Если сносить объекты, оказавшиеся в охранной зоне нефтепровода, Пермь лишится Восточного обхода и десятка микрорайонов

Жизнь – в трубу

Жизнь – в трубу
Даже внешний вид этого магистрального нефтепровода наводит на серьезные размышления

Вокруг магистрального нефтепровода с романтическим названием «Каменный Лог – Пермь» в последнее время сломано немало журналистских перьев. Это понятно – дело касается трех тысяч семей. Многие из них находятся под угрозой выселения из единственного жилья в охранной зоне нефтяной трубы – обширная тема для пиара и политических спекуляций. Не помогает поискам истины и то, что к дискуссии активно подключились нефтяники. Они намекают, что шумиха в СМИ проплачена конкурентами. И инициативные группы жителей, которые пытаются уберечь свои дома от сноса, тоже якобы сидят на нефтяной игле.

Скандал набирает обороты с 2014 года. Собственник трубопровода АО «Транснефть – Прикамье» вдруг обнаружил в охранной зоне опасного объекта в Адищево, Запруде, на Архиерейке огромное количество жилых домов, дачных участков и прочего имущества, принадлежащего частным лицам. И начал судебные процедуры. Суды первой инстанции встали на сторону трубовладельцев: опасная зона, о чем тут говорить? Дома и прочие постройки придется снести. Что до земли – пожалуйста, владейте. Только не заходите.

Сходную позицию пока занимает и краевой суд. К примеру, в конце января апелляционная жалоба Дмитрия Семерикова на решение Мотовилихинского суда о сносе его дома оставлена без удовлетворения. А у него, между прочим, трое детей и ипотека.

Но не будем отвлекаться на судебные коллизии. Тем более что суды выносят решения о сносе домов, но не рассматривают вопрос о законности пребывания на пермской земле самого нефтепровода. А это, между прочим, и есть главная интрига. Судя по проектной документации и прочим серьезным документам, такой трубы на территории Перми нет и быть не могло. Так откуда же она взялась?

Краткий курс истории трубопровода

А история эта захватывающая. Как уже установлено судами, нефтепродуктопровод «Каменный Лог – Пермь» введен в строй в 1961 году. И, как зафиксировано в судебных решениях, на сегодняшний день его износ составляет 84%.

В полувековой истории объекта особенно интересен 2006 год, когда часть трубы, проходящая по городским землям, была подвергнута некой реконструкции. Тем же 2006 годом датировано соглашение № 04-04-1060 о временном занятии земельного участка общей площадью 28,08 га, которое от имени землевладельца подписал председатель СПК «Мотовилихинский» Дочия. Никакого права на это он не имел: земля находилась в собственности администрации города, а у СПК – только в пользовании. И, как сообщает администрация Перми в ответ на запрос прокурора города, она никогда не согласовывала прокладку нефтепровода. Таким образом, Дочия предоставил землю для прокладки 20 км нефтепровода на территории города самовольно. Эти документы, как и многие другие, имеются в распоряжении редакции.

Некоторые из них рисуют просто фантастическую картину местного бытия. Вот Приволжское управление Ростехнадзора в ответ на запрос Мотовилихинского райсуда сообщает: прохождение трассы магистрального нефтепровода «Каменный Лог – Пермь» через г. Пермь не предусмотрено проектом 1960 года. А вот ответ Управления Росприроднадзора по Пермскому краю на обращение гражданки Туровой Л.Л.: установлено, что данный нефтепровод пересекает реки Большая Мотовилиха, Огаршиха, Малая Ива. Договоры водопользования отсутствуют. Добавим – скорее всего, потому, что землеотвод 1960 года предусматривал обход малых рек. А после реконструкции 2006 года труба почему-то идет по руслам. Был нефтепровод длиной 78 км, стал 67,7 км – это же гораздо удобнее…

Далее – государственный акт на землю о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором расположен магистральный нефтепровод, отсутствует. Первичный отвод земельного участка не производился.

Таким образом, по бумагам такой трубы быть не должно. А в натуре она есть. И об этом тоже знают в Ростехнадзоре. СНиП 2.05.06-85 допускает прокладку нефтяной трубы на территории города, только если она ведет к перерабатывающему предприятию. Но в этом случае она должна быть закопана в защитном кожухе не менее чем на 1,2 метра, а рабочее давление подогретого нефтепродукта в ней не может превышать 1,2 мегапаскаля. «Магистральный нефтепровод «Каменный Лог – Пермь» указанным требованиям не удовлетворяет», – сообщает Мотовилихинскому суду Приволжское управление Ростехнадзора (исходящий № 8627/23 от 18.04.2016 года).

И еще как не удовлетворяет. На отдельных участках нехорошую трубу можно наблюдать без всякого углубления под землю. И покрыта она мхом и мелкой растительностью, а вовсе не защитным кожухом. А рабочее давление на сегодняшний день – 5,2 МПа.

Далее, лицензия «Транснефти» на эксплуатацию опасных производственных объектов не распространяется на прокачку нефти по городу. Вот еще одно разъяснение Ростехнадзора: у компании такой лицензии нет, потому что …согласно проекту, нефтепровод не проходит по городу.

Все это означает только одно: труба-фантом эксплуатируется незаконно. В опасной близости от нее – целые улицы, трассы, микрорайоны: Кислотные Дачи и Ива Спортивная, Архиерейка, Запруд, Соболи, улица Лядовская – да много чего. Труба идет параллельно трассе Пермь – Березники и Восточному обходу – в 22 метрах от осевой. Там, где в сезон десятки машин стоят с работающими двигателями в пробках перед Чусовским мостом и в прочих узких местах.

Так что дело тут не в сносе энного количества построек «в интересах безопасности» их владельцев. Такой замшелой штуковины длиной в 20 километров да с износом 84% в городе просто быть не должно.

А и Б сидели на трубе…

Изначально, исходя из проектной документации, этот трубопровод имел максимальное рабочее давление 1,2 МПа, на сегодняшний день, и это тоже подтверждает Ростехнадзор, давление в трубе 5,2. Именно этим прискорбным фактом и объясняются новые размеры охранной зоны нефтепродуктопровода – 125 метров.

Если понизить давление в трубе до проектных цифр, размеры санитарной зоны изменятся кардинально, до 25 метров. И вопрос о выселении граждан и сносе жилых домов отпадет сам собой. Но вот именно здесь-то мы и вступаем на зыбкую почву экономических – да что там, почти государственных интересов.

Снижение давления в трубе до проектного будет означать сокращение поставок сырья на ПНОС – этак раз в пять. А ПНОС – это не только корпоративные интересы, налоги и лицо региона. Это опять-таки люди.

ПНОС вроде бы пытался выкупить у «Транснефти» трубопровод, чтобы обеспечить его нормальное содержание. Потому что уже очевидно, что транспортировщики вкладываться в изношенное имущество не собираются. И, учитывая состояние трубопровода, рано или поздно это приведет к остановке нефтепереработки. Но, опять-таки по слухам, договориться стороны никак не могут.

Обратная сторона трубы

В свое время участки вдоль всего трубопровода продавались без обременений, поскольку до 2013 года этой нефтяной трубы на кадастровых картах не было. Все ныне выселяемые на улицу граждане – добросовестные правоприобретатели, имеют документы на землю, а многие и разрешение на строительство. Но суды эти обстоятельства почему-то не учитывают.

Пока не начали поступать первые иски о сносе, люди вообще не слышали ни о какой трубе – вешки вдоль нее были выставлены только в 2015-м, до сих пор блестят свежей древесиной.

Сегодня жители, которые оказались заложниками трубы, добиваются либо ликвидации нефтепровода, либо возвращения его к исходному давлению 1,2 МПа. Люди доведены до предела, рассказывает член инициативной группы микрорайона Запруд Любовь Турова:

– Вы только представьте ситуацию: многодетная семья Семерикова приобрела дом, выплачивает ипотеку, воспитывает детей – и вдруг вся жизнь под откос. Суд выносит решение, что он должен за свой счет снести собственный дом. И он такой не один. Некоторые на грани  суицида – кое у кого из соседей уже приходилось отнимать канистры с бензином. У Старикова в многодетной семье ребенок в этом году должен пойти в школу, а он не может зарегистрироваться в своем доме. Ему говорят – дом снесен. А что такое отсутствие регистрации? Ни социальной поддержки, ни садика, ни медицинского обслуживания, ни в первый класс ребенка записать! На днях они вызывали «скорую» – она крутилась по поселку, разыскивая дом без адреса, а больной ребенок ждал помощи…

Жители города подали иски в Индустриальный районный суд о том, что нефтепровод представляет опасность. Нефтяники выжидают – сейчас не самый подходящий политический момент для того, чтобы нагнетать социальную напряженность.

– Непонятно, зачем «Транснефть» ходит в суды, – говорит Любовь Турова, – у них есть указание головного офиса исполнительные листы ко взысканию не предъявлять. Но при этом они обеспечивают себе возможность предъявить их в любое время.

Еще более непонятно, почему тянет время Ростехнадзор, располагая данными о ненадлежащем состоянии опасного производственного объекта. Хотя, судя по ответу надзорного ведомства на обращение гражданина Кочергина С.А. (исх. № 28716/23, 11.11.2016), ответственные уже найдены: «Устранение имеющихся нарушений в компетенции правительства Российской Федерации и администрации Пермского края, так как это, с одной стороны, влечет за собой либо остановку Пермского НПЗ и связанный с этим большой экономический ущерб, рост социальной напряженности, а с другой стороны – снос незаконных построек с компенсацией убытков добропорядочным и законопослушным гражданам, а также изменение границ  населенных пунктов».

«Найди лишнее»

Со своей бедой пермяки обратились в «Народный фронт». И нашли понимание и поддержку. Здесь считают, что трубопровод «Каменный лог – Пермь» проложен по четырем районам Перми незаконно. Когда он проектировался, никто под него никаких земельных участков не выделял. При проектной длине в 78 км в ходе реконструкции он был спрямлен, стал короче, пошел по землям поселений, по руслам рек. Сейчас он находится в 20-25 метрах от региональной трассы Восточный обход. Каждое из этих обстоятельств является нарушением законодательства. Не говоря уже о том, что трубопровод находится в недолжном состоянии.

Еще больше нюансов в этом деле с моральной точки зрения. Особенно если вспомнить, что «Транснефть» – это государственная компания. И эта госкомпания, ничтоже сумняшеся, всеми средствами пытается выселить людей. Ну, а что делать – мешают бизнесу!

Ольга БОРЗУН.

Кстати

Евгений Симакин,

председатель исполкома Пермского отделения ОНФ:

– Мы наблюдаем абсолютно незаконные, бесконтрольные действия государственной компании. С одной стороны – 3 тысячи семей, у которых вдоль трассы трубопровода имеются земельные участки, дачи или жилые дома. Это имущество законопослушных граждан и добросовестных приобретателей. А с другой стороны – нефтепровод-призрак, который фактически не зарегистрирован, идет по землям поселения, по руслам малых рек, вдоль дорог – это огромные участки земли, с которых не платятся налоги. Люди зарабатывают деньги, но налоги не платят, ничего не вкладывают в реконструкцию и текущее содержание нефтепровода. На нем уже деревья растут. Он в таком состоянии, что его сейчас даже нельзя сертифицировать. При этом реальных действий никто не предпринимает, все инстанции прикрываются бумажками. 

Мы планируем провести по этой теме совещание, направить материалы в надзорные органы. По сути, мы имеем дело с длинной историей безобразий, творимых «Транснефтью». Они оставили людей абсолютно социально не защищенными, причем сделали это намеренно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру