МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Пермь

Бывший директор «дочки» «Газпрома» нанес ущерб обществу на 60 млн рублей

Газ на газ не приходится

Компания «Газпром межрегионгаз Пермь» подсчитывает убытки от четырехлетнего руководства бывшего гендиректора Евгения Михеева,  ныне советника врио губернатора Кировской области. Под его руководством юристы компании добровольно отказались от взыскания исков с коммунального оператора «Пермгазэнергосервис» на сумму свыше  60 млн рублей. И сейчас уже обанкротившийся оператор остается должен «Газпрому» свыше 270 млн рублей, перспективы взыскания равны нулю. Директор «Газпром межрегионгаз Пермь» и после увольнения продолжает чинить убытки  бывшему предприятию – он перестал выплачивать ссуду за купленную ему в Перми квартиру, которую, как выяснилось, пытаются арестовать за долги его сына.  

В 2001 году было создано ООО «Пермрегионгаз» (в 2011 году переименовано в ООО «Газпром межрегионгаз Пермь»). Компания занимается сбытом природного газа физическим и юридическим лицами в Пермском крае, осуществляет инвестиции.

В 2008 году компания снизила финансовые показатели: сказался кризис. Платежеспособность потребителей газа в Прикамье упала, а часть клиентов ушла к независимым от «Газпрома» сбытам, которые вели более гибкую тарифную политику и смогли предложить промышленным предприятиям крупные скидки.

Уже к 2010 году сумма долгов потребителей за газ в Прикамье превысила 500 млн рублей. Основными должниками были предприятия ЖКХ – муниципальные котельные либо управляющие ими частные фирмы. Распространённая ныне на весь Пермский край схема воровства ресурсов (газа, воды, электричества и тепла) – через фирмы-однодневки, арендующие коммунальные предприятия, только начинала обкатываться в регионе.

Уже тогда в числе крупных должников «Пермрегионгаза» появилось ООО «Пермгазэнергосервис». Компания не владела собственным имуществом. И лишь арендовала крупные теплоэнергетические комплексы – 29 котельных Перми и Кунгура. Среди них был вполне крупный объект – бывшая котельная Пермского велозавода (ВК-1) мощностью свыше 350 гкал. 

ООО «Пермгазэнергосервис» с момента своего создания в 2002 году всегда считалось дружественной «Пермрегионгазу» структурой. Компания создавалась под благими намерениями: скупать газопроводы, эффективно эксплуатировать котельные Перми и Кунгура. Компания поставляла до 15% тепла жителям Перми и почти 100% – жителям Кунгура, годовые обороты оператора превышали 1 млрд рублей. Компания показывала рекордные показатели по прибыльности – в год до 300 млн рублей.

Однако вскоре новым топ-менеджером был назначен в то время 54-летний кировчанин Евгений Михеев, возглавлявший вятскую «дочку» «Газпрома». Перед новым топ-менеджером была поставлена задача – погасить  образовавшуюся кредиторскую задолженность, вернуть компании прежнюю долю на рынке. Сразу после утверждения директора в пермской политтусовке муссировались слухи о том, что к назначению Евгения Михеева приложил руки бывший губернатор Кировской области, ныне арестованный по обвинению в получении взятки Никита Белых, который через Евгения Михеева преследовал  своего политического противника Андрея Агишева. Бывший кировский губернатор был в дружеских отношениях со своим пермским коллегой Олегом Чиркуновым, который, в свою очередь, находился в жестком конфликте с Андреем Агишевым. 

Однако и у нового топ-менеджера «Пермрегионгаза» также не заладилось в Перми. Речь идет о «дружественной» компании «Пермгазэнергосервис».

Все эти годы «Газпром» продолжал исправно поставлять газ на котельные ПГЭС, а коммунальный оператор не всегда исправно за него рассчитывался. Сначала это недоразумение объяснялось кассовыми разрывами, потом еще чем-то, но долги росли. Газовики под руководством Евгения Михеева дважды в год – в конце отопительного сезона и в его начале – регулярно грозили предприятию «рубильником», но почему-то, по одному ему известной причине, газоснабжение «Пермгазэнергосервиса» неизменно восстанавливалось.

Между тем «дружественные» связи между поставщиком и потребителем крепли. Тогда «Газпром» не очень-то смущал тот факт, что фактическим владельцем ПГЭС в 2011 году стал бывший исполняющий обязанности гендиректора «Пермрегионгаза» Алексей Луканин.  

В 2011 году в «Газпром межрегионгаз Пермь» на должность начальника юридической службы был приглашен Максим Малков, до этого занимавший аналогичную позицию в «Пермгазэнергосервисе». Ключевую позицию в разрешении юридических споров топ-менеджмент «Пермрегионгаза» доверил юристу из стана компании, задолжавшей ему не одну сотню миллионов рублей. 

После трудоустройства «троянского» юриста в «Газпром межрегионгаз Пермь» начали происходить настоящие чудеса: компания отказывается от двух исков к ПГЭС на сумму свыше 60 млн рублей. Судите сами: в марте 2011 года ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» подает иск к ПГЭС о взысканию 10,3 млн рублей по договору поставок газа  от 27.09.2010 года. 18 мая 2011 года иск  был принят к рассмотрению (А50-3803\2011). Но уже 6 июня представитель ООО отказывается от части иска – о взыскании основного тела долга, а это 10 млн рублей, оставляя лишь требования об уплате процентов на «смешные» 43 тысяч рублей. Суд удовлетворил этот странный иск газовиков. Ни одна из сторон его не обжаловала. 

