Вместо инвестиций «Комос групп» внедряет в Перми посредников и душит конкурентов

Рейд по продовольственным тылам

Призрак неуправляемого роста цен на продукты в Пермском крае начинает понемногу отступать. Правда, заметить это можно лишь в сетевых торговых точках. В магазинах шаговой доступности все по-прежнему, как в опрокинувшейся автолавке. И по части качества товара, и по ценникам, и по надежности весов. Поэтому граждане с тоской поглядывают за запертые наглухо магазины сети «Добрыня». 

Рейд по продовольственным тылам
Фото: Александр Фролов

Не то чтобы магазины «Добрыня» были идеальны. Но они занимали среди ритейлеров вполне конкретную нишу и имели собственного покупателя. И судя по тому, что недавно рассказала «Новому компаньону» ликвидатор ЗАО «Добрыня» Виктория Буторина, эту нишу освобождали намеренно и планомерно.

В числе прочего г-жа Буторина объяснила, почему сеть не смогла погасить далеко не астрономический долг в 22 млн рублей одному из своих поставщиков – Пермскому хладокомбинату «Созвездие» (входит в удмуртский агрохолдинг «Комос групп»). Как выяснилось, деньги просто не имело смысла выплачивать, потому что дело не в них: «С самого начала мы воспринимали эти действия как рейдерский захват. Мы знали, что иску предшествовали определенные события. Так, с зимы 2014 года обсуждалась сделка по покупке «Комосом» сети «Добрыня». Тогда же «Комос» резко увеличил объемы поставок в сеть, и это воспринималось как укрепление сотрудничества в рамках возможной сделки. Однако рост отгрузок привел и к росту задолженности перед ПХК «Созвездие». И как только стало ясно, что сделка не состоится, появился иск почти на 23 млн рублей».

Напомним, в августе-сентябре прошлого года судебные приставы арестовали денежные средства и товары в магазинах сети «Добрыня» на всю сумму иска, в порядке обеспечительных мер. Исполнительное производство по этому иску официально завершено, однако аресты до сих пор не сняты. Как поясняет ликвидатор, судьба нескольких миллионов рублей до сего времени неизвестна. Что касается товаров, часть которых почему-то была вывезена «непосредственно по адресу кредитора», вся эта махровая просрочка теперь может пригодиться ЗАО «Добрыня» только для списания.

Нелишне вспомнить и то, что практически одновременно с выходом приставов на объекты ритейлера в городе появилась наружная реклама на тему «Купим долги «Добрыни». Далекие от бизнеса горожане сочли ее шуткой или, в худшем случае, мелкой личной местью недовольного партнера. А между тем долги действительно скупались, что еще раз подтверждает версию рейдерского захвата.

Для «Добрыни» последствия были катастрофическими: работа сети была дезорганизована, ритейлера лишили возможности исполнять обязательства по контрактам. Что выиграл от всего этого «Комос групп»? Пока ничего. Если это был рейдерский захват, то плохо просчитанный и провальный. Правда, не исключено, что сеть «Добрыни» теперь будет выставлена на продажу. К удовольствию перспективного удмуртского инвестора, который за несколько лет так и не сумел отрыть в Перми ни одной приличной торговой точки.

Казалось бы, какое покупателю дело, кто будет торговать в привычном для него магазине, – «Добрыня» или «Комос групп»? События последнего года показывают, что разница есть. И она может оказаться весомой для кошелька. Достаточно вспомнить, что в сентябре прошлого года, когда пермский продовольственный рынок еще пытался балансировать на уровне докризисных цен, Краснокамский мясокомбинат (входит в «Комос групп») первым уведомил ритейлеров о предстоящем значительном подорожании мяса птицы. Информация быстро ушла в СМИ, и представителям «Комоса» пришлось, судя по всему, в спешном порядке одной рукой сочинять опровержения, а другой – переписывать уже заготовленные ценники.

А уже весной этого года Пермский хладокомбинат «Созвездие» вместе с другими игроками продовольственного рынка подвергся проверке краевой прокуратуры с привлечением УФАС, краевого минторга и Роспотребнадзора. Предметом проверки было соблюдение законодательства в сфере ценообразования. Но попутно надзорные органы обнаружили массовые нарушения в других сферах, включая санитарно-эпидемиологическую. Тогда по результатам проверок был вынесен добрый десяток представлений об устранении нарушений.

Кстати говоря, выбор предприятий для проверки был не случаен: речь шла о крупных оптовых компаниях, осуществляющих закупку продуктов питания и их последующую продажу. И то, что Пермский хладокомбинат, некогда самостоятельная производственная единица, теперь является посредником в реализации в Перми товаров удмуртского производства, для пермяков не только обидно, но и дорого.

Как работают посреднические схемы «Комоса»? В этом не так давно пришлось разбираться на исторической родине агрохолдинга (который, кстати говоря, уже зарегистрирован в Москве). Причем разбирательства проходили на разных уровнях, включая Госсовет Удмуртии и республиканскую прокуратуру.

К примеру, в Госсовете Удмуртской Республики обсуждался ценовой скачок на рынке мяса птицы. Чиновники попытались выяснить, почему кило курицы от «Глазовской птицефабрики» (а это опять-таки «Комос групп») почти на 50 рублей дороже птицы, привезенной, например, из Мордовии. Директор по развитию ООО «Комос групп» Евгений Родичкин прокомментировал эту странность так: цены на зерно выросли, ставки по кредитам тоже. И очень подорожали упаковочные материалы. Можно подумать, в Мордовии кур в газету заворачивают…

Спустя месяц свои открытия обнародовала прокуратура Удмуртской Республики. Она поставила вопрос о сговоре между ООО «Птицефабрика «Вараксино» (входит в «Комос групп») и филиалом «Комоса» под названием «Торговая компания» при реализации в торговые сети куриного яйца. Только с августа 2014-го по январь 2015 года отпускная цена яйца на птицефабрике выросла с 3,09 до 5,14 рублей за штуку. И при этом на пути к потребителю это самое яйцо еще проходит через руки посредника, доходя до прилавка уже с приличной наценкой.

В УФАС Удмуртии направлены материалы по признакам нарушения закона «О защите конкуренции», которое привело к повышению цены на социально значимый продукт. Хотя тут, в принципе, все ясно: по части реализации собственной продукции «Комос» всегда сам с собой согласен.

Что же касается производства, тут за фактами и в Удмуртию ходить не надо. По сути, Пермский хладокомбинат стал для «Комоса» очередной торговой компанией. Обещанная инвестором реконструкция предприятия все никак не наступает. Правда, нынче «Комос» предпринял попытку ввести объект хоть в какой-нибудь строй: попросил из краевого бюджета 400 млн рублей на переоборудование. Но при этом второй рукой – которая, похоже, всегда наготове – начал, как говорят, распродавать то, что сам закупил для реконструкции. В том числе линию «Tetra Pak» для пермского мороженого. По словам участников московской выставки «Продэкспо-2015», оборудование предлагалось в упаковке... 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру