Махинации с пермской землей плывут в суд

Региональные чиновники на время «вычеркнули» из кадастра магистральный нефтепровод. В Перми набирает обороты скандал со сносом домов в охранной зоне нефтепровода «Каменный Лог - Пермь».

«История, похожая на сюжет нашумевшего фильма, началась еще в 2013 году», - сообщают «Пермские новости». Поправим уважаемое издание − не в 2013, а в 1961 году, когда был построен нефтепровод. Документы о трассе нефтепровода тех лет до сих пор пылятся в архивах пермских органов, отвечающих за планировку земельных участков.

Эти документы обновились в 2006 году, когда был проведен капитальный ремонт этого нефтепровода, проходящего по территориям Орджоникидзевского, Мотовилихинского и Свердловского районов города. Проведению работ предшествовало согласование проекта со всеми заинтересованными организациями.

Минимум в восьми (!) пермских ведомствах имелись документы о трассе нефтепровода и размерах его охранной зоны (ОЗ) и зоны минимально допустимых расстояний (ЗМДР). Эти зоны отличаются тем, что в ОЗ запрещена любая деятельность, кроме высева однолетних трав, а в ЗМДР нельзя располагать капитальные здания с постоянным пребыванием людей, но можно построить, например, забор.

Проект ремонтных работы в 2006 году был выполнен с учетом прохождения трубы «в стеснённых условиях и по окрестностям г. Перми». То есть факт прохождения нефтепровода по городу был учтен с самого начала. Размер трубопровода и его рабочее давление было выбрано, исходя из необходимости обеспечить сырьем принадлежащий «Лукойлу» Пермский НПЗ, который перерабатывает около 8 млн тонн нефти в год и является одним из крупнейших налогоплательщиков региона. Кстати, рядом проходит газопровод «Лукойла», и он состоит на кадастровом учете давно. Но земли все равно продавались и дома строились.

Предложения «снижать давление», «надевать кожухи» на трубу, чтобы «уменьшить охранную зону до приемлемых 7-10 метров» - некомпетентность или лукавство. Охранная зона связана не с давлением в трубе, а с необходимым пространством для работы экскаваторов и другой техники по ремонту и замене трубы. Поэтому она не зависит от давления в нефтепроводе. ЗМДР определяется расчетом возможных последствий от аварии трубы.

Но вернемся к истории появления капитальных строений в ОЗ и ЗМДР нефтепровода «Каменный Лог – Пермь».

В 2007 году был принят Федеральный закон №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», который определил порядок кадастрового учета объектов недвижимости и предоставления сведений кадастра. Дочернее предприятие «Транснефти» ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы» 15 октября 2008 года через ОАО РКЦ «Земля» (организация, занимавшаяся геодезической съемкой трасс нефтепроводов) направило в департамент земельных отношений администрации города Перми материалы на утверждение и внесение в земельные документы сведений об охранных зонах нефтепровода. Тут случилось непредвиденное: через неделю, 21 октября, департамент земельных отношений администрации города Перми ОТКАЗАЛ (!!!) в установлении охранных зон «по причине отсутствия правоустанавливающих документов на магистральный нефтепровод и его сопутствующие сооружения».

Какие причины могут быть для отказа нанести на карту зоны, в которых нельзя что-то строить? Только одна − там уже было что-то построено или предполагалось построить в ближайшее время. Сохранилась копия Приказа управления земельных отношений Перми №666-з от 05.04.2007 об изъятии из «постоянного (бессрочного) пользования» 71,8 гектара земли в Мотовилихинском и Орджоникидзевском районах у сельскохозяйственного кооператива «Мотовилихинский» и продаже этой земли ЗАО «Уралагро». В приказе есть оговорка, что в охранных зонах инженерных коммуникаций не разрешается строительство даже временных зданий и сооружений. Но «Уралагро» разбило землю на участки и продало частным лицам, не упоминая об этом ограничении, при том, что им самим дали землю «под объекты сельхозназначения»!!! Представители СПК «Мотовилихинский» тоже от «Уралагро» далеко не ушли и начали свои земли продавать под застройку дальше по трассе нефтепровода. При том, что назначение земель – сельскохозяйственное - так и не поменяли.

А пермские чиновники департамента имущественных отношений администрации, Росреестра и кадастровой палаты 5 (пять) лет (!), до 2013 года, под разными предлогами не вносили информацию об охранных зонах в документацию, регистрируя право собственности на землю, проданную «Уралагро» без указания обременений, и здания, построенные на этой земле. Сейчас обманутые чиновниками владельцы этих участков кричат о справедливости и обвиняют «Транснефть» в «людоедском» требовании снести постройки. Об истории чиновничьего сговора читайте отдельно ниже.

Пермские чиновники скромненько отошли в сторону и не появляются на собраниях возмущенных землевладельцев. Отвечать за чиновников вышли депутат ЗС Лилия Ширяева и председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев, у которого 30 домов превратились в несколько тысяч.

Они пытаются вести переговоры со всеми сторонами конфликта, прежде всего с нефтяниками, и «ищут правовой выход из ситуации». «Правовой выход» всего один − подать в суд на чиновников и владельцев «Уралагро», которые не предупредили покупателей земли о существовании охранной зоны нефтепровода, и за их счет компенсировать убытки», - комментирует юрист Центра жилищно-коммунальной экспертизы Михаил Файн. Юридическими владельцами «Уралагро» являются физлица Сергей Данилов и Рустам Каипов. Бенефициарами компании называют предпринимателей Ильгама Галина, Рамиля Субханкулова и исполнительного директора Ильдуса Шамсиярова.

Со своей стороны, член штаба регионального отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ) Максим Зубарев обещает взвешенное «политическое решение».

Для справки: иски о сносе строений на территории Перми предъявлены не тысячам собственников, как раздувают историю «защитники народных интересов» (которых правильнее было бы называть «защитниками чиновников от справедливого суда»), а 33 собственникам. Ни у одного из них среди строений, подлежащих сносу, не зарегистрированы жилые дома.

А вот в селении Адищево Добрянского района, где также проходит нефтепровод Каменный лог – Пермь, сносу подлежат два жилых дома. Так вот, здесь пермские чиновники поступили еще круче − в 2010 году они СНЯЛИ данные об охранной зоне с учета (!!!), и восстановили их только в 2012 под угрозой судебного иска. А все это время регистрировали сделки по купле-продаже земли предыдущих собственников без указания ограничений на использование и разрешали строить жилые дома.

Как пермские чиновники коллективно отказывали в постановке на учет охранных зон, пока «Уралагро» и СПК «Мотовилихинский» активно продавали землю частникам

В октябре 2008 года по результатам топографической съемки, которую произвело ОАО РКЦ «Земля» (г. Казань) в рамках договора с ОАО «СЗМН», в департамент земельных отношений администрации г. Перми (ДЗО) были направлены материалы о границах зон особого режима использования земель при прохождении нефтепровода (МН) «Каменный Лог - Пермь» на территории города Перми

В 2008 году мэром Перми был Игорь Шубин, ныне сенатор от Пермского края.

В его бытность департамент земельных отношений администрации города Перми оказался единственным органом местного самоуправления, который отказался от утверждения границ зон особого режима использования земель нефтепровода и внесения по информационному взаимодействию сведений в Государственный кадастр недвижимости, сославшись на то, что охранные зоны магистральных нефтепроводов считаются фактически установленными, в связи с чем рекомендовал обратиться в филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Пермскому краю.

Далее, ОАО «СЗМН» обратилось в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Пермскому краю с просьбой о внесении в Госкадастр недвижимости сведений об охранных зонах.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю отказал по причине того, что полномочия лица, т.е. «СЗМН» (владельца трубы на всякий случай), предоставившего документы, не подтверждены надлежащим образом. Было рекомендовано обратиться в Ростехнадзор.

ОАО «СЗМН» обратилось в Приволжское управление Ростехнадзора с просьбой выдать доверенность для сдачи документов в Росреестр по Пермскому краю.

Ростехнадзор разъяснил, что не уполномочен направлять материалы в орган кадастрового учета. Пояснив, что необходимые для внесения в Государственный кадастр сведения определяет орган местного самоуправления.

Тупик…

Кадастровые игры Росреестра

Но нефтяники не сдались. Получив отказ Приволжского управления Ростехнадзора, ОАО «СЗМН» обратилось в Росреестр с просьбой дать разъяснение о круге лиц, правомочных на внесение в кадастр недвижимости сведений об охранных зонах.

Росреестр по Пермскому краю объяснил, что с заявлением о внесении в кадастр недвижимости сведений о границах охранных зон магистральных трубопроводов вправе обратиться правообладатель объектов с документами, подтверждающими право ОАО «СЗМН» на нефтепроводы. Круг замкнулся по второму разу.

Основываясь на данных разъяснениях, ОАО «СЗМН» в очередной раз направило в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Пермскому краю документы на нефтепровод для внесения его в кадастр. И тут, о чудо, их приняли, но вернули на доработку.

Документы доработали в соответствии с указаниями филиала. Снова отправили. Но пермские чиновники просто так не сдаются. Они СНОВА отказали во внесении в Государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранных зон магистральных трубопроводов, принадлежащих ОАО «СЗМН», по причине отсутствия доверенности от Ростехнадзора.  Занавес закрывается во второй раз.

ОАО «СЗМН» снова обратилось в Росреестр по Пермскому краю с просьбой дать разъяснение отказа ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Пермскому краю внести в кадастр недвижимости сведения о границах охранных зон магистральных нефтепроводов ОАО «СЗМН» по причине отсутствия доверенности от Ростехнадзора.

Вышестоящий Росреестр дал, наконец, указания своему филиалу, и в октябре 2013 года они внесли в Государственный кадастр недвижимости сведения о зонах с особыми условиями использования территории: «Охранная зона МН «Каменный Лог - Пермь» с присвоением учетного номера 59.01.2.170.

А уже после того как охранная зона, наконец, была поставлена на кадастровый учет, управление Росреестра по Пермскому краю уведомило ОАО «СЗМН», что необходимость представлять в орган кадастрового учета доверенность Ростехнадзора отсутствует, сведения о зонах с особыми условиями использования территорий объектов ОАО «СЗМН» в Государственный кадастр недвижимости уже внесены.

Вот такая длинная история о том, как чиновники пермской администрации саботировали постановку на учет охранной зоны, пока коммерческие фирмы активно продавали землю частникам.

При этом лукойловская труба все это время лежала рядом с нефтепроводом и состояла на кадастровом учете, но земли все равно продавались, а дома строились…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру