекции Пермской художественной галереи из здания Спасо-Преображенского кафедрального собора.

Учитывая сложившуюся ситуацию, пришло время, когда могут и должны объединиться все, – те, кто против Музея современного искусства, и те, кто за него, и те, кто против переезда галереи на Речной вокзал. Потому что ситуация, на мой взгляд, катастрофическая. Я слышал мнения многих экспертов по поводу переезда галереи. И самое мягкое из них – если и переносить галерею на Речной вокзал, то на самый минимальный срок, пока будет строиться новое здание.

Напомним вкратце историю вопроса. В здание собора в Перми произведения искусства начали свозить после 1922 года. Здесь оказалась художественная коллекция Пермского научно-промышленного музея, предметы искусства, реквизированные советской властью из дворянских имений и частных собраний. И, конечно, предметы культа: иконы, шитье и другие ценные вещи, изъятые из ризниц разоренных монастырей и храмов. В дальнейшем коллекция пополнялась и централизованно, и закупочной комиссией самого музея. Со временем размеры коллекции достигли 50 тысяч экспонатов. С таким объемом очень сложно работать, трудно поддерживать экспонаты в должном виде, тем более что здание Спасо-Преображенского кафедрального собора очень мало.

В советские годы возник такой вариант решения проблемы – построить дворец культуры и передать его под художественную галерею: типовые проекты ДК были, а проектов художественных галерей не было. Но что-то не срослось, и к этому вопросу пришлось вернуться уже в постсоветской России.

– Вообще предложений было много, – говорит Ольга Власова, единственный в Пермском крае доктор искусствоведения. – В качестве места для галереи рассматривались сегодняшнее здание городской администрации, института культуры, сельхозакадемии, даже пивзавод на Сибирской. Но по разным причинам и в разное время все предложения были отклонены. Речной вокзал тоже возникал много лет назад как одно из предложений, и его тогда отклонили по причине большой влажности и большого движения воздуха с Камы.

В 1992-1993 годах проводилось комплексное обследование исторических зданий Перми на предмет переезда художественной галереи. Михаил Нечаев, кандидат исторических наук:

– Комиссии не было, но подготовительная работа была проделана достаточно большая. Рассматривались все здания города Перми, и был сделан вывод: единственное здание, которое на то время могло быть более или менее приспособлено под художественную галерею по площадям и месту расположения, – сельхозакадемия. Были переговоры с руководством академии, которой предлагалось разместить основное здание на Липовой горе, предусматривалась передача земли и прочее. Тогда руководство сельхозакадемии пошло городу навстречу и дало свое согласие.

– Из разговора с Игорем Гладневым я понял, что руководство сельхозакадемии и сейчас не возражает против переезда на Липовую гору, – комментирует Вячеслав Дегтярников. – Но с точки зрения минкульта, это дополнительные расходы в 1 миллиард рублей. При дефиците бюджета этих денег не найти, считает г-н Гладнев. Но это уже вопрос приоритетов. Находятся же в бюджете 2 миллиарда на реконструкцию шоссе Космонавтов… Недавно обсуждался вопрос строительства ледового городка за 60 млн рублей. Сейчас, например, закатали под снег улицу Горького за 20 млн рублей. Получается, когда нужно сделать показуху под Олимпиаду, – деньги есть?

Хорошо, пусть нет денег для строительства нового здания. Но тогда почему не перенести галерею в здание сельхозакадемии? Это бывшая Мариинская женская гимназия, там высокие потолки, большая площадь. Переезд галереи возродил бы этот красивейший комплекс, который был построен к приезду императора. Если Игорю Гладневу не хватает миллиарда для решения этой проблемы, то есть смысл помочь всем миром. Потому что допустить перенос галереи в речной вокзал, пусть даже временно, нельзя.

Тем более что существует еще один аспект проблемы. Вся коллекция Пермской галереи – федеральная собственность. И если наша власть не может решить вопрос ее достойного содержания, то все собрание может уйти в Москву. Это подтверждает искусствовед, кандидат филологических наук Александр Севастьянов (г. Москва):

– Есть такая тенденция у центральных министерств – смотреть, что где лежит, как лежит и кто чем не слишком дорожит. Поэтому я бы не исключал такой вариант: приедет вдруг московская ревизия и сочтет, что местная власть недостаточно хорошо распорядилась федеральным имуществом. И кто знает, что придет им в голову?

Но вернемся к зданию Речного вокзала.

– Игорь Гладнев правильно говорил, что нужно вынести вопрос о переносе галереи на общественное обсуждение, – напоминает Вячеслав Дегтярников. – Но как тогда эти слова соотносятся с предписанием прокуратуры? Нельзя решить проблему сохранения здания Речного вокзала как памятника архитектуры, переместив туда галерею. Здание Речного вокзала нужно восстанавливать, независимо от того, перенесут ли туда пермскую коллекцию. А вопрос размещения галереи – отдельная тема. Это действительно проблема всего города. Так, может, и решать ее будем вместе?

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру