Рынок пассажирских перевозок трясет на электронном уровне

Попали в переделку

Попали в переделку
Сегодня перевозчик может получить компенсацию либо за краевых, либо за городских льготников. Хотя везти обязан всех

С 1 января в Перми действуют новые электронные социальные проездные для школьников, студентов и пенсионеров. Такой проездной обеспечивает своему владельцу 90 льготных поездок. И если школьники и пенсионеры к ограничениям отнеслись спокойно, то в студенческом сообществе сразу заговорили о том, что такого лимита  недостаточно. Удивила молодежь и такая новация, как отказ в льготах студентам без пермской прописки. 

Народный фронт против

26 января на площадке регионального отделения ОНФ состоялось совещание, посвященное этой теме. В ходе обсуждения начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми Илья Денисов подтвердил, что на данный момент система электронного билета фактически не работает: устройства для работы с пластиковыми проездными – валидаторы установлены примерно в 50 автобусах из  тысячи обслуживающих городские маршруты. А «Пермгорэлектротранс» только еще готовится объявить аукцион на закупку валидаторов для трамваев и троллейбусов.

При этом г-н Денисов заверил, что число льготных поездок рассчитано на основе статистических данных. Это с одной стороны. С другой – возможности городского бюджета ограничены. Но по итогам квартала лимиты могут быть пересмотрены.

Представители руководства и профсоюзных организаций пермских колледжей и вузов поделились собственной статистикой. А она говорит, что лимит необходимо увеличить до 120 поездок. Студент медуниверситета, например, только между учебными корпусами и клиническими базами совершает 27 поездок в неделю.

Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Пермском крае Геннадий Сандырев назвал происходящее «экспериментом на живых людях»:

– Что мешало перевести проездные в электронный вид, обеспечить всех перевозчиков валидаторами, получить достоверную информацию о количестве льготных поездок, обсудить это со студенческим сообществом и только потом рассчитать лимит?

Участники встречи предложили отменить ограничения по количеству поездок для льготников, пока не заработает система учета пассажиропотока. Потому что 50 автобусов с валидаторами – это явно недостаточно для объективной картины.

На краевом уровне

На самом деле проблема значительно глубже. И начинается она с системы электронного учета поездок пассажиров как таковой – без нее не было бы и электронного социального проездного документа – ЭСПД. При его вводе краевые власти внесли коррективы в уже сложившуюся схему. 

– В Перми работали 2 частных оператора, которые обслуживали перевозчиков с точки зрения автоматизации продажи билетов, – рассказывает генеральный директор ООО «Прокарт» Денис Гвоздев. – Краевые власти своим постановлением определили оператором только ЭСПД госпредприятие «Автовокзал», которое раньше распределяло бумажные проездные и в функции которого входит изготовление, распространение ЭСПД и распределение средств от пополнения ЭСПД. Исходя из заявленных критериев отбора, никто другой тут выиграть и не мог. А оператор ЭСПД, в свою очередь, определил, что,  помимо возложенных на него функций, именно он устанавливает правила электронного учета поездок, и все затраты по электронному учету несут перевозчики. Они могут сами купить любые валидаторы – но программу для них обязаны приобрести непременно в компании ООО «Новатор», у якобы официального представителя поставщика системы, которую приобрел для себя «Автовокзал». Туда теперь и отправляют перевозчиков по всем техническим вопросам. «Автовокзал» за выдачу и пополнение карточек льготников удерживает 2,5%. Мы, работая на рынке и нанимая агентов, платим им максимум 1,3%. То есть у краевого оператора цена завышена на 1,2%. 

И это далеко не все. Чтобы получить компенсацию за бесплатную перевозку льготников, перевозчику нужно сдать в администрацию заявку, которая должна быть подтверждена отчетом «Автовокзала». Получается – заплати за валидатор, за программу, за обслуживание. Не самому крупному пермскому перевозчику, который обслуживает пару маршрутов, нужно разово выложить 1,3 млн рублей только за право получать предусмотренные законом компенсации за перевозку льготников. Плюс к тому – абонентская плата «Автовокзалу» 6900 рублей в месяц. А если  пойдешь за бюджетными деньгами – еще 35 копеек с каждой (!) поездки льготного пассажира. 

Эти расходы перевозчику никто не компенсирует. Хотя, по идее, он должен получить свои 20 рублей за каждого пассажира. В тарифе заложены затраты на ГСМ, амортизацию, ремонты, безопасность, зарплаты плюс рентабельность – согласно решению гордумы, 3%. Из чего тут «заносить» оператору, непонятно. И без того некомпенсируемые затраты перевозчика неминуемо скажутся на качестве обслуживания техники, обновлении парка,  зарплатах водителей и кондукторов. А хороший водитель себе цену знает. 

Словом, бизнесу создали проблемы. Но, помимо прочего, речь идет и о безопасности пассажирских перевозок, а значит – всего населения.

– Кто-то из перевозчиков согласился работать по новой схеме, кто-то нет, – отмечает Денис Гвоздев. – Мы, со своей стороны, инициировали судебные процедуры. Перевозчики добиваются, чтобы их интересы были учтены. Пермское УФАС вынесло решение в нашу пользу, однако первая инстанция арбитражного суда это решение отменила. 8 февраля состоится апелляция. Пока мы имеем только решение суда общей юрисдикции, которое гласит, что постановление правительства законно, – исходя из того, что риски, связанные с его реализацией, о которых мы говорим, в самом постановлении отсутствуют, а все остальное – это уже реализация и должно рассматриваться отдельно. Более того, суд общей юрисдикции указал, что УФАС может рассматривать складывающуюся ситуацию, а суд рассматривал по иным основаниям.

Городские новации

Не будем забывать, что, помимо краевых, существуют еще и городские льготники – школьники, студенты и пенсионеры, которым на основании решения гордумы льготы предоставляет бюджет Перми. И вот с 2017 года администрация города также решила перейти на проездные для льготников в электронном виде – ЛПД.

В городе не раз – и даже не один год – переносили сроки перехода на электронный билет. Перевозчики все это время пытались вести диалог с городскими властями. В итоге было принято решение, что на уровне города оператором станет муниципальное казенное учреждение. Затем это казенное учреждение провело закупку и заключило договор стоимостью 89 тысяч рублей с единственным поставщиком – компанией «ИТ-Центрсервис». И рекомендовало перевозчикам работать именно с этой фирмой. 

«ИТ-Центрсервис» при закупке карточек выдвинул условие их совместимости с системой казенного учреждения. То есть, кроме их поставщика, никто этот продукт поставлять не мог. Соответственно, карточки при рыночной цене в 50-55 рублей были закуплены почти по 71 рублю. Исходя из тиража – бюджет переплатил как минимум 1,3 млн рублей.

Следующим этапом стал поиск контрагента на выдачу карточек студентам и школьникам. То есть того, кто обеспечит кассиров, которые будут проверять документы у льготников, принимать деньги и выдавать карточки. В прошлом году кассиры работали так же, только выдавали бумажный проездной, а не карточку. За год выдача проездных обошлась бюджету города Перми в 3,7 млн рублей. В 2017 году цена контракта на год – 12 млн рублей. Вот они, резервы, которых не хватает бюджету, чтобы обеспечить студентов нормальным количеством поездок по социальному проездному…

– При этом никаких договоренностей между городом и краем в части льготных проездных и никакой единой системы учета нет, – дополняет Денис Гвоздев. – Перевозчик может получать бюджетную компенсацию либо за городских льготников, либо за краевых. Но не одновременно. А это означает убытки – ведь перевозить он обязан всех. 

В сухом остатке

Система электронного учета пассажиропотока необходима – это ясно, и с этим согласны все. Непонятно другое: зачем нужен оператор там, где может работать обычная компьютерная программа? Перевозчик вполне в состоянии организовать учет и сдавать отчетность самостоятельно. От властей же он ждет ясных правил работы с картой. А вместо этого получает монополиста на рынке. 

Объем пассажирских перевозок общественным транспортом только в Перми – 6 млрд рублей в год, по перевозкам только льготников города Перми – порядка полумиллиарда. Деньги неплохие, есть за что побороться. Но методы борьбы сегодня далеки от рыночных. Если перевозчику говорят: «Хочешь получить причитающийся тебе бюджетный платеж – сначала заплати сам», это ощутимо напоминает систему откатов. Кому – предполагать не беремся. Но совершенно очевидно, что социальные льготы гражданам предоставляет не бизнес. И оплачивать их, видимо, должен не перевозчик.

Ольга БОРЗУН.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру