По инициативе «МК» прошел круглый стол «Приемная кампания-2017: кадры для промышленности и экономики будущего»

Актуальный разговор

17 мая 2017 в 08:46, просмотров: 1228
По инициативе «МК» прошел круглый стол «Приемная кампания-2017:  кадры для промышленности и экономики будущего»
Инициативу «МК» поддержали министерство образования Пермского края, региональное отделение «Единой России», крупнейшие предприятия и вузы Пермского края и НИТУ «МИСиС» (г. Москва)

Считанные недели остаются до начала приемной кампании. Для значительной части молодежи это время принятия решений. Учитывая это обстоятельство, «Московский комсомолец», который всегда уделяет большое внимание проблемам образования, выступил с инициативой проведения круглого стола по проблемам подготовки кадров для экономики. Ее поддержали министерство образования и науки России и Пермского края, региональное отделение «Единой России», крупнейшие предприятия и вузы Пермского края и НИТУ «МИСиС» (г. Москва).

Круглый стол состоялся 11 мая на площадке Региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия» в Пермском крае. Модератором выступил главный редактор газеты «Московский комсомолец-Пермь» Юрий Руднев.

Кадры решают все

Открывая дискуссию, министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина напомнила, что кадровый вопрос всегда был решающим, а сегодня он актуален, как никогда:

– Наверное, невозможно полностью добиться того, чтобы кадры, подготовленные в системе образования, были стопроцентно того качества, которое востребовано экономикой, потому что производство всегда будет чуть-чуть впереди. Но к этому нужно стремиться. Сегодня мы идеологически выстраиваем работу так, чтобы система образования могла оправдать ожидания, задействуя все звенья цепочки образования: школы, СПО и вузы.

Принятая раньше система профориентации была ориентирована в основном на посещение предприятий, напомнила Раиса Алексеевна. А затем выпускник на основе отрывочных знаний шел туда, куда советуют родственники. Сегодня этого недостаточно.

– В последние несколько лет наша стратегия заключается в том, чтобы ребята на выходе из школы сначала определялись, куда бы хотели пойти работать, а потом уже выбирали образовательное учреждение, которое даст им соответствующую подготовку. В 2008 году мы также начали движение по определению заказа предприятий и сейчас готовим студентов только по специальностям, которые реально востребованы экономикой.

Но важно еще, чтобы подготовленные кадры доходили до производства. Поэтому следующим и более действенным шагом стало заключение трехсторонних соглашений между колледжем, студентом и предприятием. Сейчас мы делаем следующий шаг, который нам тоже кажется очень правильным. Сохраняя целевой прием, мы в то же время переходим к целевому обучению. Что касается вузов, с 2014 года целевой набор в них вырос в полтора раза.

Сейчас тонкая профориентационная работа уже зашла в школы, начиная с инновационных, где каждый ребенок пробует себя в разных профессиях, причем пробы проходят как в школе, так и на производстве. В Перми хорошо выстроили эту систему. На днях мы побывали в школе «Мастерград» и видели, как это работает. В эту работу включились уже и крупные предприятия, они подыскивают ребят, которые в  дальнейшем получат образование и придут на производство. Таких ребят будут сопровождать и в  школе, и в техникуме.

Это очень правильный подход, который поддержан губернатором. Глава Пермского края Максим Геннадьевич Решетников с первых дней работы обозначил необходимость создания условий в Пермском крае для развития человеческого потенциала, для повышения качества жизни. Это фактически две стороны одного целого, здесь необходимо полное взаимодействие предприятий и системы образования. У меня лично нет сомнений, что кадры, которые мы сейчас готовим, будут востребованы в экономике Пермского края. И наша задача – сделать все, чтобы они оставались у нас, жили и работали в регионе.

На пути сближения стандартов

– В системе высшего образования и вообще подготовки кадров в последние 2-3 года, после принятия новой редакции Закона «Об образовании», происходят очень серьезные изменения, – отметил ректор Пермского государственного национального исследовательского университета, доктор физико-математических наук Игорь Макарихин. – До последнего времени вузы готовили специалистов по своим программам, а предприятия работали в соответствии со своими требованиями, технологиями и профессиональными программами. Теперь на законодательном уровне установлено, что образовательные стандарты будут приводиться в соответствие с профессиональными. Это во-первых. Во-вторых, сегодня  получение образования еще не означает полностью получения профессии. Мы начинаем приходить к системе, при которой человек, окончивший вуз, получает лишь образовательный ценз. Чтобы подтвердить, что он готов работать по своей  специальности, он должен еще пройти экзамен на соответствие профессиональным  стандартам. Это очень серьезные изменения, которые заставляют вузы перестраиваться, – с тем, чтобы программы в рамках образовательного стандарта более соответствовали профессиональным. У нас в университете такой опыт уже есть. Ребята сдали госэкзамен, получили дипломы, но не все сдали профессиональный экзамен и получили квалификацию.

Всей системе образования в стране предстоит перейти на эту систему. С учетом новых требований вузы должны держать руку на пульсе, быть в курсе потребностей экономики. Как это сделать? У нас в университете используются разные подходы. Например, действует Ассоциация работодателей химического факультета – в ее работе принимают участие крупнейшие предприятия отрасли. Главной задачей Ассоциации как раз и является соотнесение образовательных  программ с тем, что необходимо предприятиям, и соответствующие корректировки.

Первый проректор Пермского национального исследовательского политехнического университета, доктор технических наук Николай Шевелёв обратил внимание на связь кадровой проблемы с общей ситуацией в экономике:  

– Политех в полной мере обеспечивает потребности края в специалистах по всем отраслям, от машиностроения и до добычи и переработки полезных ископаемых. Целевой заказ, целевой прием – это один из важнейших рычагов, который позволяет управлять этим процессом. У нас в вузе целевой прием составляет 17%, что  соответствует среднероссийскому уровню. Этого, конечно недостаточно. Тем не менее, мы широко пользуемся механизмом  целевого обучения – там четко прописаны меры социальной поддержки студента, обязанности органов власти и предприятия по организации практики и – самое главное – трудоустройству, а также и ответственность студента. Но чтобы можно было в полной мере реализовать целевой заказ, предприятие должно быть уверено в завтрашнем дне. Если не уверено – как оно закажет кадры? 

Николай Шевелёв отметил существенное изменение возможностей целевого приема. Если раньше он был отдушиной для слабых абитуриентов, то теперь по целевому приему средний балл выше, чем по общему конкурсу. А по некоторым направлениям – таким как «Авиадвигатели», например – балл вообще запредельный. Потому что абитуриент видит перспективы отрасли: 

– Благодаря теснейшим связям с «Авиадвигателем» наши студенты, магистры, преподаватели участвуют в разработке технологий для ПД-14 и следующего поколения авиадвигателей. Оборудование в наших центрах стоит уникальное. Под целевой заказ набирается группа, в которой средний балл по ЕГЭ 225 и выше, – это губернаторские стипендиаты. Отсева практически нет: студенты  с самого начала знают, что делают, и уверены в завтрашнем дне.

В фокусе – лучшие практики

Как и планировалось, круглый стол стал площадкой для оценки лучших практик работодателей в сфере подготовки кадров под конкретное производство. Директор по управлению персоналом, охране труда и экологии ПАО «Уралкалий» Станислав Селезнёв рассказал, как на предприятии организован этот процесс:

– «Уралкалий» – мировой лидер отрасли, наши производственные мощности включают 5 рудников и 6 фабрик в Березниках и Соликамске. Сегодня на предприятии работают 21 тысяча сотрудников. Понятно, что кадры нужны постоянно. Мы взаимодействуем с учебными заведениями Пермского края – ПНИПУ, Березниковским филиалом ПНИПУ, техникумами в Березниках и Соликамске.

Только за последние 5 лет мы вложили в развитие их материально-технической базы 116 млн рублей. Поощряем лучших студентов именными стипендиями, предусмотрены гранты для преподавателей. Мы совместно разрабатываем учебные программы, чтобы преодолеть разрыв между тем, что дают учебные заведения, и тем, что нужно предприятию. Например, у нас есть потребность в лаборантах химического анализа – и мы совместно с Соликамским горно-химическим техникумом разработали программу обучения с участием наших специалистов. С этого года здесь будут готовить лаборантов именно для нас.

В рамках целевого образования компания проводит олимпиады среди школьников, и победители получают сертификат на 5 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ. Выпускник, набравший на ЕГЭ более 180 баллов, может пройти в компании собеседование и войти в число студентов-целевиков. Они обучаются по договору с ПНИПУ или Санкт-Петербургским горным институтом. Компания выплачивает таким студентам стипендии в размере от 3 до 12 тысяч рублей, в зависимости от успеваемости, им гарантировано прохождение практики на предприятии, по окончании вуза – подъемные.

На сегодняшний день у компании действует 51 договор с вузами и 76 – с техникумами, где реализуется программа компании «Рабочие кадры – под ключ». Серьезное внимание уделяется работе со школами. Работают детские лагеря, где школьники в игровой форме знакомятся с предприятием, его продукцией, технологиями. Большой интерес у старшеклассников вызывают организованные компанией квесты и экскурсии в шахту.

В числе проблем представитель «Уралкалия» назвал общее сокращение в Березниках и Соликамске численности трудоспособного населения, снижение интереса к инженерным  специальностям и престижа рабочих профессий.

– Наше предложение – обратить особое внимание на развитие социальной инфраструктуры наших городов. Необходимо также более тесное взаимодействие предприятий с учебными заведениями в части корректировки учебных планов и программ. И, конечно, развитие материально-технической базы учебных заведений.

Как прокомментировала Раиса Кассина, даже при самом пристальном внимании к материально-технической базе вузов и техникумов она всегда будет отставать от производственной базы предприятий:

– Мы сейчас принципиально меняем подходы, стремимся к тому, чтобы предприятие предоставляло свою базу для обучения студентов. Например, на «Протоне», понимая, что не могут и не должны оснащать вузы, открыли собственный центр дуального образования. Студенты проводят там 50% учебного времени. В результате на предприятие приходят готовые специалисты, потому что они обучались не на учебном оборудовании, а именно на том, которое сегодня установлено на предприятии.  

Со школьной скамьи

– Для нашего предприятия, расположенного в Губахе, выстраивание кадровой политики особенно важно, поскольку мы сталкиваемся и с последствиями демографической ямы, и с миграцией, – рассказал заместитель генерального директора по персоналу и социальным вопросам ПАО «Метафракс» Рашид Шакиров. – У нас даже есть программа завершения трудовой деятельности: мы учитываем работников старше 50 лет и знаем, когда каждый из них уволится. И напротив каждой фамилии должна стоять фамилия студента вуза или колледжа, который придет на это рабочее место. Кроме того, мы сегодня реализуем крупнейший инвестиционный проект по строительству комплекса «Аммиак-карбамид – меламин» – практически это будет завод в заводе, куда через 4 года нам понадобятся дополнительно 400 работников.

Колледж, который мы 15 лет назад взяли под патронат, – единственное учебное заведение, которое готовит нам рабочие кадры. 12 наших специалистов преподают в этом колледже – таким образом мы пытаемся скомпенсировать отставание образования от бизнеса. Конечно, мы оплачиваем практики, трудоустраиваем студентов колледжа на лето. Плюс к тому предприятие строит жилье, через 3 года у нас будет уже 6 девятиэтажек. Молодежи отдаем жилье в аренду, предлагаем выкупать со скидками.

Что касается вузов, сегодня у нас обучаются 75 контрактников. Предприятие оплачивает вузу подготовку специалиста либо платит стипендию студенту-бюджетнику, предусмотрены оплачиваемая практика, подъемные, трудоустройство.

В этом году у нас рекордное количество абитуриентов – направляем в вузы 56 человек. Но проблема в том, чтобы их набрать: ЕГЭ по химии сдают очень мало выпускников, около  800 человек на весь край. Поэтому надо начинать со школьной скамьи – другого пути у нас нет. Раньше мы проводили олимпиады и выплачивали стипендии школьникам в Кизеле, Губахе, Гремячинске, Александровске. В этом году проехали по всему краю, побывали в 18 городах. Беда в том, что школьники предпочитают сдавать ЕГЭ по менее сложным предметам. Поэтому мы, понимая корни проблемы, занимаемся несвойственным нам делом: ищем учителей химии для школ Губахи, привозим, даем им квартиры. Тех, кто подготовил абитуриентов для «Метафракса», будем стимулировать материально.

Участники круглого стола высоко оценили неформальные методы, которые реализуются на «Метафраксе». Такие подходы тем более интересны, что кадровая проблема сегодня существует во всех отраслях, отметила министр образования Раиса Кассина.

Станислав Селезнёв поднял вопрос о том, что краю нужно больше школ с техническим уклоном.

– Мы серьезно занимаемся этим, – прокомментировала Раиса Кассина. – К 2020 году будем иметь не менее 15 школ, которые давали бы техническое образование. Очень правильно поставлен и вопрос о развитии общей инфраструктуры городов. Иначе люди всегда будут стекаться в более развитые центры. Если не будет дорог, спорткомплексов, хорошего интернета, детских учреждений, хоть как готовь рабочие кадры – они до предприятий не дойдут. Это комплексная проблема, и краевые власти работают над ее решением.

Подготовить и закрепить

Конечно, кадровая проблема существует не только в территориях, она актуальна и для Перми. И здесь особенно интересна практика ГК «ПЦБК», направленная на закрепление кадров.

– Сегодня на ПЦБК 2500 работников, мы изготовляем уникальную продукцию, в том числе упаковку, без которой не может работать ни одно предприятие, – рассказал заместитель главного технолога Группы предприятий «ПЦБК» Андрей Авагимян. – Нужны квалифицированные кадры, которые важно не только подготовить, но и удержать. Для этого мы запустили несколько программ. Для школьников проводим профессиональные пробы, мастер-классы, знакомим ребят с предприятием. В вузах ведем студентов до завершения образования и приема на работу, закрепляем за ними наставников, обеспечиваем практику, возможности для написания дипломных работ. Проводим «День ПЦБК», где студенты могут побороться за гранты предприятия, привлекаем школьников и студентов к участию в конференциях, где они могут представить на суд экспертов свои разработки. Некоторые из них внедряются в производство.

ПЦБК уделяет серьезное внимание закреплению молодежи на предприятии. Здесь сформирован Совет активной молодежи – САМ. Молодежь сама определяет свои потребности – работают комитеты по науке, культуре спорту, социальной политике и адаптации. Таким образом, взаимоотношения молодого специалиста с предприятием не ограничиваются рабочей сменой, у него появляются дополнительные возможности для самореализации.

Подводя итог встречи, Раиса Кассина подчеркнула, что на круглом столе были представлены уникальные и эффективные практики предприятий, которые могут быть с успехом тиражированы в регионе. А заместитель руководителя Региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия» в Пермском крае Елена Савельева напомнила, что приемная работает с гражданами, которых, в том числе, волнуют и вопросы образования и трудоустройства. И с этой точки зрения состоявшийся разговор тоже был полезным и актуальным.

Елена ДЕМЕНЕВА.






Партнеры