МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Пермь

Росреестр, главный архитектор Перми и ОНФ ищут решение – кто ответит за грядущий снос жилых строений в охранных зонах нефте- и газопроводов

Росреестр, главный архитектор Перми и ОНФ ищут решение – кто ответит за грядущий снос жилых строений в охранных зонах нефте­ и газопроводов

На круглом столе в штабе ОНФ по вопросу сноса жилых домов. в охранных зонах нефте- и газопроводов Перми прозвучали слова надежды для пострадавших собственников на получение компенсации за снос своих строений.

Загадочный «Росреестр»

Сенсационным стало признание директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестр» по Пермскому краю Елены Львовны Цой. Чиновник прилюдно подтвердила, что на всех общедоступных планах земельных участков трубопроводы были обозначены задолго до их формальной кадастровой регистрации. То есть сотрудники Росреестра и чиновники администраций всех уровней знали о трассах нефтепроводов и газопровода и, соответственно, об их охранных зонах. Любопытно, но ни одно популярное пермское СМИ об этих словах Елены Львовны не упомянуло.

Причина «умолчания» прозрачна: если трубопроводы были обозначены на «всех общедоступных планах земельных участков», то совсем в другой плоскости приходится ставить вопрос: почему в выдаваемых Росреестром свидетельствах на земельные участки не указаны ограничения на использование земли в охранных зонах?

В свидетельствах о собственности на землю должны содержаться ограничения в соответствии с действующим законодательством. А именно, в «охранной зоне» (ОЗ) магистральных нефте- и газопроводов запрещена любая деятельность, кроме посева однолетних культур. Запрещено даже жечь костры. Обычно ОЗ магистрального трубопровода (МТ) составляет 20-25 м. У МТ есть еще и «зона минимально допустимых расстояний» (ЗМДР) − это зона, в которой запрещено возведение любых капитальных построек.

На территории Перми для нефтепроводов ЗМДР составляет 125 метров, для газопровода ЦТГ №1 «Каменный Лог – Пермь» компании «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» − 200 метров. Все постройки в этих зонах буду снесены независимо от того, есть на них документы или нет.

Капитальные постройки в ЗМДР запрещены Ростехнадзором по соображениям безопасности. Случаи гибели людей от разлившейся нефти или взорвавшегося газа из неисправного трубопровода, к счастью, очень редки, но они есть. Так, в августе 2015 года костер в охранной зоне нефтепровода в Москве привел к пожару, один человек погиб. Ведется следствие. Ответственный за нефтепровод сотрудник под следствием, и ему грозит большой срок. Так что не стоит надеяться, что кто-то из чиновников возьмет на себя ответственность за сокращение охранных зон МТ, чтобы потом идти под суд в случае несчастья.

«Нюанс» главного архитектора Перми

Главный архитектор Перми Дмитрий Лапшин уверен, что пермяки попали в печальную ситуацию потому, что проигнорировали получение разрешений на строительство и градостроительных планов. Возможно, жители Запруда, заявил Лапшин, и узнали бы о трубах, если бы в документах на землю были указаны ограничения на ее использование. Когда-то земля в Запрудах принадлежала СПК «Мотовилихинский». Но 5 апреля 2007 года приказом Управления земельных отношений Перми №666-з от 05.04.2007, подписанном начальником управления М.А. Макаровским, право аренды СПК было прекращено, и землю «предоставили» ЗАО «Уралагро». В означенном приказе написано, что в охранных зонах инженерных коммуникация не разрешается строительство даже временных зданий и сооружений. «Уралагро» ничего строить и не стало, оно разбило землю на участки и начало продавать их частным лицам. Слов о запрете строительства в охранных зонах в документах на землю не оказалось, а устно собственников не предупреждали. Поэтому потенциально соответчиком по вскрытым нарушениям в ходе оформления земель в собственность может быть «Уралагро».

Дмитрий Лапшин назвал исчезновение из актов купли-продажи информации об охранных зонах магистральных трубопроводов «нюансом», который «куда-то пропал».

Поскольку требования нормативных актов, называй их «нюансом» или как-то по-другому, не могут быть сдуты ветром со стола или погрызены мышами, можно найти людей, которые сознательно не включили информацию об охранных зонах в документы, введя тем самым покупателей в заблуждение. Зачем они это сделали – ответит следствие. Сейчас можно только предположить, что для увеличения стоимости и ликвидности земли. Иначе кто бы купил землю, на которой нельзя строить?! В УК на это есть статья о мошенничестве. О том, что ограничения были и исчезли, известно из документов, Дмитрий Лапшин здесь ни при чем, его заявление лишь косвенно свидетельствует, что пермские чиновники осознают возможные последствия «пропажи» дорогостоящих «нюансов», следствием чего стали построенные в запрещенных зонах двух- и трехэтажные дома.

Прецедент положен

На шанс владельцам идущих под снос строений получить за них компенсацию указал юрист Станислав Шестаков. Он сообщил, что в России есть случаи, когда людям удавалось получить компенсацию в случае, если были выявлены нарушения при выдаче разрешения на строительство или порядка предупреждения об ограничениях.

В пермской истории сегодня есть одно такое дело. Гражданка Кычкина Е.Н. смогла через суд признать сделку по договору купли-продажи земельного участка незаконной и вернуть от продавца 750 тысяч рублей за участок площадью 12 соток в Мотовилихинском районе именно по причине того, что продавец не предупредил покупателя об обременении на землю в охранной зоне пермского нефтепровода. Это пока единственный случай, но прецедент положен.

Кто и что нарушил при выдаче разрешений на строительство, или кто не предупредил о том, о чем должен был предупредить, могут решить только суды. Те самые суды, которые выдали предписания о сносе строений в охранных зонах.

Михаил ЛУБНИН.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах