Сегодня УК РФ гарантирует реальные сроки за виртуальные преступления против детей

Селфи над пропастью

Селфи над пропастью

Ситуация с преступностью в отношении несовершеннолетних в Пермском крае остается напряженной. Особенно это касается 2016 года, когда по количеству преступлений этой категории регион занял 5 место в России.

Статистика 1 полугодия 2017 года показала положительную динамику, отмечает заместитель руководителя отдела процессуального контроля Следственного управления СКР по Пермскому краю Ксения Лунина:

– Можно сказать, что работа, проводимая всеми ведомствами, принесла результаты. Потерпевших несовершеннолетних по делам, отнесенным к подследственности органов Следственного комитета, стало меньше на 15%, в том числе насильственные преступления против половой неприкосновенности детей. Несмотря на это, интенсивная работа в этом направлении продолжается.

В последние два года все больше преступлений против детей совершается с использованием сети Интернет. А такое явление, как «группы смерти», где несовершеннолетних склоняют к самоубийству, просто всколыхнуло общество.

– Когда появились и стали распространяться эти группы, наше уголовное законодательство оказалось не готово к такой форме противоправной деятельности, – отмечает Ксения Лунина. – Что с этим делать? Начали закрывать группы. Роскомнадзор их блокирует, ВКонтакте блокирует, но ведь открыть новую группу ничего не стоит! В конце 2016 года мы много обсуждали механизмы борьбы с этим явлением, разработали алгоритм взаимодействия разных ведомств, включая полицию и систему образования. Сейчас законодатель этот пробел устранил – Федеральным законом №120 от 7 июня 2017 года в Уголовный кодекс РФ внесены изменения, которые вступили в силу 17 июня. Прежде всего, они касаются доведения лица до самоубийства или покушения на самоубийство. Раньше эта статья звучала весьма скромно – доведение до самоубийства путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства. Теперь введены несколько квалифицирующих признаков, которые предусматривают ответственность в случаях, если такое преступление направлено на несовершеннолетних, беременных женщин, совершено в отношении двух и более лиц, в том числе через публичное выступление, публичную демонстрацию или в Интернете. И санкция уже  более суровая – до 8 лет лишения свободы.

Кроме того, как рассказали в Следственном управлении, Уголовный кодекс пополнился и другими статьями. Законодатель предусмотрел ответственность за склонение к самоубийству и содействие совершению самоубийства – включая советы, указания, обсуждение этой темы. Еще одна новая статья в УК РФ касается организации деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства.

– Сегодня необходимо, чтобы общество понимало: даже формальное распространение и размещение информации, где обсуждается самоубийство, – это уже уголовная ответственность, наказание и судимость. При этом не обязательно, чтобы наступили негативные последствия, действительно кто-то погиб. Важен сам факт, наличие определенных намерений, которые могут быть подтверждены, например, с помощью лингвистической экспертизы. Мы пока в крае таких уголовных дел в суд не направляли, но 2 уголовных дела расследуются, идут экспертизы. Кстати, оба возбуждены еще до вступления в силу изменений в УК РФ. На уровне России есть примеры, когда определенные произведения запрещались к распространению среди несовершеннолетних. Такие механизмы тоже есть, и они работают.

Конечно, сами следователи не отсматривают все фильмы подряд, не вычитывают с пристрастием каждую книжную новинку, не исследуют миллионы личных страничек и сайтов в Интернете. Но сообщить в правоохранительные органы об опасном контенте может любой пользователь, зритель или читатель, не говоря уже о родителях. Если такой сигнал получен, и при анализе материала специалисты делают вывод о возможном наличии состава преступления – органы Следственного комитета проводят по материалу процессуальную проверку. И если есть основания – возбуждается уголовное дело, поясняет Ксения Лунина:

– Как мы видим по уголовным делам, люди либо не понимают серьезность своих действий, относятся к ним как к развлечению, либо убеждены, что находятся в условно анонимном пространстве и могут позволить себе все что угодно. Нужно помнить, что интернет-пространство не выходит за пределы правового поля. Сидя дома в Интернете на своей страничке, под ником и с какой-нибудь «левой» аватаркой, человек может совершать реальные преступления, как ему кажется – анонимно. Но он должен знать, что раскрытие таких преступлений сегодня не проблема. Правоохранительные органы имеют и специалистов, и необходимое оснащение, и армию волонтеров, готовых отслеживать эти самые странички и предоставлять первоначальную информацию. Человек, который вступает в сети в интимную переписку с ребенком, беседует с ним на неприличные темы, предлагает материалы порнографического содержания, просит несовершеннолетнего сфотографировать себя в том или ином виде, должен отдавать себе отчет: сегодня Уголовный кодекс квалифицирует такие бесконтактные действия точно так же, как если бы он вышел на улицу, схватил этого ребенка и утащил в кусты. И если речь идет о ребенке, заведомо не достигшем 12 лет, это та же самая часть 4 статьи 132 УК РФ – до 20 лет лишения свободы.

Еще одна новая и очень актуальная статья в УК – вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для его жизни. Здесь имеются в виду разного рода экстремальные игры, «подвиги» руферов, зацеперов, предложения сделать селфи в самом неподходящем месте и тому подобное. Теперь для интернет-организаторов   опасных развлечений прямо предусмотрена уголовная ответственность.

– Мода на «группы смерти» не без участия компетентных органов сейчас пошла на спад, – отмечает Ксения Лунина. – Интернет-активность их участников проанализирована. Подросткам, которые оказались в группе риска и проявляли суицидальные наклонности, оказана помощь, с ними работают психологи. Да и родители стали внимательнее. Новые «игры», наоборот, появляются постоянно. Конечно, такая деятельность пресекается. Но важно, чтобы родители следили, чем занимается их ребенок. А организаторы групп, угрожающих жизни и здоровью детей, осознали: последствия их виртуальных развлечений будут реальными.

Ольга БОРЗУН.

Цитатник

Ксения Лунина, замруководителя отдела процессуального контроля СУ СКР по Пермскому краю:

– Если родители замечают, что их ребенка вовлекают в опасные игры, я советую обращаться в органы полиции. В этом случае информация попадет в руки тех, кто компетентен и должен разбираться в ситуации.Если будет выявлено, что имеются признаки преступления, материалы будут переданы в следственное управление для проведения процессуальной проверки.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру