МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Пермь

Болезнь грязных рук

Похоже, она поразила всю систему образования Перми

Скандальная история с отравлением в пермской школе №40 плавно подходит к концу. Детей потихоньку выписывают из больницы, следствие продолжается, департамент образования «отреагировал»: директору школы объявлен выговор, рекомендовано расторгнуть договор с поставщиком питания в столовую. Однако вопросы остаются. 

Напомним, 17-18 октября в больницы Перми начали десятками поступать школьники, которые жаловались на боли в животе и плохое самочувствие. Двое детей оказались в реанимации.

Причиной отравления, по предварительной версии краевого Роспотребнадзора, стали нарушения при приготовлении еды в школе. В пробах пищи была обнаружена сальмонелла. В учебном заведении по предписанию эпидемиологов был объявлен карантин, организована внеплановая проверка в отношении индивидуального предпринимателя Векшиной, которая занималась обслуживанием школы.

Разбор полетов

Следователи СУ СК РФ по Пермскому краю возбудили уголовное дело по факту массового отравления детей в школе №40 краевого центра. Причем сразу по двум статьям – ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и ст. 236 УК «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление детей».

Последовали следственные действия – осмотр школьного пищеблока, изъятие документации по организации питания детей, опрос всех, кто имел отношение к работе пищеблока. В поле зрения следователей попали поставщики продуктов и весь технологический процесс от сырья до готового продукта.

К делу подключилась и полиция.

– Круг подозреваемых определен, в него вошли должностные лица, которые занимались организацией питания школьников, – заверила начальник отдела по делам несовершеннолетних УМВД России по Перми Татьяна Палева.

Конечно, не сидели сложа руки и в мэрии. В течение трех дней среди чиновников царила суматоха, заседали штабы и давались пресс-конференции. А уже 22 октября замглавы администрации города Екатерина Бербер в рамках депутатского часа доложила Пермской городской Думе, что все, в общем-то, в порядке:

– На сегодняшний день в медицинских учреждениях остаются 100 детей, всего пострадали 148. Состояние – средней и небольшой тяжести, двое детей, находившихся в реанимации, переведены в общие палаты. Мы проверили ситуацию в больницах – все школьники находятся в хороших условиях, нехватки мест в стационарах нет.

Первые же вопросы депутатов показали, что они настроены не так спокойно:

– Каким образом департамент образования города контролирует питание в школах? Под угрозой оказалось здоровье детей, и хотелось бы знать, по чьей вине, кто будет нести ответственность, что делается, чтобы ситуация не повторилась.

Депутаты отметили, что предпринимается попытка «спихнуть все на какого-то повара с грязными руками». По мнению думцев, «грязные руки» нужно искать в другом месте. Если в таком деле, как питание детей, действует человеческий фактор, значит, не работает вся система.

Гордума создала временную комиссию, которая займется собственным расследованием инцидента в школе №40, а также проведет аудит организации школьного питания в Перми.

Как пояснила Екатерина Бербер, со стороны администрации школ предусмотрены ежедневные контрольные функции – заход медика на пищеблок, суточные пробы. Но качество продуктов, технологический процесс приготовления пищи – это сфера ответственности Роспотребнадзора. Как и в большинстве пермских детских учреждений, питание в школе №40 передано на аутсорсинг – то есть обеспечивает его сторонняя организация, в данном случае ИП Векшина.

Депутатов интересовало, какие меры приняты в отношении предпринимателя, который, кстати, обслуживает в Перми и другие детские учреждения, и проверялась ли его деятельность ранее. Г-жа Бербер сообщила, что вопросы к ИП Векшина раньше действительно были – речь шла о несбалансированном рационе и невыполнении натуральных норм питания.

То есть, надо понимать, экономили понемногу на детишках… Но по результатам проверки, проведенной департаментом образования, предпринимательнице сделали замечание, и она исправилась… А что до карательных мер после недавнего массового отравления, пока поплатилась только обслуживавшая школу бригада. Ее …заменили.

А у Роспотребнадзора вообще никогда претензий к ИП Векшина не было, отметила замглавы администрации. О том, что претензии были у родителей и педагогов, и направлены они были ей лично, г-жа Бербер предпочла не упоминать.

Предисловие к сюжету

11 сентября в городской администрации было получено письмо от региональной общественной организации «За права детей на образование в Пермском крае». В нем был приведен целый ряд позиций, по которым требуется немедленное вмешательство городских властей. Упоминались проблемы с ясельными группами в городе, поборы в детских учреждениях, особенности формирования муниципального задания на образование школьников, маленькие хитрости капремонтов в учреждениях системы образования, конечно же, кадровая политика департамента образования города и еще многое другое.

Отдельный раздел был посвящен школьному питанию. И вот что пишут родители и педагоги: «В 2010 году большинство школ через открытый аукцион заключили договор аренды для ИП, организующих питание в школьных столовых. Договор аренды являлся типовым, разработанным департаментом. П. 1.4 договора предусматривает проведение нового аукциона после окончания срока договора аренды, соответственно, фирма, победившая в предыдущем аукционе, не может пользоваться какими-либо преимуществами. В нескольких школах в аукционе победило ООО «Вкус и качество», директором которого является Яксун Вероника (школы №105, 133 и др.). В данных школах типовой договор был изменен департаментом, в новой редакции допускает перезаключение договора аренды без проведения нового аукциона при отсутствии жалоб на организацию. Данные договоры зарегистрированы в Росреестре. Таким образом, ООО «Вкус и качество» предоставляются необоснованные преимущества по сравнению с другими участниками в данной сфере. Многие педагоги и родители отмечают, что обслуживание данным ООО не отличается соответствием цены и качества, и тем более вкусом. Также имеется информация, что в состав учредителей ООО входит кто-то из родственников сотрудников департамента.

Кроме того, к нам поступила информация, что близкой к руководству департамента может оказаться ИП Векшина, которая неоднократно проводила такие схемы: подавала заявки на участие в аукционе на заключение договора аренды, в ходе торгов поднимала стоимость аренды до 100 тысяч рублей и выше (доходило до 300 тысяч рублей в месяц), а потом уходила с аукциона, не заключая договор. В этом можно усмотреть умышленное завышение стоимости аренды, что в конечном итоге сказывается на стоимости питания детей и бьет по карману родителей.

Более того, есть информация о том, что, возможно, Векшина перед аукционом встречается с участниками аукциона, запугивает их, предлагает деньги, хвалится личным знакомством с Гаджиевой и, возможно, рассказывает, что это она с Яксун накрывает столы на праздники в департаменте образования».

В этой части письма бросаются в глаза формулировки вроде «есть информация», «можно усмотреть», «возможно». Однако общественники и сами признают неполноту своей аргументации:

«Учитывая, что сбор доказательной базы лежит за пределами нашей компетенции, обращаемся к Вам с просьбой провести соответствующую проверку со стороны администрации по данным фактам и дать правовую оценку действиям департамента образования и руководителей образовательных учреждений».

«К Вам» – это, напомним, к заму главы администрации Перми по социальным вопросам Екатерине Бербер. Видела ли г-жа Бербер это письмо, сказать трудно. Во всяком случае, ответ из городской администрации за номером СЭД-01-63-231 от 10 октября 2013 года последовал за подписью …начальника департамента образования Людмилы Гаждиевой. Впрочем, в самой подписи Л.А. Гаджиева именуется «и.о. заместителя главы администрации города Перми».

Ответ общественной организации дан на 9 страницах и практически по всем пунктам. Общий тон – официально-деловой, стиль – канцелярский. А по сути – «идите к черту». Вот примерно так: «Объем муниципального задания в натуральных показателях (контингент детей) определяется на основе ежегодной оценки потребности в предоставлении муниципальных услуг. Исходными данными для оценки потребности в предоставлении муниципальных услуг являются данные статистической и оперативной отчетности…» Ну, и так далее.

Даны разъяснения и по поводу некоторых особенностей организации в Перми школьного питания. В частности, указано, что помещения школ передаются в аренду организациям, осуществляющим деятельность по организации питания, на основании Закона об образовании. Порядок проведения конкурсов регламентирован приказом ФАС, правила аренды муниципального имущества – решением Пермской городской Думы. А все остальное – извините:

«Остальная информация по организации питания, содержащаяся в письме, неконкретна и не может быть проверена».

Иными словами, г-жа Гаджиева не знает, кто из индивидуальных предпринимателей «накрывает столы» в ее департаменте. И проверить никак не может. Людмила Анатольевна не в курсе, знакома ли она лично с индивидуальным предпринимателем Векшиной. С тем самым ИП, который организует питание в школе №40, где спустя неделю после этого письма потравятся полторы сотни детей.

Может быть, именно в этом и заключается причина проблем со школьным питанием в Перми? 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах