– Приехав в Пермь, я обнаружил, что город переживает три нашествия. Во-первых, на пермских военно-промышленных предприятиях я увидел большое количество американцев. О втором нашествии мне рассказали пермские товарищи. Я был поражен тем, как нагло ведут себя в районах Пермского края представители кавказского криминалитета: издеваются над коренными жителями, устраивают потасовки, незаконно валят лес. Я не мог не заметить и засилье чуждой Перми культуры. Пермь захвачена эпидемией загадочной культуры Гельмана, переходящей из региона в регион. Она оставляет асимметрию в сознании граждан. Все эти красные человечки, надкушенные яблоки – часть массированного воздействия на русские умы, стремящегося изменить, внутренне искалечить русского человека. Нам предлагают принять в качестве русской культуры продукт, созданный на основе западного образца, западные идеалы транслируются с экранов телевизоров. Но русские особая нация. Многочисленные исследования общественного мнения показывают, что по основным позициям люди не изменили своего мнения с советских времен, остаются носителями русского, советского сознания. Несмотря на все старания властей из труженика, героя превратить нашего соотечественника в купца, гедониста и эгоцентрика, он остается прежним.
Эти же беды, по словам Проханова, свойственны и для других регионов. В крупных городах, в знак несогласия с политикой официальной власти, образуются оппозиционные организации разного толка, предлагающие пустить развитие государства по другой, альтернативной траектории.
Однако Проханов отрицает возможность повторения событий начала девяностых. В создающихся организациях он не видит революционного запала. Тем не менее потребность в изменениях русского общественного устройства он признает и считает, что эти изменения обязательно произойдут.
Взлеты и падения характерны для русской истории. Проханов считает, что Россия должна выйти из кризиса и начать новую эру своего развития. В этом русским поможет их природный стоицизм, обращение к национальным корням.
Смелое мнение Александр Анатольевич выразил о переименовании улиц, площадей, стирании советских названий с карт современных городов:
– Современная власть, не предпринимая ничего реального в сфере экономики, обороны, культуры, морочит голову нашему народу непрерывными переименованиями, переносами. Вы, наверное, заметили, что регулярно поступает предложение вынести тело Ленина из мавзолея, предлагают нам спилить отовсюду красные звезды, сменить часовые пояса, перестать менять зимнее время на летнее, соединить один федеральный округ с другим, перенести столицу… Эти постоянные предложения чего-то переименовывать, переносить должны отвлекать нас от реальных дел и проблем.
Несмотря на смелые взгляды, Александр Проханов оказался отнюдь не тяжелым в общении человеком. Тех, кто находился рядом с ним во время пермского визита, Проханов очаровал.
«Пару часов назад посадил на самолёт Пермь-Домодедово Александра Андреевича Проханова, нахожусь под сильным впечатлением от общения с ним. Выступление вчера в университете прошло отлично, собралось около полутысячи человек, и весь большущий зал он сумел заворожить и за камлать своей проповедью, его еле отпустили. Но помимо впечатления от его публичных речей хочется отметить, какой же милый, обаятельный и душевный в повседневном общении человек! Я вообще давно отметил эту закономерность: сталинисты, этатисты и сторонники диктатуры как правило очень приятные в быту люди, а либералы и дерьмократы как правило капризные зануды и надутые снобы с завышенной самооценкой. Но Проханов вообще особый случай, это большой поэт, эстетик и этик в каждом своём шаге и суждении, к тому же божественно лёгок и остроумен. Проводы в Большом Савино превратились вообще в какую-то прощальную прохановскую вдохновенную восторженно-ироническую песнь Перми, в которой он прожил три дня и набрался разнообразных впечатлений. А тут ещё прямо в кафе в зале ожидания нам свалился на голову другой мистик и эстет – Александр Ф. Скляр, который был в Перми на книжной ярмарке, так что завершилось это всё для меня их сюрреалистическим дуэтом на тему конца света и роли в нём Перми. Сейчас как-то бы отойти от всей этой прохановской мистерии и заставить себя просто сесть и поработать...», – пишет в своем блоге организатор встречи с Прохановым Роман Юшков.
Напомним, мероприятия патриотического и националистического характера проводятся в Перми в рамках проекта «Русские встречи». В Перми уже выступили общественный деятель и литератор-публицист Максим Калашников, писатель и бывший узник «Перми-36» Леонид Бородин, журналист Дмитрий Стешин. Имя следующего гостя проекта пока не сообщается.