Еще веселее (но грустнее для «Газпрома») оказалось дело А50-1465\2011, которое рассматривалось параллельно. Еще 28 января 2011 года ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» подало иск о взыскании 57,2 млн рублей за неоплаченные поставки газа. 7 апреля  в ходе рассмотрения иска поставщик газа после проведенной сверки уточнил требования – они снизились до 46,8 млн рублей, то есть более чем на 10 млн. Иск был удовлетворен. ПГЭС подает жалобу, и на ее рассмотрении 21 июня дело полностью прекращается (!) – в связи с частичным отказом истца от исковых требовании. То есть должник ПГЭС не выплачивает заявленные 46 млн рублей, а лишь проценты, в десятки раз меньшие по размеру, чем основное тело долга (183 тысяч рублей). Какая щедрость!

Газета «Звезда» в 2014 году уже обращала внимание на этот факт, предполагая наличие корыстного умысла между тогдашним руководством «Газпром межрегионгаз Пермь» и «Пермгазэнергосервис».

Таким образом, отказываясь от взыскания, газовики фактически кредитовали бывшего сослуживца по компании Алексея Луканина. А деньги газовиков ему ой, как сильно пригодились. В 2011 году ООО «Пермгазэнергосервис» выступило поручителем на 170 млн рублей по кредиту ООО «Конкур-Пермь» в Россельхозбанке. На эти деньги Луканин и его партнеры в 2011 году купили пермский ипподром.

Создание кредиторской задолженности ООО «Пермгазэнергосервис» перед ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» в 2014 году стало основанием для возбуждения уголовного дела ГСУ ГУ МВД России по Пермскому краю. По делу о мошенничестве в «Пермгазэнергосервисе» был задержан соучредитель и  гендиректор общества Иван  Стороженко, тогдашний партнер Луканина. По версии следствия, господин Стороженко безосновательно перечислил более 80 млн рублей в ООО «Крамор». Как считают силовики, деньги подлежали перечислению «Газпром межрегионгаз Пермь», с которым у ПГЭС был заключен договор на поставку газа. Вместо этого ПГЭС перечислял денежные средства на счет ООО «Крамор» под видом осуществления производственно-хозяйственной деятельности. 

Но и здесь газовики под руководством Евгения Михеева потерпели унизительное поражение. Господин Стороженко, как считало следствие, уведший из компании кругленькую сумму, всего два дня провел в ИВС и вскоре был отпущен. Его уголовное преследование было прекращено 3 апреля 2015 года за непричастностью.

Финал этой истории печален и не сулит ничего хорошего «Газпрому». В сентябре 2013 года «Пермгазэнергосервис» обратился в арбитражный суд с требованием признать себя банкротом. Владельцы «Пермгазэнергосервиса» этот шаг объяснили конфликтом с генерирующей компанией «Т Плюс». К этому времени долг ООО «Пермгазэнергосервис» перед газоснабжающей организацией достиг 350 млн рублей. Когда «Пермгазэнергосервис» оказался в банкротстве, вернуть эти деньги стало невозможно, – никакого имущество за ПГЭС, за исключением небольшой котельной на Иве, не оказалось.

Промахи юристов газпромовской «дочки» трехлетней давности продолжили случаться и уже после банкротства ПГЭС. Например, в 2014-15 годах ООО «Газпром межрегионгаз Пермь», обладая значительным объёмом кредиторской задолженности, загадочным образом не смог получить контроль над банкротством «Пермгазэнергосервиса». Тогда конкурсным управляющим ПГЭС стала ставленница Луканина Мария Леонгардт. Это не дало газовой компании возможности раскручивать и оспаривать сделки прежнего топ-менеджмента. И сейчас долг в 270 млн рублей продолжает болтаться мертвым грузом на балансе газовой компании.

В 2014 году руководитель пермской сбытовой компании Евгений Михеев, наконец, ее оставил: осенью ему поступило предложение от старого знакомого Белых – занять пост заместителя председателя правительства и возглавить министерство промышленности и энергетики Кировской области. Итоги правления бравого гендиректора печальны: в 2010 году общий долг за газ составлял 463 млн рублей, к концу 2014 года – 1,5 млрд рублей.

А пермская компания по-прежнему вспоминает ушедшего директора, и порой весьма недобрым словом. Будучи руководителем «Пермрегионгаза», Евгений Михеев смог получить ссуду предприятия на покупку жилой недвижимости в элитном доме в Перми, по адресу Пушкина, 80. Двухкомнатная квартира, купленная в ипотеку на деньги «Газпрома», сегодня находится в его залоге. Уволившись из компании, Евгений Михеев как-то незаметно перестал гасить заем, а недавно «Газпром межрегионгаз Пермь» узнал о том, что на эту квартиру претендует конкурсный управляющий подмосковного ООО НПО «Химсинтез». Ранее совладельцем этой компании являлся сын Евгения Михеева, компания накопила долги в 19 млн рублей и обанкротилась. Арбитражный управляющий ООО НПО «Химсинтез» добился ареста имущества всех объектов недвижимости, принадлежащих Евгению Михееву: жилого дома в деревне Лимоновы Кирово-Чепецкого района, двух земельных участков, ну, и само собой – пермской квартиры. «Газпром», давший когда то денег на ее покупку, вновь благодаря бывшему директору попал на деньги.

Ольга БОРЗУН.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах