Многие удивляются: мировая цена на нефть падает, а стоимость бензина при этом растет. Чтобы понять, в чем тут дело, нужно знать технологию производства топлива.
При поставках нефтедобывающей организации на нефтеперерабатывающий завод стоимость одного литра нефти колеблется от 9 до 12 рублей. С одной единицы нефти разные нефтеперерабатывающие заводы получают от 40% до 70% светлых нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо) и от 30% до 60% тёмных нефтепродуктов в виде мазута, битума и других фракций.
Нефтепереработка – довольно затратное производство. Бензин должен соответствовать экологическим требованиям как России, так и Евросоюза. Это значит, что в цене продукта, помимо чисто технических свойств, учитываются затраты на его испытания на соответствие экологическим нормам. Производитель также учитывает затраты на научные разработки, которые в нынешних условиях глобальной конкуренции обходятся весьма недешево. В результате на выходе с НПЗ мы получаем примерно 19 рублей за 1 литр бензина Аи-95.
Произведенный бензин необходимо продать через товарно-сырьевую биржу. В России топливо продается на Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой бирже. Наценки трейдеров биржи составляют примерно 2-3%.
Затем бензин поступает на нефтебазы, а оттуда продается на бензозаправочные станции. Прибыли транспортных компаний и нефтебаз составляют 6-7%. В свою очередь, розничные продавцы отпускают бензин с наценкой примерно 10%.
Но самая большая составляющая в цене бензина – это, конечно, налоги. Сюда входят налог на добычу полезных ископаемых, акцизные сборы, налог на прибыль и НДС. Всего при покупке одного литра бензина мы платим более 50% налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
Таким образом, сегодня стоимость нефти в цене на бензин составляет не более 10%. Иными словами, она почти не влияет на цифры, что мы видим на автозаправочных станциях.