Пермский Крым: забытые страницы истории

Храм в честь иконы Божией Матери «Державная» – одна из самых интересных церквей нового времени

Храм в честь иконы Божией Матери «Державная» – одна из самых интересных церквей нового времени
15 марта пермские «крымчане» отпраздновали 100-летие явления иконы Божией Матери «Державная»

«Храм был открыт почти 20 лет назад. Вокруг храма потрясающей красоты природа, река Кама. Так что, побывав здесь, можно отдохнуть не только душой, но и телом», – на такой и подобные отзывы может наткнуться любой человек в Интернете, если захочет узнать о храме в честь иконы Божией Матери «Державная», расположенном в Пермском крае, в поселке с удивительным названием Новый Крым.

Поселок Крым даже при мимолетном взгляде чем-то непохож на остальную Пермь, в нем сохраняется что-то вечно свежее, открытое в даль, что-то действительно от Крыма – того, на Чеёрном море. Своим возникновением пермский Крым обязан строительством в 1941-м году на окраине Краснокамска производственного объединения «Галоген» на базе заводов, эвакуированных из Крыма. Еще до войны в бассейне Камы были открыты йодобромные рассолы, а в годы войны аналогичные производства были эвакуированы из оккупированного Крыма.

В годы Великой Отечественной войны завод послал на фронт 500 человек, 114 из них погибли в боях. Тогда же в микрорайоне, названном Новым Крымом, по просьбе людей, эвакуированных из Крыма черноморского, появились улицы Ялтинская и Азовская. В 1948 году аналогичным образом получили свое название и другие улицы микрорайона – Воронежская, Херсонская, Глазовская (с 1987 года – улица Генерала Панфилова). Позднее появились улицы Мензелинская и Дунайская (1952 г.). Кроме деревни Оверята, в черту городского района Крымский входит и деревня Чирки (улица Нижнекамская). Всего в микрорайоне 11 улиц. 

Первые жилые постройки – дощатые бараки – появились недалеко от проходной уже упомянутого завода. Рядом с домом пароходчика Меньшикова была построена столовая. Сам дом Меньшикова был и заводоуправлением, и общежитием. До нашего времени он, к сожалению, не сохранился. Не сохранились и промышленные здания тех лет.          

В начале 50-х годов поселок разделился на два района – Старый Крым и Новый Крым на месте болота, примыкавшего к поселку с запада, которое было засыпано. А в конце 90-х годов в Новом Крыму началось строительство удивительно уютного и красивого храма в честь иконы Божией Матери «Державная».

Стоит отметить, что совсем немного храмов в России посвящено этой удивительной иконе, которая была обретена, согласно донесению святителя Тихона, митрополита Московского и всея Руси, 2/15 марта 1917 года (в день отречения от престола императора Николая II) в подвале Вознесенской церкви села Коломенского (ныне в черте Москвы). Крестьянка слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова во снах стала видеть белую церковь и слышать не раз повторявшееся требование найти «чёрную икону» и сделать ее красной. Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Богородицы – царские регалии, скипетр и держава. В своем донесении Синоду по поводу данного происшествия митрополит Тихон (Беллавин), в частности, писал: «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения – протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего…». Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря.

Икона стала предметом стихийного почитания в местности вокруг села Коломенского. Вскоре почти в каждом храме имелся список «Державной», были подготовлены служба и акафист иконе. В их составлении принимал участие патриарх Тихон.

В советское время икона хранилась в запасниках Исторического музея. В 1990 году икона была возвращена в Коломенское – в храм Казанской иконы Божией Матери.

Интересна история не только явления этой иконы, но и строительства храма в ее честь на краю города Перми. Если Закамск – это уже окраина Перми, то Новый Крым – окраина Закамска. Да к тому же этот район – один из самых неблагополучных в Перми. Именно в этом месте, несомненно, требуется помощь и заступничество Божией Матери, подумал настоятель протоиерей Сергий Апасев, и активные прихожане, получив благословение у правящего архиерея, начали строительство храма почти 20 лет назад. 

Храм строился нелегко и не быстро по многим причинам. Благотворителей найти было очень трудно. Поселок всегда был военно-коммунистического типа, полузакрытым объектом. Сейчас здесь проживают 14 тысяч человек. Но вместе с тем в меру своих скромных сил небольшой актив прихожан храма уже возрос до совершеннолетия прихода – и все это время пытается помогать и малоимущим, и сиротам. 

При храме на протяжении нескольких лет действует сестричество милосердия, «сёстры» которого ходят в расположенную рядом медсанчасть для помощи в уходе за находящимися там больными. В храме действует воскресная школа, библейские курсы для взрослых. А каждое воскресенье в храме, построенном в честь Державной иконы Божией Матери, читается акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша». Молодой приход активно живёт под руководством своего неутомимого настоятеля. А главное, что пермские «крымчане» твердо верят в заступничество Божией Матери, которая, невзирая на лица, молится за русский народ, где бы он ни жил, – и в тихих отдаленных посёлках, и в громыхающих мегаполисах.

Юрий КИЩУК.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру